Методические рекомендации по развитию интеллекта дошкольников в музыкальной деятельности
методическая разработка по музыке по теме

Колесникова Татьяна Александровна

 

Одна из проблем, интересующая педагогов, - это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekom_intellekt.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию интеллекта дошкольников

 в музыкальной деятельности

Одна из проблем, интересующая педагогов, - это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Педагог должен научить ребенка слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии

музыкального произведения.

Выдающиеся педагоги-просветители Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский рассматривали слушание музыки как метод формирования музыкального мышления.

Познание дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах: это чувственное познание и абстрактное мышление. Все, что окружает ребенка, усваивается через органы чувств. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. В музыке – это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука. Восприятие ребенком отдельных свойств музыкального звука Н. Ветлугина отнесла к специальной группе сенсорных процессов.

Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как и само музыкальное искусство. Когда слушатель целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи  между мелодией и ритмом, мелодией и гармонией, тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе. О природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления. Которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Дети вслушиваются в звучание музыки, сравнивают звуки, сходные и различные по высоте, продолжительности звучания, тембровой окраске. Усвоение детьми способов сенсорных действий активизирует умственные способности.

Д. Кабалевский видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность. Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать.

Музыкальное развитие ребенка, направленное на постижение музыки как вида искусства, осуществляется в различных видах деятельности. Слушание-восприятие способствует формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды деятельности (певческая, музыкально-ритмическая, музицирование на детских музыкальных инструментах) удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка и осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, в музыкально-ритмической деятельности с удовольствием придумывают, комбинируют движения, напевая и двигаясь под музыку.

Любая музыкальная игра содержит в себе элементы других видов деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать и т.д.), а значит, обладает возможностью приобщать ребенка к виду деятельности, еще не освоенному им ранее. Именно поэтому музыкальная игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через нее он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени подготовленным.

В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

Опытные педагоги в случаях дидактических затруднений в процессе обучения обращаются к музыкально-игровым формам (песенкам-считалкам, музыкальным загадкам, музыкальным конкурсам и т.д.), в ходе которых дети осваивают то, что вне игровых ситуаций представляло сложность для их восприятия. Наиболее полезны для детей старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

         В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи – слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни – сенсорный, смысловой, понятийный.

Ребенок живет в мире разных звуков – природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Музыкальные игры на развитие мышления.

«По какому предмету стучу?»

Цель. Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Оборудование. Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры. На столе за ширмой лежат вышеназванные предметы. Дается установка на восприятие шумовых звуков: Надо музыку послушать, инструменты подобрать,

                     Их звучание запомнить и по тембру различить.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шумана, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха. При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру музыкальных произведений.

«Ёжик»

Цель. Развивать ассоциативное мышление, диалогическую речь.

Ход игры. В начале игры детям дается установка на запоминание повторяющихся вопросов, которые сначала проговариваются, а затем хором пропеваются. Ответ по мере разучивания песни сначала пропевается взрослым, а затем выразительно поющим ребенком. В дальнейшем – индивидуально.

  1.  – Ёжик, ёжик, ёжик, ёж, на кого ты, друг, похож?

 - Я не шарик и не ёлка, не колючка, не сосенка.

  1. – Ёжик, ёжик, ёжик, ёж, на кого ты, друг, похож?

- Мал я да удаленький, смелый, сильный, храбренький.

  1. – Ёжик, ёжик, ёжик, ёж, на кого ты, друг, похож?

- Я веселый, как юла, не скучаю никогда!

«Какая бывает зима?»

Цель. Развивать логическое мышление, учить подбирать слова, обозначающие признаки

 предметов.

Оборудование. Игрушка-слон, палочка.

Ход игры. В центре круга на детском стуле игрушечный слон и лежит деревянная палочка. Взявшись за руки, двигаются по кругу со словами:

Слон совсем не знает, какой зима бывает.

К кому палочка придет, тот ответ слону дает.

Ребенок, остановившийся напротив слона, берет палочку и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он называет приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая» и т.д.

Разучивание игры начинается с подготовительного упражнения на развитие метра, в дальнейшем – перейти к называнию признаков существительного.

Resource id #2508

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи

Добровольческая (волонтерская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на мес...

Методическая разработка на тему: Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников"

ЛОГОРИТМИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей детских ...

методические рекомендации по развитию особенностей диалогической речи взаимодействия дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевых игр.

Проектной деятельности при работе с детьми с ОНР является актуальным и эффективным, так как он направлен на всестороннее развитие ребенка, дает возможность экспериментировать, получать и систематизиро...

А. Л. Сиротюк Коррекция развития интеллекта дошкольников.

В данной книге представлены  упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возрас­та, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. ...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...

Методические рекомендации в помощь учителям начальной школы. (Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка).

Технология исследовательского обучения является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.Грамотная организация исс...

Методические рекомендации для составления интеллект-карт

Уважаемые коллеги, здесь вы найдете несколько рекомендаций, благодаря которым составление карт станет более понятным. Желаю успехов!...


 

Комментарии

Репная Светлана Николаевна

Спасибо за интересный и полезный материал для работы!