Рекомендации по развитию речи дошкольника
методическая разработка по теме

Старченко Людмила Николаевна

На что обратить внимание при общении с ребенком?  Как повлиять на формирование грамотной связной речи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_po_razvitiyu_rechi_doshkolnika.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

     Рекомендации по развитию речи ребенка

         Воспитатели и родители уделяют  большое внимание  своевременному и правильному формированию речи ребенка. От родителей требуется регулярно посещать с ребенком детского логопеда в ходе общего ежегодного  врачебного осмотра.                                                                                                                  Поговорим о том, как и когда можно выявить у своего малыша нарушение речи, и приведем простейшие упражнения, которые можно проделывать дома с  ребенком в любое удобное для вас время.

                    Звуки ребенок начинает издавать с первых минут после рождения. Постепенно они оформляются в осознанную речь. Уже в конце первого месяца жизни ребенка можно говорить о нарушении развития речи, если малыш никогда не кричит перед едой. К 4-5 месяцам ребенок должен гулить, улыбаться в ответ на обращенную к нему речь, прислушиваться к музыке и прочим звукам вокруг, к 9 месяцам - лепетать и повторять за взрослыми отдельные слоги, а к году - говорить отдельные простейшие слова. Дальнейшее развитие связной речи заключается в том, что в возрасте 2-3 лет малыш начинает произносить целые предложения, понимать сложные просьбы, пересказывать все более и более сложные кусочки текста, рассказанные родителями.

                В случае отсутствия любого из этих признаков развития речи следует обратиться к специалисту -детскому логопеду. Он сможет поставить диагноз ребенку и предложить методы устранения проблемы.

Причиной нарушения речи могут быть:

  1. аномалии развития во время беременности;
  2. родовая травма;
  3. недостаточное внимание со стороны родителей и воспитателей;
  4. наследственность;
  5. некоторые болезни;
  6. перенесенные инфекции и травмы;
  7. анатомические особенности строения челюсти.

            С самого раннего детства, даже если ваш ребенок развивается абсолютно нормально, нужно соблюдать некоторые правила при общении с ним.

  1. Не сюскайте.
  2. Не искажайте намеренно слова.
  3. Не создавайте слова-заменители, учите на собственном примере ребенка сразу называть предметы и явления  правильно.
  4. Ошибки в речи ребенка исправляйте мягко, но настойчиво, не ругайте его.
  5. Занимайтесь и разговаривайте с ребенком как можно чаще. Даже если вы занимаетесь своими делами, а малыш играет рядом, он может слышать вашу речь, запоминать особенности интонации, правильное звучание слов.
  6. Постарайтесь, чтобы все члены семьи соблюдали эти правила и общались с ребенком, не только тетешкаясь.
  7. Стройте общение с ребенком в форме дискуссии, диалога. Обсуждайте события дома и в садике, комментируйте, просите малыша высказывать его собственное мнение.
  8. Как можно подробнее объясняйте ребенку значение новых слов, вводимых в его лексикон.
  9. Подкрепляйте объяснение картинками.

Упражнения для развития речи

           Большим подспорьем в развитии речи становится развитие мелкой моторики пальцев. Занимайтесь с ребенком творчеством и конструированием, лепкой, шитьем, нанизыванием бус, выкладыванием различного рода мозаик, составлением пазлов.

     Играйте с ребенком в слова. Например, можно использовать популярную игру "в города", когда игрок должен назвать слово, начинающееся с последней буквы слова, названного другим игроком. Другой вариант словесных игр - попросите ребенка назвать характерные для текущего сезона погодные явления, цвета, цветы, растения, действия. Учитесь формировать множественное число любого существительного, уменьшительно-ласкательное название предмета.

   Развивайте слух ребенка. Просите называть, какие звуки он слышит на улице, узнать, какое животное издает определенный звук, какой музыкальный инструмент так звучит.

  Учите наизусть стихи и песенки. Учите ребенка рассказывать наизусть стихотворения, петь песенки. Хорошее упражнение заключается в том, что стих рассказываете вы сами, опуская некоторые слова, а малыш дополняет пропуски нужными словами.

  Зарядка для языка - комплекс простых упражнений для улучшения произношения ребенка

  1. "Вкусное варенье" - ребенок облизывает языком губы круговым движением.
  2. "Орешек" - упираясь язычком поочередно во внутреннюю часть то право, то левой щечки, нужно как бы показать, что за щекой у тебя - орешек.
  3. "Часы тик-так" - высунуть язычок и водить им из стороны в сторону, от левого уголка рта к правому, и обратно.
  4. "Качели" - высунуть язык и водить им вверх-вниз, как бы стараясь дотянуться до подбородка и носа по очереди.
  5. Почистим зубы - сомкнув губы, проводить языком по внешней части верхних и нижних зубов.
  6. "Лошадка" - издавать щелкающий звук язычком, имитируя стук копыт.
  7. "Маляр" - белим нёбо языком, проводя по всему нёбу, стараясь начать как можно глубже и довести язычок до основания верхних зубов.
  8. Вибрация языка с помощью пальца - язык кончиком подводим к верхнему нёбу и произносим быстро звук "д-д-д", оставив зубы несомкнутыми. При этом пальчиком ребенок "вибрирует" язык как можно быстрее. При этом получается произнесение звука Р.

   Не стремитесь установить диагноз ребенка самостоятельно - обратитесь к специалисту, детскому логопеду. Но даже если речь вашего ребенка развивается правильно и в срок, помните о жизненной необходимости постоянного общения, диалога, развития в отношениях со взрослыми, окружающими ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние зрительной патологии на развитие речи дошкольников.

Влияние зрительной патологии на развитие речи дошкольников....

инновационные методы и приемы развития речи дошкольников на музыкальных занятиях

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, ра...

Значение мнемотехники в развитии речи дошкольника

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях....

Консультация для воспитателей ДОУ "Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 В коррекционной  работе использую различные  игры  для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры. Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой моторики; речи (автоматизируя ...

Методические рекомендации по развитию интеллекта дошкольников в музыкальной деятельности

Одна из проблем, интересующая педагогов, - это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифме...