Родительское собрание "Искусство ошибаться"
методическая разработка (10 класс) по теме

Кирилова Ирина Ивановна

 

«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке,

черствых к добру  беспамятных к прошлому.

 А для этого нужны знания, нужна интеллигентность,  дающаяся культурой»

 (Дмитрий Лихачев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rod._sobranie.zip470.36 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство ошибаться

Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпи зодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают сла быми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораз до более удовлетворения, чем удача удачников.

Но дело не в этом. Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в та нец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и... красиво. Да, именно красиво.

Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло» — это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а оттого, какое неумение проявляет ошибившийся в ее исправлении.

Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжил ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагирует зритель на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и лег ко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае (с. 63).

Большое в малом

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же ду ховных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо боль шее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое про сто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в неза метном и случайном – тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «Цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения, Родион Расколь ников, думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее кру шение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом нужно, в частности и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях

научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фак там, к «интересности» выводов, к их эффектности или к любым фор мам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличе ния полученных результатов исследования или даже мелкие подта совки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым. Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто (с. 17-18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я ошибся ай......

Английские местоимения в стихотворной форме...

Дети ошибаются и лгут

Вы часто посещаете родительские собрания и разговариваете с учителями вашего ребенка наедине? А знаете ли вы, что есть вещи, которые преподаватель знает о вашей семье, но никогда вам не расскажет?...

Анкета для учащихся "Чтобы не ошибиться в выборе профессии"

Анкета направлена на проверку того, насколько ребенок готов к самостоятельному выбору профессии....

урок в 7 классе о раздельном и дефисном написании частиц "Как бы не ошибиться !"

Урок изучения нового материала.Презентация к теме, карточки,таблицы , физкультминутка, лист самооценивания помогают усвоить материал и быть на современном уровне.Предусмотрена творческая работа....

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

При выборе вида спорта для ребенка первое и главное — это найти хорошего детского тренера. Но зависит ли успех вашего ребенка от тренера? Или все-таки природные данные и упорство сделают все за ...

Если ребенок ошибается...

Если ребенок ошибается......