Лекционное занятие для родителей: "Воспитание детей на примере святых и героев нашего района. Священномученик протоиерей Ярослав Савицкий (Ямской)"
методическая разработка по теме

Шилина Анна Евгеньевна

 

Для России православная культура всегда была твёрдым государствообразующим и культурообразующим стержнем, потеря которого ведёт к потере самобытности, к обезличиванию народа и к распаду государства. Отход от традиционных духовно-нравственных российских ценностей приводит к утрате людьми жизненных ориентиров, к потере ими смысла жизни, к формированию поколения потребителей и эгоистов, неспособных защищать своих близких,  свою страну и развивать её. Когда нравственное воспитание молодёжи происходит не на примерах героев и святых, а на примерах персонажей сериалов и боевиков, иного результата ожидать трудно.

Отсутствие знаний о духовных корнях нашего Отечества приводит к религиозному невежеству. Оно, в свою очередь, порождает множество других уродливых явлений, как насилие во всех его видах, отрицание собственного духовного наследия и превозношение чужого (восточные духовные практики и единоборства, йога, фэн – шуй и т.п.), разобщение людей. Исторический опыт показывает, что только традиционные ценности Православия могут быть воспитующим и объединяющим началом в нашем государстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yaroslav_savickiy.doc83.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНОЕ  КРАЕВЕДЕНИЕ  ПОДМОСКОВЬЯ

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ         НА ТЕМУ:

«ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРАХ СВЯТЫХ И ГЕРОЕВ НАШЕГО РАЙОНА. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ           ЯРОСЛАВ САВИЦКИЙ (ЯМСКОЙ)»

Выполнила

слушательница курса

Шилина Анна Евгеньевна,

педагог-психолог МОУ Ямская СОШ

(Домодедовский район Московской области)

С начала показа слайдов звучит колокольный звон, который используется во время Великого Поста

Цели занятия: (слайд 3)

  1. Информационно – просветительская – рассказать родителям учащихся о возможностях использования в процессе духовно - нравственного воспитания духовного, философского, святоотеческого наследия, литературы житийного жанра

 

  1. Обучающая – обучить технологии использования в  процессе духовно - нравственного воспитания духовного, философского, святоотеческого наследия, литературы житийного жанра

  1. Воспитательная – приобщить родителей к православным, духовным, национальным традициям; воспитывать у них уважение к истории собственного народа

  1. Общая цель подобных занятий – это содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания

Задачи:  (слайд 4)

  1. Сориентировать воспитательную деятельность в соответствии с действительными требованиями жизненной ситуации – потребностью в нравственных и духовных людях
  2. Обратить внимание на богатство отечественного духовного, философского, святоотеческого наследия, литературы житийного жанра
  3. Уточнить особенности влияния культурно-образовательной среды на формирование внутреннего мира человека, формирование мировоззрения
  4. Определить основные методологические подходы – аксиологический (ценностный) и антропологический
  5. Обозначить этапы интериоризация  православных ценностей во внутренний мир человека

Перечень вопросов, ответы на которые будут даны в процессе лекции: (слайды 5 и 6)

1. Почему необходимо знать свои национальные, духовные, культурные традиции?

2. Какие задачи способно решить духовно – ориентированное воспитание?

3. Как можно использовать житийные истории для достижения воспитательных целей?

4. Какую роль играет изучение Отечественной истории?

5. Чего требует современная ситуация от семьи и какие задачи семейного духовного и патриотического воспитания эта ситуация ставит?

1. Почему необходимо знать свои национальные, духовные, культурные традиции? (слайд 7)

Для России православная культура всегда была твёрдым государствообразующим и культурообразующим стержнем, потеря которого ведёт к потере самобытности, к обезличиванию народа и к распаду государства. Отход от традиционных духовно-нравственных российских ценностей приводит к утрате людьми жизненных ориентиров, к потере ими смысла жизни, к формированию поколения потребителей и эгоистов, неспособных защищать своих близких,  свою страну и развивать её. Когда нравственное воспитание молодёжи происходит не на примерах героев и святых, а на примерах персонажей сериалов и боевиков, иного результата ожидать трудно.

Отсутствие знаний о духовных корнях нашего Отечества приводит к религиозному невежеству. Оно, в свою очередь, порождает множество других уродливых явлений, как насилие во всех его видах, отрицание собственного духовного наследия и превозношение чужого (восточные духовные практики и единоборства, йога, фэн – шуй и т.п.), разобщение людей. Исторический опыт показывает, что только традиционные ценности Православия могут быть воспитующим и объединяющим началом в нашем государстве.

2. Какие задачи способно решить духовно – ориентированное воспитание? (слайд 8)

Среди таких задач я вижу попытку нивелировать противоречие между социальной потребностью в  нравственных  людях, способных на позитивные преобразования в обществе, имеющих духовные потребности, реализуемые в сфере национальной культуры, и пробелами в современной системе образования и воспитания, где наиболее актуальной является проблема профессиональной ориентации и подготовке молодого поколения к ведению деятельности в жестких условиях рынка. Отсюда логически вытекает необходимость изучения отечественного духовного и философско-педагогического наследия, освещающего вопросы духовно-нравственного становления и развития личности.

И действительно, в последнее время в отечественной школе наметилось существенное повышение интереса к наследию русских православных философов, антропологов, педагогов. Это обусловлено необходимостью научного поиска тех духовных идеалов  и методологических основ духовно-нравственного воспитания, которые позволят ослабить социальную напряженность, положительно повлияют на современное отечественное образование и культуру. Обращение к культурным и духовным истокам русской философско-педагогической мысли побуждает ученых к пересмотру педагогических стереотипов, поиску  новых подходов к решению теоретических и практических проблем, осмыслению  и анализу святоотеческого литературного наследия. Ведется изучение влияния культурно-образовательной среды на формирование внутреннего мира человека. В состав этой среды входят образовательные учреждения, общественные и религиозные организации. Процесс становления мировоззрения человека рассматривается ими как включение его в культуру народа, цивилизации, неотъемлемой частью которой в России является православная вера.

Основным подходом выбран аксиологический подход, который раскрывает духовный мир человека посредством выявления и описания высших ценностей его бытия в мире. Немаловажен и антропологический подход, т.е. воспитание с учетом естества человека.

Не менее важной задачей является интериоризация  православных ценностей во внутренний мир человека. Начало этого сложного процесса, являющегося неотъемлемым компонентом православного воспитания, – ознакомление с основами христианской жизни. Этими основами являются десять христианских заповедей. Полезное действие может оказывать воспитательное воздействие тем, что воспитуемый сравнит собственное поведение с поведением идеальным, например Иисуса Христа. Подобное сравнение является попыткой самоанализа. Для успешной интериоризации духовно-нравственных ценностей в структуру личности, теоретическая подготовка и самоанализ должны привести человека к готовности следовать этим нормам, а значит, он должен внутренне принять эти нормы, согласиться с ними, что невозможно без полного понимания этих норм.

Заключительным  этапом интериоризации православных духовно-нравственных ценностей являются самоконтроль и самокоррекция. Человек уже знает нормы христианской морали, понимает их, и, принимая Заповедь Любви за главную основу своей жизни, переходит к покаянию. Именно процесс покаяния и является главным результатом самоанализа, самооценки, самокоррекции и самоконтроля.

3. «Лучше слова воспитывает дело» - Как можно использовать житийные истории для достижения воспитательных целей? (слайд 9)

В деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения огромную помощь может оказать изучение жизненных примеров героев и святых. История любого района Подмосковья, как и России в целом содержит множество положительных примеров, связанных с Православием.  И нам, безусловно, хочется, чтобы наши дети воспитывались именно на них, становясь подражателями первопроходцам, подвижникам, миссионерам, просветителям, исследователям, – всем тем, кто бескорыстно отдавал себя на служение Богу, людям и прославлению своего Отечества!

Жития святых и героев показывают ребенку и молодому человеку живые образы национальной святости и национальной доблести. "Образы святости пробудят его совесть, - писал И.А. Ильин, - а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что он имеет право на почетное место в мировой истории ("народная гордость"). Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое есть настоящая школа русского национального характера.

«Преклонение перед святым и героем возвышает душу; оно дает ей сразу - и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей - и задание, и верный путь." Это также слова Ильина.

4. Какую роль играет изучение Отечественной истории?  (слайд 10)

Ни для кого не секрет, что изучение Отечественной Важнейшую в современной школе начинается в 9 классе! До этого изучается древняя, средневековая история, история Востока, Европы и т.д  Между тем, роль, которую играет изучение Отечественной истории в национальном воспитании огромна. При этом национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: националистического самомнения и всеобъемлющего самоуничижения. От ребенка отнюдь не нужно скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время нужно указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен. Изучение истории народа – это духовная преемственность поколений, и не следует становиться «Иванами, родства непомнящими!»

Ребенок должен знать и ценить территорию, на которой проживает его народ. Ильин пишет: «Национальная территория не есть пустое пространство "от столба до столба", но исторически данное и взятое духовное пастбище народа, его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений. Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент; так, как крестьянин знает и любит свою землю"

Заставить человека любить государство невозможно, но можно воспитывать дух любви, и семейное воспитание призвано к этому, оно должна быть пронизано этим стремлением.

5. Чего требует современная ситуация от семьи и какие задачи семейного духовного и патриотического воспитания эта ситуация ставит? (слайд 11)

Современная ситуация требует осознания традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ нашего быта и культуры. Семья после многих десятков лет атеизма не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачи этих основ.

В семье каждый из нас впервые через послушание старшим осознает понятие авторитета, что является основой для такого качества как законопослушание, без которого невозможно и духовное, и гражданское воспитание. В семейной жизни искореняются ростки себялюбия и эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним вплоть до способности пожертвовать своей жизнью ради близких – совсем по Христиански. Жертвенность является основой и духовного, и патриотического воспитания.

Семья одновременно является малой Церковью, хранительницей народных традиций и ячейкой гражданского общества. Пренебрегая в содержании образования подготовкой к семейной жизни на основе традиций, практически невозможно найти духовную и логическую основу для всего цикла гуманитарных и общественно-политических дисциплин, отражающих социальную сферу жизни человека.

На практике подготовка к семейной жизни может быть выражена определенными предметами, такими, как освоение домашнего труда для девочек и мальчиков, изучение традиционного уклада жизни нашего народа. Особую роль играет знакомство с жизнью святых людей, выдающихся личностей и героев нашего Отечества, их детством и особенностями воспитания в семье.

Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Чтобы это осуществилось в жизни, каждый выпускник школы сам должен быть носителем традиции.

6. Житие священномученика протоиерея Ярослава Савицкого, Ямского (слайд 12)

Почему многие считают, что русские святые и герои – это предания седой старины?

Почему нам кажется, что наша Малая Родина ничем не славна и, если и жили где-то святые люди и герои, так это где-то в далеких краях и в незапамятные времена?

Может быть, это просто от недостатка интереса к истории собственного Родного Края?

Я хочу рассказать вам о жизни и мученической смерти настоятеля храма Флора и Лавра что находится в селе Ям Домодедовского района Московской области. (слайд 13)

Родился Ярослав Савицкий 28 марта 1882 года в селе Пухлое Вельского уезда Гродненской губернии. Его отец Исаак Савицкий служил диаконом. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав решил пойти по стопам отца, закончил духовную семинарию, и в 1905 году был рукоположен во священника. В 1919 году за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея.

В 1930 году отец Ярослав стал настоятелем храма Флора и Лавра. В это время «строители светлого будущего» провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная компания не минула и крестьян села Ям. Выражаясь языком его будущих обвинителей, «контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года.

«18 марта Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков». (Из материалов следственного дела. Показания свидетеля.) Людям «новой формации» сложно было понять, что пастырь не мог не молиться о своих безвинно гонимых чадах - крестьянах, которых ограбили и выслали из родных домов.

Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила семья прихожанки храма Марии Федоровны Кишенковой. В ее доме (он сохранился до наших дней), в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было. По словам жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Несмотря на открытые гонение на Церковь Христову, по свидетельству очевидцев, отец Ярослав открыто ходил по домам, утешал и наставлял паству.

Эти качества, а также твердая вера и ревностность отца Ярослава вызвали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом «за покупку свечей» и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение. Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье отца Ярослава, - у него было больное сердце.

В обвинительном заключении отца Ярослава приводятся такие его слова, записанные рукой сотрудника НКВД: «Советская власть никого не щадит, даже и с святой церкви сдирает последние гроши». И далее после запрета ходить по домам с иконами отец Ярослав обращается к советской власти: «Все равно не заглушить православную веру, вам скорее придет конец, народное терпение лопнет и придется вам отвечать за все притеснения». Сейчас невозможно установить, говорил ли так сам отец Ярослав, или это только показания лжесвидетелей, но, в любом случае, безбожная власть не могла терпеть рядом с собой такую яркую и несгибаемую личность, какой был ямской настоятель.

Арестовали отца Ярослава 27 ноября 1937 года по обвинению в «активной контрреволюционной деятельности». Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинение в антисоветской агитации он не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года протоиерей Ярослав Савицкий был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Таким образом, антихристианской власти для совершения ее «правосудия» хватило 12 дней от ареста до расстрела. Место захоронения отца Ярослава неизвестно.

Богослужение в храме свв. мчч. Флора и Лавра было возобновлено в 1990 году. С тех пор духовенство и прихожане храма молились об упокоении убиенного протоиерея Ярослава. А с августа 2000 года после канонизации Архиерейским Собором сонма новомучеников и исповедников Российских - прибегают к молитвенной помощи священномученика Ярослава Ямского.

(слайд 14) Отец Ярослав, стяжав мученический венец, предстоит Престолу Всевышнего и молится за нас. Память священномученика протоиерея Ярослава совершается в день его мученической кончины 25 ноября.

С 2000 года после канонизации Архиерейским Собором сонма новомучеников и исповедников Российских прибегают к молитвенной помощи священномученика Ярослава Ямского.

Молитва священномученику Ярославу Ямскому

О, святый страстотерпче священномучениче Ярославе, ты от юности Христа возлюбил еси и по благодати Его священство восприяв, яко светильник веры и благочестия просиял еси. В годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу врази веры Христовы, яви тя Господь пастыря добра, душу свою за чад Божиих положивша. Ныне убо призри на ны, приими от нас усердныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых новомучеников и исповедников Российских предстоиши, яко да твоим ходатайством утвердит Господь страну нашу, да укрепит дух веры и благочестия в людех православных, в пастырех Церкви да утвердит ревность в служении Богу и ближним и да призрит милостивым оком на нас, предстоящих и прибегающих к твоей помощи. Испроси убо у Всемилостиваго Господа мира умирение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возстание, заблуждающимся на путь истины возвращение, подвизающимся в делех благих укрепление, сирым, неимущим, убогим и бездомным помощь и заступление. Споспешествуй, священномучениче Ярославе, святыми твоими молитвами настоятелю и братии святаго храма, идеже совершал еси служение свое во времена лютых гонений на веру православную, просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения, научи Бога и ближняго нашего любити и заповеди Господни соблюдати, да не по имени токмо, но всем житием нашим чада Божия явимся. Не забуди, отче Ярославе, обители святыя Гродненскую Рождество-Богородицкую и Свято-Екатерининскую, но соблюди от всякаго зла всех живущих и подвизающихся в них и на поклонение в них приходящих. Осени всех нас небесным твоим благословением, в скорбех и болезнех утешение, избавление и исцеление нам подаждь, да возблагодарим прославившаго тя Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Список используемой литературы:

  1. Собрание сочинений И.А. Ильина
  2. Житие священномученика Ярослава Ямского

Также использована информация, полученная в Православной библиотеке Храма Флора и Лавра и от прихожан Храма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Не секрет, что  деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

Консультация для родителей "Воспитание у детей любви к родной природе"

Любовь к природе - сложное чувство; оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, ...

Святая Обитель ( на примере Свято-Троицкого монастыря в с. Чуфарово, Ромодановского района РМ)

Данная исследовательская работа, может использоваться на урока краеведения, при проведении внеклассных мероприятий, а также широкому кругу читателей,...

Презентация на тему "Воспитание детей на примере святого, благоверного князя Александра Невского"

Воспитание детей на примере святого, благоверного князя Александра Невского...

Музыкально-литературная гостиная"Святые герои нашей Отчизны"

Музыкальный материал для проведения досуга детей дошкольного возраста...