Методическая разработка по теме: "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников."
статья по теме

Слободич Светлана Юрьевна

В работе представлена последовательность работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников: игры, упражнения и речевой материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование интонационной выразительности речи Учитель-логопед:Слободич С.Ю. ГБДОУ д /с № 5 Красносельского района Санкт-Петербурга 201 5

Слайд 2

Интонационная выразительность речи:

Слайд 3

Игры – упражнения на развитие восприятия мелодики. Использование карточек – символов для обозначения понижения и повышения основного тона голоса и основных видов интонаций.

Слайд 4

«Который час? « Французский фольклор (перевод Н. Гернет и С. Гиппиус ). Работа над интоннационной выразительностью речи: подкрепление чтения стихотворения специальными движениями - символами. Который час? Двенадцать бьет. Кто вам сказал? Знакомый кот. А мышка где? В своем гнезде. Чем занята? Штанишки шьет. Кому? Супругу своему. А кто ее супруг? Барон Кукарекук !

Слайд 5

Игры – упражнения на развитие восприятия темпа речи. Знакомство с понятиями: « быстро, медленно, умеренно», использование символов: Медленный темп – Умеренный темп- Быстрый темп -

Слайд 6

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи. «Произнесите предложения в нужном темпе»: Как медленно вертится колесо! Скорей, бежим домой!

Слайд 7

«Мишка» А. Барто Работа над темпом речи: речь с движениями (проговаривание стихов с сопровождением движениями рук). Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший.

Слайд 8

Игры – упражнения на развитие восприятия ритма речи. Воспроизведение ритмической последовательности с помощью: Составление зрительно – наглядных схем : Сильные удары - Слабые удары – Короткие удары - Длительные удары -

Слайд 9

Работа над логическим ударением. Восприятие на слух слов-носителей логического ударения (хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть , произвести другое действие). Показ картинки – символа слова – носителя логического ударения Работа над предложением. Составление схем предложения: Дети увидели бабочку. Дети увидели бабочку. Дети увидели бабочку .

Слайд 10

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз. Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям проследить, будет ли изменяться ответ? Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я . Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра . Ты завтра встречаешь сестру? – Да, встречаю . Ты завтра встречаешь сестру ? – Да, сестру . Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?

Слайд 11

Упражнение «Меня зовут…» дети учатся делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна. Расскажи стихотворение, соблюдая паузы : Мама! Мама! Посмотри! Я пускаю пузыри. Желтый, красный, голубой В каждом я и ты со мной!



Предварительный просмотр:

Интонационная выразительность речи.

«Нельзя представить себе человека,

говорящего без интонации,

мимики и жеста.»

Н.И. Жинкин

          Воспитывать интонационную выразительность речи – это значит учить детей выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью мелодики  - движения голоса по высоте, темпа  - скорость высказывания, пауз - временная остановка в речи, силы голоса  - смена громкости звучания речи, ритма  - чередование ударных и безударных слогов, тембра -  эмоциональной окраски речи и логического ударения -  выделение наиболее важного по смыслу  слова.

          В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают к пятилетнему возрасту. Как правило это происходит естественным путем, в процессе общения со взрослыми. Работа над развитием интонационной выразительности речи в норме ведется в основном путем подражания.

          Игры и упражнения на развитие восприятия мелодики.

Педагог объясняет детям, что наш голос может меняться – образно говоря «подниматься и спускаться с горки», т.е. повышаться и понижаться. При объяснении используется наглядный материал: карточки – символы со стрелками или фигурками человечков. Речевым материалом в этой работе могут служить: серии звуков, слогов, предложения . Позже дети знакомятся с графическим изображением повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения – с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.  Более сложной считается работа, при которой дети, слушая речевой материал, должны поднять карточку с обозначением соответствующей мелодики или выложить цепочку из символов произнесенных высказываний ( своеобразный графический диктант).

          При чтении стихотворений, с выраженной вопросно – ответной формой, дети используют специальные движения – символы, напоминающие вопросительный, восклицательный знак и точку.

«Который час?»

                                                     Который час? Двенадцать бьет.

  Кто вам сказал? Знакомый кот.

А мышка где? В своем гнезде.

Чем занята? Штанишки шьет.

                                                     Кому? Супругу своему.

                                                     А кто ее супруг?  Барон Кукарекук!

          Игры и упражнения на развитие восприятия темпа речи.

Предваряя работу по восприятию темпа речи, необходимо познакомить детей с понятиями «быстро, медленно, умеренно». Сначала вводятся контрастные образцы темпа «медленно, быстро», а после усвоения ведется работа по восприятию умеренного темпа. Чтобы дети лучше освоили материал, эти термины подкрепляются использованием символов в виде цветных кругов, где красный круг – медленный темп, желтый – умеренный, зеленый – быстрый. Сначала у детей формируют умение подчинять скорость своих движений темпу, который задает педагог, при помощи серии хлопков, прыжков и т.д. В дальнейшем дети сами определяют темп произнесения речевого образца.

        Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Дети учатся произносить предложения в нужном темпе:

«Как медленно вертится колесо! Скорей, бежим домой!»

           Работа над темпом речи также проводится при чтении стихотворений. На каждое слово ребенок то разводит, то соединяет руки. Стихотворение А.Барто «Мишка».

  Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
   Все равно его не брошу -
  Потому что он хороший.

               Упражнения на развитие восприятия ритма речи.

На начальном этапе работы над восприятием ритма, мы предлагаем детям воспроизводить ритмические последовательности при помощи хлопков, музыкальных инструментов. Затем дети знакомятся с понятиями «сильные и слабые» удары и c их условными обозначениями, в данном случае мишка и птичка. Дети учатся определять силу удара и выкладывают схемы ритмических последовательностей. Затем детям объясняют, что удары могут различаться по длительности: короткие и длительные. Примеры этих ударов лучше предъявлять на длительно звучащих музыкальных инструментах – треугольнике или металлофоне. В качестве символов используют полоски разной длины или квадратик и прямоугольник, как показано на слайде.

                              Работа над логическим ударением.

Перед тем, как начать работу над логическим ударением, детям объясняют, что те слова, которые считаются особенно важными, произносят с большим усилием. Затем детей учат воспринимать на слух слова – носители логического ударения (хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, стукнуть карандашом по столу). Затем вводится символ слова – носителя логического ударения – в данном случае мячик. Его дети показывают при выполнении упражнений по определению на слух слов – носителей логического ударения. На следующем этапе дети выкладывают схемы предложения с использованием этих символов. Педагог голосом выделяет слово, на которое падает логическое ударение:

                                                 Дети увидели бабочку.

Дети увидели бабочку.

Дети увидели бабочку.

  Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз.

Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям проследить, будет ли изменяться ответ?

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, встречаю.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

Более сложное задание: сколько ответов можно дать на вопрос:

Мы летом поедем в деревню?

Упражнение «Меня зовут…» При работе над расстановкой пауз в речи дети учатся делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна. На следующем этапе дети учатся расставлять паузы в предложениях и стихотворениях.

Мама! Мама! Посмотри!

                                              Я пускаю пузыри.

      Желтый, красный, голубой –

В каждом я и ты со мной!

Поскольку работа над выразительностью речи проводится в основном по подражанию, то педагог при заучивании стихотворений, при пересказах текстов сам пользуется эмоционально  выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Поэтому дети постепенно, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.



Предварительный просмотр:

Значение сформированности фонематических процессов у детей с    тяжелыми нарушениями речи для успешного обучения в школе.

                             Слободич С.Ю.

                     Учитель-логопед                  

                  ГДОУ  д /с №5 комбинированного вида

                  Красносельского района СПб

По данным статистики, число речевых расстройств растёт из года в год. В связи с этим актуальность проблем коррекции речевых нарушений у детей приобретает глобальный характер.

           Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамматическим оформлением фразы, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой детского сада. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

          Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить

предложение -  одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

           В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а  впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

           Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н. Богоявленского и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.

            Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина , «чтение -  есть воссоздание  звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова».

            То есть для того, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу  и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом , что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

            Несформированность  звуковой стороны речи выражается в следующем: : замена звуков более простыми по артикуляции, так звонкие заменяются глухими, Р и Л звуками Л и И, С звуком Ш или Ф и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками (Т  Ть  Д  Дь). Дети произносят «тамолёт» (самолёт), «тапка» (шапка), «коды» (козы) и т.д.

            В других случаях не произошёл процесс диффернциации звуков и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков, ребёнок произносит какой – то средний, неотчётливый звук. Например: мягкий звук Щ вместо Ш и С, вместо Ч и Т нечто вроде смягчённого Ч и т.п.

             Некоторые звуки ребёнок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребёнок правильно произносит простые слова «собака, шуба», но в речи наблюдается слияние звуков С и Ш: «Шаса едет по сошше» (Саша едет по шоссе).

              Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произношением звуков, т.е. звук может произноситься искажённо и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться в произношении.

             Чаще всего оказывается несформированным произношение свистящих и шипящих звуков; Т и Д; Л, Р, Рь; звонкие нередко заменяются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует мягкий согласный Й; гласный Ы.

              Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: «катерть» (скатерть), «сипет» (велосипед) и т.п. Сам характер отклонение в произношении и употреблении в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту их фонетического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого – либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении слов с парными звуками (ПА – БА, БА – ПА), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой – либо определённый звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук.

               На недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава слова.

                Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, также наблюдается смазанность речи, артикуляции, бедность словаря, задержка в формировании лексико – грамматического строя речи.

              Эти данные нацеливают нас на осуществление комплексного подхода к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией.

             Преодоление нарушения фонетико – фонематического компонента речи у детей достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при несформированности фонематического восприятия, анализа и синтеза, логопеду нужно принять во внимание ранние сроки воздействия, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к коррекционному процессу воспитателей логопедической группы и родителей.    

            Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:    

 Организационный этап

  • Проведение первичного обследования детей (диагностика). Одной из основных задач диагностики является уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках.

         В процессе диагностики, при возникновении у ребёнка трудностей в самостоятельном выполнении задания, важно уметь гибко и дозировано оказывать ему помощь. Всё разнообразие форм помощи условно можно разделить на пять видов:

  1. Поощрение.
  2. Стимуляция.
  3. Организованная помощь.
  4. Разъяснение (подробное объяснение способа выполнения теста).
  5. Разъяснение и развёрнутая демонстрация правильного выполнения задания.
  • Оформление документации (речевые карты детей).
  • Планирование коррекционной работы с учётом результатов обследования.
  • Сообщение результатов обследования всем участникам коррекционно - педагогического процесса (для совместной работы).

 Подготовительный этап (создаются условия для дальнейшей работы без коррекции звука на базе неречевых звуков).

Развитие навыка узнавания неречевых звуков – ребёнку утрированно произносят звук, который на первых порах не называют, а соотносят со звуком окружающей природы, с неречевым звуком. Обучают детей сравнивать этот звук со звуками, близкими по звучанию. Ответ выражается двигательной реакцией (хлопок в ладоши). Используются предметы для обозначения звуков «Жук» (звук Ж), «Зайка» (звук З), или «песенка жука (звук Ж), комара (звук З), водички (звук С), змеи (звук Ш)». На первых порах тактильные и другие ощущения используются как опора, по мере работы, позже эта опора убирается и проводится опора только на слуховое восприятие. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, ребёнок мог догадаться о нём по ситуации, этот предмет нужно рассматривать, если есть возможность – трогать, брать в руки. С другой стороны, также полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихо – громко», «быстро – медленно», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.

      В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звуко - различения. Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделить им столько внимания, сколько понадобится, не забывая о том, что совместная деятельность ребёнка и логопеда должна быть интересной и привлекательной для детей.

  • Различение одинаковых звуко - комплексов по высоте, силе и тембру голоса.
  • Формирование артикуляционных умений и навыков – проходит в виде артикуляционной гимнастики. Упражнения направлены на развитие подвижности языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Занятия проводятся перед зеркалом под счёт или ритм. Сначала перед большим зеркалом, чтобы ребёнок видел свои движения и образец показа движений логопеда. Затем ребёнок занимается перед индивидуальным зеркалом. Параллельно проводится работа по развитию общеречевых навыков: правильного дыхания, силы голоса, артикуляции. Происходит обучение детей короткому и бесшумному вдоху ( не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

Ведётся работа над мягкой атакой голоса ,оформлением диафрагмального дыхания. Так же у детей вырабатывается умение пользоваться громким и тихим голосом.

  • Формирование первичных произносительных умений и навыков.

     Работа по формированию правильной артикуляции звука.

     Работа по автоматизации звука ( в слогах, в словах с прямыми и     обратными слогами, предложениях, коротких текстах, в стихах).

     Работа по дифференциации звука от сходных с ним по звучанию, артикуляции (в слогах, в парах слов –« коза/коса», в одном слове – «засада», предложениях, текстах).

     Основной этап.  Формирование фонематического слуха.

  • Дифференциация фонем.
  • Дифференциация слогов со сходными по звучанию фонемами.
  • Дифференциация слов, близких по звуковому составу.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  • Выделение отдельных звуков (в сильной позиции – начало слова «Аня», середина «мАк», конец слова «зимА», затем в слабой, безударной позиции).
  • Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау  уа  ауи).
  • Определение порядка звуков в слове.
  • Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий).
  • Построение звуко - слоговых моделей (схем) слогов (прямых и обратных), трёхзвуковых слов.

     

          Заключительный этап

  • Закрепление полученных навыков.
  • Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

         Кроме того, необходимо усилить работу по физическому развитию и укреплению здоровья детей. Ежедневная физкультура и закаливание, утренняя гимнастика, самомассаж, корректирующая гимнастика после дневного сна, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Увеличивается роль и место медицинских мероприятий (лечебный массаж, кислородный коктейль, сезонная витаминизация,ЛФК и т.д.).

        Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к школе, залог успешного освоения грамотой и чтением. Письменная речь формируется на основе устной речи, поэтому  дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушением процессов чтения и письма).  

       Все вышеуказанные медикаментозные и общеукрепляющие мероприятия направлены на улучшение соматического состояния детей, коррекцию имеющихся речевых нарушений, профилактику возникновения дислексии и дисграфии в период обучения в школе.

         Пока нет единых данных о том, какой процент выпускников логопедических групп с ОНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта логопедов мы знаем, что некоторым детям в 1-ом и 2-ом классе всё же необходима логопедическая поддержка – занятия со школьным логопедом. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальным и одним из резервов успешности работы является более тесная связь между логопедом, воспитателем и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему "«Формирование ценностного отношения школьников к родному краю через организацию и проведение музейных уроков изобразительного искусства»

музейные уроки изобразительного искусства и МХК в современном компьютерном мире сейчас очень необходимы как патриотическое воспитание молодого поколения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".

Формирование   социально - значимых  качеств  и  навыков  у  воспитанников учреждений  интернатного  типа -  как  необходимое  условие...

Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"

Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

Методическая разработка по теме" Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8 - 9 классов в процессе изучения английского языка

Стремление мирового сообщества к созданию единых образовательных программ и стандартов диктуется технологическими, экономическими, политическими преобразованиями, которые развернулись сегодня в крупны...

Опытно-методическая разработка по теме «Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»

Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников.

Цель:- учить детей передавать интонацией различные чувства( радость, безразличие, огорчение)Воспитатель называет предложени : « Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией -...