Родительское собрание "Трудный ребёнок. Так ли это?"
план-конспект по теме

Данилова Таисия Викторовна

В процессе работы у родителей закрепляется установка, что природная конституция человека по сути вторична, если речь идёт о поведенческих аспектах и, в частности, об отклоняющемся поведении. Практика проведения занятий показывает, что родители старшеклассников в процессе изложения ведущим информационного материала задают вопросы, часто укоряя детей в недостатках, связанных с непониманием позиции взрослого........

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rodit_sobranie.zip20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Трудный ребёнок. Так ли это?»

Цели:

  1. Информационное обеспечение родителей
  2. Повышение педагогической культуры.

Ход собрания

  1. Информация ведущего об отклоняющемся поведении.

Общение – это коммуникативный процесс. Способность к общению обеспечивает совместимость людей друг с другом, ведёт к жизненному успеху.

     Это набор следующих характеристик:

        1.Активность (желание вступать в контакт).

        2.Умения (слушать, сопереживать, решать спорные ситуации, поддерживать диалог.

        3.Знания (правил во взаимодействии).

Нарушение  взаимодействия, возникновение барьеров в общении - показатель отклонений в развитии личности молодого человека. Выражается такое отклонение в поведении, а также в появлении негативных качеств личности: агрессивности, конфликтности, тревожности, застенчивости и др.

Давайте с вами рассмотрим по порядку данные негативные качества, особенности их проявления, а также подумаем, как на них реагировать при общении с ребёнком.

Агрессивность- предрасположенность к насилию, обусловлена природными задатками человека.

  Вспышки неповиновения, ярости с элементами агрессии наблюдаются у детей ещё в раннем возрасте. Причиной такого поведения является неудовлетворение какой-либо потребности. И если в ответ на агрессию ребёнок получает контрагрессию со стороны родителей, а она гораздо сильнее, то формируется стереотип поведения. Поэтому агрессия в старшем школьном возрасте чаще всего является формой протеста против действий родителей. Она может быть местью за эмоциональную холодность со стороны близких (родителям некогда общаться с ребёнком, они зарабатывают деньги и заменяют общение подарками). Может быть ещё и другое когда ребёнок просто усваивает данный способ взаимодействия, проецируя родительские отношения. Пример -частые ссоры между родителями, оскорбления, драки в присутствии ребёнка. Иногда физическое насилие по отношению к ребёнку.

 Как правило, такое поведение характерно для молодых людей, родители которых культивируют такие типы семейного воспитания, как эмоциональное отвержение или гипопротекцию.

  Не стоит также забывать и о природной конституции ребёнка: если он холерик или меланхолик. То агрессия будет носить наступательный характер, а если флегматик или сангвиник, то защитную. Это правила, но бывают и исключения.

  Агрессия также может быть вызвана неудовлетворённостью потребности в лидерстве. Чаще такая картина наблюдается у детей, избалованных родительским вниманием. Дома он лучший, а в классе?

  Именно агрессивные, напористые являются лидерами неформальных, чаще асоциальных, групп. Так усваивается лишь один способ взаимодействия с окружающими  подчинение своей воле. Отсюда цинизм, эгоизм, эмоциональная холодность, сознательное игнорирование норм поведения, а отсюда и проблемы с обучением. Для агрессивных именно социальные мотивы, а не учебные, являются доминирующими!

Советы родителям:

  1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубит проблему
  2. Санкция должна соответствовать проступку
  3. Не допускайте вспышек агрессии в присутствии своего ребёнка
  4. Используйте прикосновение (тактильный контакт)
  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства
  6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах
  7. Используйте удивление для переноса и отреагирования агрессии.

Конфликтность.  О таких говорят, всем хорош, но задира, каких мало. Причин, обусловливающих такое поведение множество, но справедливости ради следует разобрать основные.

  Такое поведение может быть следствием эгоцентричности молодого человека. Если с детства ребёнок в центре внимания семьи, а тип воспитания – потворствующая гиперпротекция, то он привыкает получать всё, что только ни пожелает, при минимальных собственных затратах. Когда же такой ребёнок встречается с пренебрежением к своим интересам со стороны окружающих, то он негодует и тем самым провоцирует конфликт.

  Бывает и так что данный стереотип поведения усваивает ребёнок, неполучающий необходимого внимания со стороны родителей. Причин много, среди нних можно выделить доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение.

  Часто конфликтность наблюдается у вновь пришедших в 10-й класс, в тревожные переходные периоды – конец 9-го, 11-го классов.

  Конфликтность как способ привлечения внимания к себе используют старшие дети (если в семье двое, трое детей). Причиной могут быть частые ссоры между родителями, а также вовлечение в процесс воспитания дедушек и бабушек.

  Советы родителям:

  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор)
  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке
  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров
  4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся
  5. Не ссорьтесь между собой в присутствии ребёнка
  6. Если у вас двое и более детей в семье, помните, что внимание необходимо каждому в равных долях, и в 17 лет- он ребёнок (для вас)!

Тревожность проявляется в несобранности, невнимательности, неусидчивости, чрезмерной подвижности или пассивности ребёнка, а следствием бывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в учёбе.

Каковы же типичные причины подобных поведенческих реакций? Тревожность, как правило, наблюдается у тех старшеклассников, которые с детства всячески опекались близкими по поводу и без повода. Воспитание по принципу – кумир семьи. В результате – инфантильность.

Также результатом тревожности может быть проекция одним из родителей, чаще матерью, своей тревоги на ребёнка. В результате у старшеклассника формируется деструктивный стереотип поведения.

  Данное качество может быть следствием семейного неблагополучия (пьющий отец, чрезмерное внимание семьи к младшему ребёнку, развод родителей, воспитание матерью без отца или, наоборот, чрезмерность необоснованных требований и т.д.). Главное – боязнь потерять любовь близкого человека. Для юношей, воспитывающихся без отца,- отсутствие поведенческих эталонов и, как следствие, боязнь не соответствовать мужскому типу.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в основе лежит страх!

Если вовремя не изменить отношение в семье, то возможен переход тревожности в нервозность (навязчивые движения) и в психоз. А это уже состояние, когда необходимо врачебное вмешательство.

Отличницы и отличники через 2-3 года после окончания школы. Удалившись от родителей. Резко меняются в худшую сторону: им надо удовлетворять столько накопившихся за эти годы потребностей.

Страх часто связан с комплексом вины, который вольно или невольно закрепляется в сознании молодого человека. Он формируется в семье, когда родители наклеивают ярлыки на его поведение, не разбираясь в истинных причинах тех или иных поведенческих реакций.

Ощущая свою малоценность, дети могут уйти из семьи. Лживость, изворотливость, даже нечистоплотность – всё это производные комплексы вины!

Поэтому всегда следует искать причины. Взвешивать «за» и «против», а уже за тем говорить или делать – воспитывать!

Советы родителям:

  1. Выясните причину тревожности
  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка, так как он – другой человек (личность).
  5. Не используйте своего ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом
  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

Застенчивость. В характеристике тревожности была названа одна из причин, которая деструктивно влияет на развитие личности молодого человека,- это формируемый или уже сформированный комплекс вины. Он, безусловно, оказывает влияние на закрепление комплекса неуверенности. В результате не удовлетворяется базовая человеческая потребность- чувство значительности или самоценности. Застенчивость мешает устанавливать социальные контакты, способствует развитию шизоидной акцентуации (уход в себя, в мир внутренних переживаний), нелюдимости и замкнутости.

Застенчивость характерна для флегматиков и меланхоликов. На закрепление данного качества влияет и тип семейного воспитания, связанный с наличием у родителей фобии утраты ребёнка.

У таких детей наблюдается заниженная самооценка, но главное то, что их психология это психология маленького человека и неудачника. Для них характерны, с одной стороны, зависть к более удачливым, с другой – заниженное самоуважение.

Иногда на закрепление застенчивости влияет опыт неудачного разрешения той или иной ситуации. Неверие в свои силы плюс возможные физические недостатки делают старшеклассника неспособным разрешить этот внутриперсональный конфликт. Именно поэтому родителям необходимо изменить отношение ребёнка к самому себе.

Советы родителям:

  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом
  2. Не упрекайте по мелочам
  3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны
  4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  5. Говорите об ошибках позитивно.(Не ошибается тот, кто ничего не делает.)
  6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета
  7. Наметьте план действий с классным воспитателем

II.Информация о способах отреагирования негативных эмоций.

  1. «Груша»- в качестве груши может с успехом использоваться подушка. Удары по ней снимут негативные эмоции, ненужное напряжение.
  2. «Силовик»- выполните любое из силовых упражнений, например, отожмитесь от пола (на пальцах рук) 40 раз.
  3. «Символ»- на листе бумаги изобразите в цвете (цветным карандашом) символически свои негативные переживания. Затем рассмотрите рисунок на вытянутых руках и разорвите его в клочья.
  4. «Штрихи»- на листе бумаги, думая о негативных переживаниях, рисуйте произвольно, не глядя на лист. Закончив «рисунок», с яростью заштрихуйте его.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Ребёнок и деньги».

Цель:- помочь родителям сформировать у детей правильное отношение к деньгамЗадачи:- дать родителям информацию о возможных путях формирования культуры обращения с деньгами;- помочь родителям найти пути...

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей;           2) воспитывать  чувство взаимопонимания...

Родительское собрание «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

Задачи собрания: 1.     Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.2.     Способствов...

Родительское собрание "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Презетация содержит содержит тестирование и советы родителям по нравственному воспитанию учащихся....

Родительское собрание "Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример тому!"

Родительское собрание. Текст к презентации "Ребенок Учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому!"...