Методическая разработка на тему: Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников"
методическая разработка по теме

Смирнова Екатерина Юрьевна

               ЛОГОРИТМИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логоритмика 46.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников»

    В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается  к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.  Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.

     Познакомившись с методическими рекомендациями Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп), я убедилась, что они являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.

Особенности организации и проведения логоритмической деятельности

Цель– преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Задачи:

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

      Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

        Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

        Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы (рисунок 1):

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным

особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.

Рис. 1

Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности

        Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т.е. по сути является ведущим, в процессе разучивания песни, танца или игры, я делаю акцент на  восприятие музыки, так как  именно оно определяет характер движения.

        Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи. Слушание музыки я использую в решении коррекционной задачи как развитие внимания и памяти. После прослушивания произведения я провожу беседу о характере и содержании музыки, стараюсь стимулировать высказывания детей о своем отношении к музыке, а также предлагаю детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер. Я опираюсь в организации этого вида деятельности на рекомендации О.Радыновой о том, что двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием.

        Для развития устойчивого интереса к данному виду деятельности я подбираю разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возрастных особенностей. Практика показала эффективность использования произведений изобразительного характера, таких как «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Картинки с выставки» М.Мусоргского и др.  Они помогают развить у детей воображение и память. После прослушивания таких произведений мы с детьми их инсценируем с помощью игры, которую нередко придумывают сами дети.

        Наиболее эффективно зарекомендовал себя прием – «нарисуй, о чем рассказала музыка» (т.е. дети выражают свое отношение к музыке не словами, а с помощью красок и узоров на отдельном листе бумаги).  Таким образом, развиваем у детей психомоторную функцию, воображение, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительно-двигательную координацию.

        Мы убедились, что сочетание слов, музыки, зрительного образа и инсценировок углубляют детские впечатления.

        Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.

        Например, при  невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных), использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.

        Исходя из опыта работы, я пришёл к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т.е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.

        Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

        Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.

        В работе над дикцией мной используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т.к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

        

        В целом, все вышеперечисленные приемы  способствовали развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).  

        Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

        Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания  является утренняя музыкально-ритмическая разминка под музыку, целью которой является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Благодаря присутствующему в ней ритму вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство и движения  выполняются в темпе музыки.

     Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

         Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.

  • упражнений.

     В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.

        Данный опыт может быть рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, особо логопедической группы.    

        Важным условием эффективного применения предлагаемой методики по музыкальному воспитанию для коррекции речедвигательных нарушений является:

  • соблюдение в организации работы дидактических принципов: систематичности, последовательности, активности самого ребенка, доступности и постепенности усложнения материала;
  • высокий уровень профессиональной подготовки педагога по проблеме;
  • наличие комплекта методического и дидактического материала;
  • заинтересованность педагога в оказании своевременной помощи детям, имеющим речедвигательные нарушения.        

Упражнения по логоритмике. Стихотворения с движениями для детей.

     Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам. Во-первых, вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любая мама или воспитатель. Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.

 МИШКА КОСОЛАПЫЙ

Мишка косолапый
По лесу идет,

(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)

Шишки собирает,

Песенки поет.

(Приседаем - собираем шишки)

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)

Мишка рассердился

И ногою - топ! (Топаем ногой)

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ

Зайчик серенький сидит

(Сидим, как зайчик)

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

(Шевелим ушками-ладошками)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

(Прыгаем, как зайчик)

ЗАЙКИ

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

(Бежим на месте)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок,

(Приседаем)

Роют лапкой корешок.

(Показываем ручкой, как роют зайки)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

     Следующее стихотворение учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике «Ладошки».

ЛАДОШКИ

Ладошки вверх!

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

ЛАДЫ-ЛАДЫ

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(Мотаем головой)           

Часто умываемся,

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим!

(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)

Мы капусту солим, солим!

(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)

Мы капусту трём, трём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!

ЦВЕТЫ

Наши красные цветки

(Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)

Распускают лепестки.

(Пальцы расставляем в стороны)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Шевелим пальчиками)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

(Снова соединяем пальчики в «бутон»)

Головками качают,

(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)

И тихо засыпают.

(соединенные кисти рук подкладываем под голову)

МАШИНА

Би-би-би - 

Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук - 

Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши)

- Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу - 

Они шуршат.

(Потираем ладони)

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та - 

Вперед спешат.

(Показываем ручками, как крутятся колесики)

ДОЖДИК

Майский вдруг закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап.

(Ритмично щелкаем пальцами рук)

И по лужам ты идешь.

Так-так-так-так.

(Ритмично притопываем)

Ветер шелестит листвой.

Ш-ш-ш-ш.

(Ритмично потираем ладонь о ладонь)

Спрятал кудри под травой.

Тш-тш-тш-тш.

(Ритмично потираем ладонями о колени)

Дождь сильнее застучал.

Тук-тук-тук-тук.

(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

( Хлопаем в ладоши)

ЛУЖИ

Шлеп-шлеп-шлеп —

Иду по лужам.

(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)

Хлюп-хлюп-хлюп —

Вода в ботинках.

(Притопываем ногами)

Кап-кап-кап —

Мне зонтик нужен.

(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)

Оп-оп-оп —

Вода по спинке.

(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)

Буль-буль-буль —

Упала шапка.

(Приседаем)

Ой-ой-ой, кругом вода.

(Кружимся)

Да-да-да, себя так жалко.

(Киваем головой)

Одевайтесь в дождь всегда!

Если у Вашего ребенка есть веснушки, то следующий стишок должен очень понравится маленькому любимцу солнышка.

ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Ритмично скрещиваем руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачиваем руками вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(Потираем щеки)

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

(Постукиваем пальцем по носу)

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

НЕПОСЛУШНАЯ НЕВАЛЯШКА

Кукла неваляшка встала, не лежит.

Сильно раскачалась, весело звенит.

(Ритмично покачиваемся из стороны в сторону)

Дили-дили-дили-дон —

Раздается всюду звон.

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.

 Слышен Лены громкий плач.

(Качаем «куклу» на руках)

Неваляшка все не спит,

Не ложится, не сидит.

(Делаем наклоны туловища вперед)

Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Закрутилась вдруг волчком.

(Кружимся)

Лена плакать перестала

И сама качаться стала.

(Хлопаем в ладоши)

И напоследок, еще парочка важных моментов касательно упражнений по логоритмике. Для ребенка это не упражнения, а игра, взаимодействие с мамой или другим взрослым. Поэтому дайте ему время усвоить движения, не заставляйте, выполняйте в хорошем настроении и с улыбкой. Совсем не обязательно сопровождать стихотворение именно описанными движениями. Вы можете и сами придумать или заменить их своими, лишь бы их мог повторить ваш малыш и ему это нравилось. Поначалу ребенок будет выполнять вместе с вами или вовсе протягивать к вам руки, чтобы вы выполнили за него. Позже, когда стишок полюбится и хорошо запомнится, вы сможете просто читать стишок, а ребенок будет его показывать. Удачи!

Используемая литература.

1. Картушина  М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.

5. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

6. Журнал «Дошкольное воспитание» (№5, 6, 8, 9 1996г.)

7. Аудиозаписи из серии «Счастливый ребенок» (Колыбельные, Классика для малышей, Волшебство природы и т.д.)

8..Радынова О.П «Музыкальное воспитание детей»

9. Тютюнникова  Т.Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

10. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Применение аналитической геометрии к решению стереометрических задач".

ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И УГЛОВ       Рассмотрим несколько геометрических задач, для решения которых необходимо вычислить те или иные расстояния или углы в пространст...

Методическая разработка по теме "Применение ИКТ на уроках физики"

Раскрываются некоторые аспекты применения ИКТ в учебной деятельности...

Методическая разработка на тему «Применение интерактивной доски при работе с дошкольниками, на примере внеклассного мероприятия «Лесные жители»»

Методическая разработка на тему «Применение интерактивной доски при работе с дошкольниками, на примере внеклассного мероприятия «Лесные жители»»...

Методическая разработка по теме "Применение элементов дистанционного обучения на уроках математики в центре образования"

Данная работа может быть полезна не только для  учителей, работающих  в центрах образования, но и в обычных школах,  хотя  сама специфика работы центра образования  подразумев...

Методическая разработка по теме: "Применение векторно-координатного метода в решении стереометрических задач"

    Учёные всегда стремились упростить себе жизнь – придумывали новые, простые методы решения, универсальные для множества задач, позволяющие быстро решить даже самую трудную задачу. ...

Методическая разработка по теме: "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников."

В работе представлена последовательность работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников: игры, упражнения и речевой материал....

Методическая разработка занятия "Разновидность певческих голосов в музыкальной деятельности по постановке мюзикла"

Сценарий занятия эстрадно-вокальной студии по предмету ансамбль 4 год обучения...