Для родителей
материал по теме

Янушонок Наталья Ивановна

Сотрудничество семьи и школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.zip29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество семьи и школы

Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество.

В этих условиях школа должна быть открытой для родителей. Это значит: родители по своему желанию могут присутствовать на уроках и на различных занятиях с детьми; могут участвовать в образовательном процессе в качестве руководителя кружка, в проведении бесед с детьми и экскурсий. Для родителей проводятся концерты, выставки работ детей, им посылаются письма об успехах их детей в различных видах деятельности и письма-благодарности за участие в делах класса; в классных комнатах и рекреациях вывешиваются молнии с выражением благодарности родителям; классным комнатам присваиваются имена родителей, которые оказали значимую моральную и материальную поддержку.

Главная цель школы в работе с родителями заключается в том, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло его ребенку, и постоянно заботились бы об этом доме (школе). В свою очередь школа оказывает помощь родителям в установлении со своими детьми и в семье таких отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, самым любимым и самым необходимым.

Учитель должен признавать и поддерживать главенствующую роль семьи в воспитании и обучении ребенка.

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

  1. педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  2. педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  3. педагогическому просвещению родителей;
  4. умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  5. единству требований школы и семьи.

Сотрудничество педагогов и семьи приносит пользу детям через хорошее самочувствие, ощущение счастья, чувства сопричастности, наполнения энергией, ощущение полезности.

Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет:

  1. развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка;
  2. забывать на время о своих проблемах;
  3. познакомиться с новыми людьми;
  4. ощутить "приятную усталость" вместо "тягостного" утомления.

Основные направления сотрудничества семьи и школы:

  1. чтение книг совместно с ребенком;
  2. выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
  3. привлечение ребенка к обучающей деятельности (выступление в роли учителя);
  4. участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
  5. " проведение дней здоровья;
  6. проведение совместных праздников с участием родителей (100-й день в школе, 500 дней в школе, 1000 дней в школе);
  7. определение стратегии родительского воспитания и ее корректировка, при необходимости;
  8. " оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей;
  9. создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
  10. предложение родителям домашних обучающих заданий (возможно краткое пояснение для выполнения).

Для организации взаимодействия школы и родителей важно иметь представление о том, как же родители оценивают учителя, что определяет отношение родителей к конкретному учителю. Особенно это касается учителей начальной школы. Именно в первоначальный период обучения ребенка в школе идет налаживание контактов и взаимодействия между педагогами и родителями. Во многом от характера взаимодействия с первыми учителями у родителей формируется представление о школе и о педагогах в целом.

Привлечение родителей к участию в жизни класса

1. Предварительное знакомство родителей со школой.

2. Первое собрание-знакомство.

3. Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.

4. Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы…).

5. Телефонные звонки в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).

6. Уважение между педагогом и родителями. Выражение признательности родителям. Терпеливость в общении.

7. Поощрение посещения родителями собраний.

8. Обсуждение надежд родителей и педагогов.

9. Сотрудничество родителей друг с другом для оказания помощи и поддержки школы.

10. Создание библиотеки для родителей.

11. Информация для родителей и их обучение.

12. Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент…).

13. Поощрение участия родителей в работе класса.

14. Выбор самими родителями варианта сотрудничества со школой и классом. Вовлекайте всю семью в сотрудничество со школой. Овладевайте навыками сотрудничества.

15. Устанавливайте сотрудничество с другими партнерами, которые заинтересованы в услугах семьи.

16. Проводите для родителей конференции, консультации, встречи по обсуждению успехов детей и по проблемам семьи, воспитания, обучения.

17. Сохраняйте конфиденциальность.

Учитель может выбрать различные стили общения с родителями, но важно стараться быть дружелюбным по отношению к ним. Дружелюбный собеседник одобряет людей, относится с уважением к услышанному, открыто выражает восхищение и уважение.

Наиболее предпочтительные стили поведения учителя при встрече с родителем: внимательный собеседник, оживленный собеседник, не скованный, не напряженный собеседник, собеседник, оставляющий приятное впечатление.

С целью выявления отношения родителей к учителям и в целом к школе мы предлагаем провести анонимный опрос родителей. Желательно, чтобы такой опрос проводил завуч школы или психолог, с тем, чтобы полученные данные не спровоцировали конфликты между учителями и родителями. Учителям представляются лишь обобщенные данные, которые позволят выделить наиболее значимые требования родителей к деятельности учителя и к школе.

Анкета для родителей

1. Учитель умеет точно предсказать успехи моего ребенка в учебе.

2. Учитель - справедливый человек.

3. Учитель умело учит моего ребенка, поэтому он не боится проверочных работ.

4. Слово учителя - закон для моего ребенка.

5. Учитель тщательно планирует работу с моим ребенком.

6. Мой ребенок вполне доволен учителем.

7. Учитель может всегда дать разумный совет (в отношении учебы и воспитания моего ребенка).

8. Я полностью доверяю учителю.

9. Оценка учителем моего ребенка очень важна для меня.

10. Работать с учителем для моего ребенка - одно удовольствие.

11. Учитель всегда выслушивает мнение моего ребенка.

12. Я не сомневаюсь в справедливости и необходимости методов и средств, которые учитель применяет на уроке.

13. Я могу поделиться с учителем мыслями, которые касаются моего ребенка.

14. Учитель хорошо знает сильные и слабые стороны моего ребенка.

15. Я хотел бы (как воспитатель ребенка) стать похожим на учителя.

Родители анонимно заполняют бланк на каждого учителя, работающего в данном классе, по пятибалльной шкале:

1 балл - совершенно к нему не относится;

2 балла - чаще к нему не относится;

3 балла - когда как;

4 балла - похоже на него;

5 баллов - это точно о нем.

Учитель по каждой анкете может набрать от 15 до 75 баллов. Баллы всех анкет складываются, и вычисляется средний балл учителя по каждому параметру в данном классе. Низким является результат менее 47 баллов, высоким - свыше 72 баллов, нормальным от - 48 до 71 балла (А. Е. Рябов).

Задачи педагогического руководства семейным воспитанием:

  1. оказывать помощь родителям в выборе методов и приемов воспитания;
  2. содействовать укреплению родительского авторитета, высокого уважения к личности отца и матери;
  3. " способствовать развитию чувства родительской любви;
  4. тактично руководить самовоспитанием родителей;
  5. осуществлять педагогическое просвещение.

Правила общения учителя с родителями

1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

2. Не ругать ребенка, а мягко разъяснять родителям, в чем их проблема.

3. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от учителя ничего не стоит скрывать, что учитель - их друг, который всегда постарается помочь.

4. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и плохих отметках говорить в индивидуальной беседе).

5. Всегда можно найти, за что сказать родителям "спасибо"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...