методические рекомендации по развитию особенностей диалогической речи взаимодействия дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевых игр.
проект на тему

Белякова Наталья Андреевна

Проектной деятельности при работе с детьми с ОНР является актуальным и эффективным, так как он направлен на всестороннее развитие ребенка, дает возможность экспериментировать, получать и систематизировать знания, развивать творческие способности и диалогические навыки. Кроме того, данный метод позволяет расширить связи дошкольного образовательного учреждения с социумом, а также улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизировать позиции родителей как активных участников образовательных отношений. Использование в рамках проектной деятельности сюжетно-ролевых игр позволяет развивать навыки диалогической речи детей в условиях слияния творческих и ролевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyakova_natalya_andreevna.docx49.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию особенностей диалогической речи взаимодействия дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевых игр


1. Методические подходы и принципы организации сюжетно-ролевых игр

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, дидактические и подвижные, сюжетно-ролевые игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.        

Выделяем следующие принципы построения сюжетно-ролевых игр.

1.Теоретический материал для закрепления в играх.

-составляем план включения отдельных моментов теории в игры для наилучшего закрепления и усвоения

-выбираем игры, сочетающиеся с содержанием образовательной  деятельности

- использовать в игре отдельные конкретные моменты для особого запоминания необходимых элементов, а также улучшающих представления и понятия об окружающем, способствующем обогащению импрессивного и экспресивного словаря, формирований грамматических конструкций.

2.Ознакомление детей с деятельностью взрослых, проведение диалогов на темы, характеризующие труд людей. Для построения игр деятельность взрослых должна соответствовать следующим требованиям:

- легко усваиваться, быть простой и понятной для детей.

-отображать в окружающем мире профессии взрослых.

-разъяснять сущность и понятия человека в трудовой деятельности.

- необходима эмоциональная окрашенность для лучшего понимания и запоминания предложенных тем.

-теоретический материал должен чередоваться в играх нужно применять различные способы внедрение в игры.

3.Представление детям деятельности взрослых посредством игр.

- все дети учатся лучше понимать деятельность взрослых, отраженной в игре.

-за каждой ролью должно быть закреплено определенное действие. люди в условиях игры «Зоопарк»).

-действия ребенка с предметами, а потом закрепление этих действий с изображением этих же предметов.

4. Проведение игр попарно. Каждая пара особо отрабатывает общение в диалоге. Применяя при этом предложенный теоретический материал. Экспериментатор по возможности пытается создать положительную обстановку для детей.

 Чтобы этого достичь нужно:

-разнообразить и периодически пополнять новыми интересными моментами игры для наилучшего усвоения знаний и развития диалогической речи.

-пополнять разнообразие необходимые инструменты для ведения игр вводить новшества в костюмы используемые для игр и в сами игры, чем вызывать неугасающий интерес у детей к проведению игр.

5.Иногда взрослый тоже принимает участие в игре на своем примере показывает детям правило поведения того или иного персонажа.  Дети с особым интересом приветствуют такие игры, которые располагают к наилучшему усвоению материалов.  

Таким образом происходит контролирование за ситуации в игре, а также собственным примером взрослый показывает как вести себя в определенной ситуации, контролируя повторения сыгранного им сюжета для закрепления навыков у детей. Дети с большим удовольствие копирует поведение взрослого и тем самым легко и непринужденно происходит усвоение предложенного теоретического материала.  

6. К каждому ребенку нужно особое отношение, роли распределяются в зависимости от способности, навыков в игре и эмоциональной настроенности. Очень важно правильно психологически настроить ребенка заинтересовать и привлечь к игре с хорошим настроением. Важно периодически одобрять действия ребенка за правильную сыгранную роль, за хорошо проведенный диалог, тем самым проявлять интерес ребенка к продолжению игры и к улучшению своих действий. Ребенок будет стараться не просто сыграть роль, а сыграть её хорошо, выделиться перед другими.  Даже самые тихи и забитые дети начинают раскрываться и верить в свои силы. В таких играх может проявиться самые неожиданные качества ребенка, которые впоследствии взрослый может использовать для достижения наилучшего усвоения знаний в дальнейших играх. Взрослому необходимо фиксировать проявления новых качеств случайно проявленными детьми, чтобы роли, которые в последствии снова будут выбираться, исходя из личных качеств ребенка были особенно подходящими для конкретного ребенка, для лучшей усвояемости необходимо в данной игре теории, а также для высокого эмоционального настроя, лучшего адаптирования и проявления себя.

7.При проектировании и проведении сюжетно-дидактических игр педагог руководствуется указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. 

2. Развитие особенностей диалогической речи дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевой игры в теме «Зоопарк»

  1. Воспитатель/учитель-логопед

Предварительная работа: экскурсии в зоопарк с родителями, беседы, чтение рассказов писателей Е. Чарушина, Б. Житкова о животных. Рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач о животных, создание альбома «Наши любимые животные», подборка книг о диких животных. Изготовление воспитателем совместно с детьми поделок – животных из спичечных коробков, из пластилина. Рассматривание картинок с животными.  

  1. Постройка зоопарка

 Цель: Расширить представление детей о жизни животных в зоопарках. Научить детей конструировать из строительного материала по контурной схеме, создавать комплексные постройки, совместно планировать распределение конструкций на плоскости, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

 Материал: схема-план зоопарка, поделки животных, игрушки, строительный материал, конструктор (крупный), корм для животных, инвентарь для уборки зоопарка, картины панно животных.

 Игровые роли и правила: Воспитатель распределяет роли между детьми (проводники, ветеринарный врач, директор зоопарка, рабочие зоопарка).

Проводник – привозит определенное количество определенных животных, сравнивает числа по величине, запоминает в какую по счету клетку поместил, всё это рассказывает директору. Это должен делать каждый проводник.

Рабочие зоопарка – бережно ухаживают за животными, находящимися в зоопарке, запоминают в каких клетках какое животное они покормили, какое искупали или вывели на прогулку. Обо всем этом также рассказывается директору.  

Директор зоопарка – приглашает, обеспечивает работой, объясняет обязанности, содержание работы, производит контроль за выполнением. Все действия в игре происходят под руководством директора зоопарка. Дети проигрывая ситуации периодически рассказывают директору о выполненных  ими заданиях, тем самым они повторяя снова и снова счетные действия, очень хорошо закрепляют их и развивают не только речь в диалоге, но и улучшают свою память.

Ход игры.

Педагог предлагает детям вспомнить названия животных, которые могут жить в зоопарке

Ответы детей: – рысь, слон, леопард, бегемот и т.д.

Воспитатель: – ребята, чтобы смогли построить «зоопарк» звери нам приготовили задания

Задание 1. Детям предлагается подумать и решить, что нужно сделать и построить чтобы в «зоопарке» всем было уютно: зверям и посетителям.

Воспитатель: – нарисуйте схему постройки «зоопарка»

Дети: зарисовывают схемы.

Воспитатель: рассматривает схемы детей.

Ответы детей: – нужно посадить деревья, цветы. – построить лавочки для отдыха людей – фонтаны можно построить – построить вольеры, клетки

Воспитатель: – правильно, чтобы в зоопарке было хорошо и уютно, нужно еще по трудится.

Задание 2. Воспитатель: – назовите профессии рабочих, которые могут работать в зоопарке

Ответы детей: – дворник – водитель – повар – ветеринар

Воспитатель: – правильно.

 Задание 3. Отгадывание загадок. (Приложение 5)

 Задание 4. Дети садятся за столы (практическая часть), им предлагается посчитать слоги и расселить правильно животных.

Дети «расселяют животных», расположенных на картинках, предварительно посчитав количество слогов в данном слове, в окошке домика.

Воспитатель: - Вот и наша помощь пригодилась. Мы справились со всеми заданиями, можно приступить к постройке «зоопарка» - а из чего можно построить домики? - предлагаю на выбор лоскуток материала, веточки деревьев, камни бумагу. - из материала можно построить дом?    

Ответы детей: - из материала мы не построим дом, это не прочный материал, домик будет холодным и не устойчивым.

Воспитатель: - Веточки деревьев?

Ответы детей: - из веточек можно построить, но этот дом тоже не будет крепким, в нем будет продувать воздух, сквозить.

Воспитатель: - камни?

Ответы детей: - из камня дом будет простым, устойчивым, крепким, удобным. Дети решают, что дома лучше построить из камня и кирпича

Воспитатель: - ребята давайте начнем постройку.

Воспитатель наблюдает за постройкой.

Анализ постройки.

Воспитатель: - посмотрите, какая получилась сегодня интересная и полезная игра. Вы построили замечательный дома, вольеры для животных, замечательные жилища для них – крепкие, уютные, и теперь у животных есть свои дома.

  1. «Построим зоопарк» (настольный вариант)

Оборудование: настольный строительный набор «Строитель» с геометрическими телами: кубики, цилиндры, конусы и т.д.

Цели: развитие зрительно-моторной координации; учить выполнять конструирование согласованно, выбирая модули по словесной инструкции взрослого.

Предварительная работа: провести ознакомление детей с набором геометрических тел; провести беседу о зоопарке, о зданиях необходимых в зоопарке.

Содержание игрового упражнения

 На столе лежат модули. По сигналу педагога дети берут модули определенной формы и строят крепость (забор, вольер, домик или другую постройку).

Примечание: сложность постройки зависит от возраста детей и программных задач. Например, детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста предлагается расположить модуль в пространстве с ориентировкой на соответствующий цветовой сектор детали-модуля.

  1.  «Достроим зоопарк»

Оборудование: настольный строительный набор «Строитель» с геометрическими телами: кубики, цилиндры, конусы и т.д., тазики.

Цели: привлекать детей к строительной деятельности, показать многообразие возможностей и способов строительства, выявлять способности в этой области, обыгрывать ситуации таким образом, чтобы ребенок не только с интересом принимал участие в построение, но и проявлял желания и высказывал свои варианты. При этом используем детали набора (арка, ступенька, ворота, цилиндры); формируем умения детей воспринимать и сравнивать детали разных строительных наборов: по размеру и качеству материала, дети располагают эти детали по своему усмотрению, озвучивая словами места расположения, строительства ведется попарно и дети постоянно общаются в диалоге.

Содержание игрового упражнения

Детям предлагается достроить зоопарк из деталей набора.

Например, педагог говорит, указывая на модули, что эти две детали от недостроенного здания (директора зоопарка, ветеринарной лечебницы). Для окончания строительства надо использовать все детали строительного набора. Он показывает детям недостроенный дом (два больших цилиндра стоят на небольшом расстоянии друг от друга) и просит сказать, какие это детали и как надо их расположить, чтобы получился дом.

Например, на цилиндры ставится арка, между большими цилиндрами выкладываются в два ряда малые цилиндры, перед ними ставятся ступеньки, справа от дома – ворота и т.д.

Дети могут самостоятельно додумывать конструкцию дома, совещаясь и договариваясь друг с другом. Затем по инструкции педагога, дети располагают постройки в определенном пространственном расположении: бассейн будет находиться слева от здания ветеринарной лечебницы, здание директора будет находится спереди от ветеринарной лечебницы.

Примечание. Затем детям предоставляется возможность (инициатива может исходить от педагога) развернуть сюжетно-ролевую игру с куклами.

  1. Открытие зоопарка

Материалы: текст загадок.

Цель: актуализация и закрепление словаря по теме «Животные», развивать речеслуховое внимание.

Содержание игрового упражнения

Встречает экскурсовод и говорит: Что бы увидеть наших животных, нужно разгадать про них загадки.

Рассказчиком может быть не один ребенок, а два, три или даже все. По очереди они меняются и рассказывают текст про своего животного.

  1. Игра-лото «Зоопарк настроения»

Это лото с помощью образов животных, которые, как и дети, смеются, плачут, радуются, поможет в знакомстве с такими эмоциональными появлениями, как настроение (устойчивое переживание эмоций) и характер (проявление отношения к себе и окружающим). Эти значения являются основой общения с окружающим миром. Игра поможет в развитии внимания, мышления, памяти, речи. Играют от 2-х до 6 человек.

     Комплектность игры:

- 6 больших карт с изображением животных;

-2 разрезные карты с изображением животных (18 карточек);

- 1 лист для изготовления фишек;

- лист с названиями настроений.

Правила игры:

Перед игрой внимательно рассмотрите с ребенком лист с названиями настроений, прочитайте их, проанализируйте внешний вид и эмоциональное состояние животных.

1вариант. «Заполни поле»

Детям раздаются 6 игровых полей. Ведущий показывает карточку с животными и просит найти на своей карте такую же картинку, назвать животное и его эмоциональное состояние (злой крокодил, виноватый бегемотик). Ребенок, который первый справился с заданием, закрывает животное карточкой, другой – фишкой.

2 вариант. «Подбери пару»

Разрезные карточки делятся пополам, по одной карточке на разные эмоции. Половина карточек у ведущего, половина раскладывается на столе. Взрослый показывает любую карточку, ребенок называет эмоцию и ищет на столе животное с таким же эмоциональным состоянием.

3вариант. «Придумай причину»

Ведущий показывает маленькую карточку, дети называют эмоциональное состояние животного и пытаются объяснить, почему оно может возникнуть. (Например, крокодил рассердился, потому что его разбудили. Бегемот чувствует себя виноватым, потому что съел чужую порцию). Ребенок, давший самый интересный ответ, получает карточку.

4 вариант: «Закрой картинку»

Ведущий зачитывает название эмоции, а дети на больших картах ищут животное с заданным эмоциональным состоянием и закрывают изображение фишкой.

  1. Игра «Путаница»

Упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительных со словом нет (в ответах на вопросы логопеда).

У кошки есть рога? – У кошки нет рогов.

У верблюда есть рога? – у верблюда нет рогов….

  1. Перепутались животные.

Надо найти детенышей и отвести их к своим матерям. Дети ищут животных называя кто это и называют их маму, затем возвращают детенышей к их маме.

Например: бельчата –у белки …

  1. Назови ласково.

Что бы животным поднять настроение, давайте назовем их ласково.

Медведь-медвежонок

Волк –волчонок.

  1. Пересчет животных.

Каждый по очереди считает сколько у нас животных.

Например, один крокодил –два крокодила …-пять крокодилов – всего пять крокодилов.

Одна мартышка- две мартышки…-десять мартышек-всего десять мартышек.

  1. Игра «Спор животных» с элементами драматизации
  1. Вступление начинает говорить взрослый: «Вот собрались в лесу животные и давай хвастаться, кто из них красивее, и спорят и спорят, и хвалят себя не нахвалятся никак и один другого громче перекрикивает, и так повернуться и эдак, всё собой не налюбуются».

  1. Ищем антонимы к слову красивый.

Называем по-другому, противоположное значение слову красивый.

Некрасивый, ужасный, противный, скверный, страшный, неприятный.

  1. Игровые действия:

Дошкольники в порядке очередности выходят с изображением того или иного животного и начинают описывать свою картинку с максимально возможным описанием(Приложение 5).

  1. Подбор родственных слов к слову: хвост (хвостик, хвостище, хвостом).
  1. Кто как кричит

Педагогический замысел: вызвать интерес ребенка к игре и общению с игрушками – аналогами животных; сформировать умения детей воспринимать содержание речи в полном объеме, выражать ответные двигательные и звуковые реакции – звукоподражание; преодолевать неречевой и речевой негативизм ребенка, устанавливая с ним контакт от имени образных игрушек.

Предметно-игровая среда: игрушки – животные и птицы ( собака, кошка, мышь , медведь корова, лошадь, свинья, утка, гусь, курица, петух), ширма ( например, ширма «Театрал»), картинки, на которых изображены реальные животные и птицы.

Содержание игры:

Логопед знакомит ребенка с игрушками (животными и птицами), озвучивая их. Он прячет игрушки за ширму и , воспроизводя характерные для животного или птицы звуки, просит ребенка угадать, кто из них сейчас «говорил» :ав-ав, мяу-мяу, пи-пи, э-э-э, му-у-у, иго-го, хрю-хрю, кря-кря, га-га, ко-ко, ку-ка-ре-ку. («Голоса» птиц и животных можно воспроизводить в аудиозаписи.)

Если ребенок не может называть животное или птицу, ему предлагают показать их на картинке. Для стимуляции интереса к игре можно поменяться ролями: ребенок будет «произносить» звукоподражания, а взрослый угадывать, кто это кричит.

Затем педагог может прочитать ребенку народную песенку «Поедем, сыночек, в деревню с тобой».

Повторяя        текст песенки, педагог просит ребенка подражать голосам животных и показывать соответствующие игрушки.

  1. «Семья животных».

Взрослый распределяет между парами детей роли животных: мама - детеныш. Дети обыгрывают разные неожиданные ситуации происходящими с животными – животные играют, поссорились, помирились, мама жалеет/спасает детеныша. Дети с удовольствием обыгрывают разные моменты в семьях животных, тем самым познают и закрепляют уже известные им понятия о жизни и повадках разных животных: медведей, кошек и т.п.

  1. «Айболит».

Взрослый выбирает ребенка, на роль доктора. Другие дети изображают больных животных. Каждый ребенок изображает какое-либо животное, остальные должны догадаться, кто перед ними. Доктор придумывает методы и способы лечения, которые требуются для каждого животного индивидуально. Доктор старается всем помочь.

  1.  «Змейка»

Содержание игрового упражнения.

Педагог, спрашивает детей, как они думают, какой длины змейка. Выслушав ответы, он предлагает измерить ее длину в шагах. Для этого дети выстраиваются друг за другом на расстоянии вытянутых перед собой рук. Каждый ребенок проходит по змейке, стараясь не упасть, и считает свои шаги. Потом дети вместе со взрослым обсуждают, у кого сколько шагов получилось (измеряется длина змейки в шагах каждого ребенка). Внимательные дети замечают, что количество шагов будет меньше, если сделать шаг шире, и наоборот: шагов больше при измерении змейки мелкими шажками.

  1.  «Волшебники» (моделирование эпизодов рассказа)

Оборудование: комплект для одного ребенка (лист бумаги с нарисованными кружками (10 штук), 9 бумажных квадратов), текст рассказа С.Маршака «Где обедал воробей?».

Цель: развитие наглядно-образного мышление, воображения, речеслухового внимания, речеслуховой памяти, графомоторных навыков.

Содержание игры: детям предлагается листы бумаги с нарисованными кружками. Воспитатель предлагает поиграть в волшебников и превратить кружочки в героев рассказа «Где обедал воробей?».

- Что вы видите на листе? (Много кружков)

- Сколько их? (Десять).

- Мы с вами поиграем в волшебников и превратим кружочки в героев рассказа С.Маршака «Где обедал воробей?». Первый кружок превратим в воробья. Воробей он какой? Что есть у воробья? (покажите жестами воробья). Воспитатель дальше читает рассказ.

- А теперь кого следующего мы нарисуем? (Льва)

- Какой лев? Покажите льва.

Далее так проходит работа со всеми остальными героями (лисица, морж, слон, журавль, носорог, кенгуру, медведь, крокодил).

- Теперь каждый вырезает героев.

- А где же находились все животные? (В зоопарке)

- Теперь мы для каждого животного нарисуем свой вольер. Что мы нарисуем у льва, лисицы, моржа, слона, журавля, носорога, кенгуру, медведя, крокодила?

Возможно демонстрация иллюстраций.

Воспитатель читает рассказ, а дети проигрывают рассказ с помощью поделок.

Игру следует разделить на несколько занятий.

  1. Игровое упражнение «Змейка»

Оборудование: игровой модуль «Змейка», линейка длиной 1 метр, игрушки разной величины, магнитная доска, магнитны картинки: попугай, мартышка, слоненок (по несколько штук), магнитные цифры, жучок, счетные палочки (примерно 50 штук).

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Тридцать восемь попугаев», чтение книги Г. Остера «Тридцать восемь попугаев».

Содержание игрового упражнения:

После просмотра мультфильма педагог вместе с детьми вытягивает змейку во всю длину и предлагает измерить ее, как в мультфильме: попугаем, мартышкой и слоненком, уточнив предварительную разницу в величине игрушек.

На магнитной доске располагаются картинки, изображающие этих животных. Рядом с ними дети выставляют соответствующие итогу счета число (цифру).

Затем дети и педагог выясняют, «в каком животном» змейка длиннее. Дети говорят, как еще можно измерить змейку (шагами, ладонями, детьми, другими игрушками, а  так же настоящей линейкой), использование какого измерительного инструмента дает более точный результат.

  1.  «Зарядка зверей»

Оборудование: текст, музыка,

Цель: развитие умения сочетать движение и речь, речеслуховой памяти.

Содержание игрового упражнения: Педагог предлагает провести зарядку.

- Рано утром мы встаем, на зарядку все идем. Звери приглашают нас на зарядку

18) «Соседи»

Оборудование: игровой настольный комплекс зоопарк (построенный ранее), фигурки животных.

Цель: развитие пространственной ориентировки, закрепление умение согласовывать числительные с существительными.

Содержание игрового упражнения: Учитель-логопед демонстрирует детям игровой настольный комплекс «Зоопарк». И предлагает назвать всех животных, которые живут в зоопарке.

- Каких животных ты видишь в зоопарке? (ответ ребенка)

- Сколько в обезьян? (Пять обезьян)

- А сколько слонов? (Два слона)

И т.д.

Далее ребенку предлагается называть соседей.

- Кто живет между слонами и обезьянами?

- Шесть тигров.

- А кто живет слева от тигров?

- Пять обезьян.

Игровое упражнение можно проводить в малой группе (2-3 ребенка) с использованием карточек, изображающих животных, и карточек с изображением пространственного расположения (стрелки: право – лево, вперед – назад и т.д.).

  1. «Кого увидит кукла?»

Оборудование: игровой настольный комплекс зоопарк (построенный ранее), фигурки животных, кукла.

Цель: развитие пространственной ориентировки.

Содержание игрового упражнения: Педагог демонстрирует детям игровой настольный комплекс «Зоопарк» и куклу, которая очень хочет посетить зоопарк. Задачей ребенка является, по инструкции педагога, верно располагать куклу в пространстве игрового комплекса, и называть пункты-ориентиры.

- Как мы назовем куклу?

- Галя.

- Галя прошла прямо в зоопарк. Что оказалось перед ней?

- Бассейн с белыми медведями.

- А что оказалось справа от нее?

- Вольер с обезьянами.

- Галя повернула налево. И что оказалось позади нее?

- Вольер с обезьянами.

- А что слева от нее?

- Вход в зоопарк.

8) «Кто это?»

Оборудование: текст загадок.

Цель: актуализация и закрепление словаря по теме «Животные»,  развивать речеслуховое внимание.

Содержание: детям предлагается отгадать загадки, и объяснить свое решение.

  1. «Безопасность в зоопарке»

Оборудование: картинки с изображение «небезопасных» ситуаций в зоопарке, листы бумаги, карандаши.

Цель: развитие наглядно-образного мышления; развитие графомоторных навыков

Содержание игрового упражнения: в качестве подготовительной работы дети знакомятся с запрещающими знаками, с их целью и изображением.

Детям предлагаются картинки с различными ситуациями, которые не следует допускать в зоопарке. Педагог предлагает описать ситуацию, и предлагает детям представить, что же может произойти дальше (различные варианты). И педагог предлагает, что бы этого не случилось нарисовать запрещающие знаки.

- Ребята, что вы видите на этой картинке (фотографии)?

- Как корят жирафа.

- А как вы думаете, его кормит посетитель зоопарка?

- Посетитель.

- А что же может произойти дальше?

- Жираф может заболеть, потому что его кормят не правильной едой. Жираф может укусить посетителя.

Запрещающие знаки:

- не кормить животных;

- не бросать мусор;

- не перелизать через огорождение;

- не шуметь, не пугать животных;

- не просовывать руки через барьер;

- не дразнить и не трогать животных.

15. Игра «Пополнение зоопарка»

Задачи: развитие диалогической речи, обучение методам описания предмета, пополнение своего лексикона, получение положительных эмоций, улучшению познавательных знаний, улучшение самочувствия и самоутверждение.

Оборудование: предметные картинки по лексической теме «Зоопарк» (разрезные)

Ход игры:

1) Взрослый достает картинки с животными. Дети угадывают как называется животное, чем оно характеризуется, какие имеет повадки и чем оно питается. Затем зверей нужно отвезти в зоопарк, для этого вытаскивается одна часть от картинки, по которой определяется какое это животное и всё о нём рассказывается.  

2) Дети называют предметные картинки, рассказывают где обитают данные животные (холодные и жаркие страны, лес, город…). Детям также рассказывают какие из животных принадлежат тёплым странам, а какие к  холодным странам. Рассказывают что они знают про теплые и холодные страны.

3) Взрослый говорит детям о космических  животных и предлагает пофантазировать на тему: «как могут выглядеть эти животные». (Ответ ребенка: У этого животного медвежья голова и лисий хвост).

  1. Инструктор по физической культуре
  1.  «Построим зоопарк»

Оборудование: полифункциональный набор «Фантазия».

Цели: развитие динамической и зрительно-моторной координации; учить выполнять конструирование согласованно, выбирая модули по словесной инструкции взрослого.

Предварительная работа: провести ознакомление детей с набором «Фантазия» (геометрическими телами); провести беседу о зоопарке, о зданиях необходимых в зоопарке.

Содержание игрового упражнения: По всему залу расставлены разные модули из набора «Фантазия». Дети (по одному или в группе 2-3 человека) по сигналу ведущего берут модули определенной формы и строят корепость (забор, вольер, домик или другую постройку).

Примечание: сложность постройки зависит от возраста детей и программных задач. Например, детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста предлагается расположить модуль в пространстве с ориентировкой на соответствующий цветовой сектор детали-модуля.

 «Достроим зоопарк»

Оборудование: полифункциональный набор «Фантазия», рисунки-образцы фотографии конструкций, выполненных из деталей набора «Фантазия», настольный строительный набор с деталями, соответствующими по форме деталям набора «Фантазия».

Цели: завлекать детей красивыми сооружениями рассказывать о необычных деталях построения, давать ребенку возможность проявлять самостоятельность и постоянно ребенка расспрашивать о его действиях и обязательно хвалить за удачно придуманные им варианты подбора и укладки деталей набора «Фантазия» (арка, ступенька, ворота, цилиндры); формирование умения детей воспринимать и сравнивать детали разных строительных наборов.

Содержание игрового упражнения: детям предлагается достроить зоопарк из деталей набора «Фантазия». Например, педагог говорит, указывая на модули, что эти две детали от недостроенного здания (директора зоопарка, ветеринарной лечебницы). Для окончания строительства надо использовать все детали набора «Фантазия». Он показывает детям недостроенный дом (два больших цилиндра стоят на небольшом расстоянии друг от друга) и просит сказать, какие это детали и как надо их расположить, чтобы получился дом. Например, на цилиндры ставится арка, между большими цилиндрами выкладываются в два ряда малые цилиндры, перед ними ставятся ступеньки, справа от дома – ворота и т.д. Дети могут самостоятельно додумывать конструкцию дома, совещаясь и договариваясь друг с другом.

Задание усложняется за счет предъявления плоскостного образца или образца, выполненного из мелкого строительного набора «Строитель» №1,2.

Примечание: Затем детям предоставляется возможность (инициатива может исходить от педагога) развернуть сюжетно-ролевую или театрализованную игру с использованием этой конструкции.

  1.  «Накорми мишку»

Оборудование: игровой комплект «Набрось кольцо», игрушка.

Цель: развитие зрительно-моторной координации

Содержание игрового упражнения: педагог рядом с кольцебросом сажает игрушку (мишку) и просит ребенка накормить медведя бубликами. Чтобы накормит мишку, нужно бросить кольцо (бублик) так, чтобы он попал на стержень. Сколько колец окажется на стержне, столько «бубликов» съест мишка.  Ребенок считает их количество. При повторном проведении игрового упражнения проводится сравнение с тем, какое количество бубликов было в предыдущий раз. Уточняется: на сколько меньше (больше) съел мишка бубликов этот раз? В зависимости от навыков счета определяется количество бубликов.

  1.  «Кто я?»

Оборудование: карточки с изображением животных (слон, обезьяна, лошадь, медведь, колибри, гусь, собака, змея, морж, гепард, фламинго, жираф).

Цель: развитие динамической и статической координации движений.

Содержание игрового упражнения: Дети делятся на 2 команды и выстраиваются в колонну. По сигналу педагога первые номера в колоне подбегают к столам с карточками, вытягивают и показывают движения, которые характерны для изображенного животного. Задачей команды является отгадать животное. Побеждает та команда, которая быстрее отгадала слова.

Примечание: Необходимо проведение предварительной работы с картинками. Показать детям картинки и соответствующие движения.

Слон – топать ногами

Обезьяна – хлопать в ладоши

Лошадь – проскакать как лошадка

Медведь – пройти как медведь

Колибри – махать руками

Гусь – передвигаться на корточках

Собака – ползти на четвереньках

Змея – проползти по-пластунски

Морж – перекаты (лечь на пол и несколько раз перекатиться набок и обратно)

Гепард – бег на месте

Фламинго – стоять на одной ноге

Жираф – потянуться как можно выше

При подготовке игры использовались материалы из журнала «Игра и дети» 4-2007.

  1.  «Защити свою территорию»

Оборудование: набор игры «Бросайка»

Цель: развитие точности броска в цель, совершенствование зрительно-двигательного контроля «глаз – рука», развитие наглядно-действенного мышления.

Содержание игры: игроки делятся на две команды и строятся друг за другом. На определенном расстоянии от линии броска располагаются две помеченные разным цветом зоны-цели (можно использовать обручи, маты, веревку и т.д.)

Игроки посылают мячи в зону цель своей команды, но также могут направлять свои мячи в зону команды-соперницы или выбивать оттуда ее мячи. Очки начисляются за мячи, которые находятся в зоне-цели по окончании игры. Подсчет очков производится по истечении установленного времени или после того, как каждая из команд разыграет определенное количество мячей.

Советы начинающим:

- цельтесь в точку перед зоной-целью;

- попытайтесь блокировать зону соперников, размещая свои мячи перед ее зоной целью;

- направлять мячи в зону-цель соперников рекомендуется игрокам, обладающим наиболее сильным броском.

Игру можно изменить следующим образом:

- изменить положение зоны-цели;

- изменить местонахождение игроков;

- поменять размер зоны цели;

- расположение команды на противоположных сторонах игровой площадки;

- обозначьте третью зону-цель небольшого размера: мячи в этой зоне будут приносить в два раза больше очков. Для обеспечения безопасности игроков мячи нужно вводить в игру по очереди. Каждый игрок должен соблюдать свою очередь.

Примечание. Рекомендуется использовать игровые моменты. Позволить назвать детям свои команды в честь какого-либо животного, которое можно увидеть в зоопарке, или педагог сам даст названия командам. Например: «Команда белых медведей и команда бурых

  1. Музыкальный руководитель

Музыкальное сопровождение на занятиях:

Ж. К. Сен  – Санса «Королевский марш льва»

Ж. К. Сен - Санса «Слоны»

Ж. К. Сен- Санса «Карнавал животных»

  1. "Спящие медвежата" Дети выполняют задание.

Материал: текст стихотворения, спокойная музыка.

Цель: релаксация

Тишина!

Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!

Мы ложимся на бочок – мы устали-всем молчок!

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Дышится легко и ровно.

  1. «Улыбнись и замри!»

Оборудование: текст, музыка

Цель: развитие динамической и статической координации движения, слухоречевого внимания, ритмического чувства.

Ход игры: дети танцуют под музыку, имитируя движения определенного животного, а потом замирают, как в игре Море волнуется раз.

  1. Петербурговедение
  1. «Карта»

Оборудование: карта Санкт-Петербурга

Цель: привить любовь береженое отношение к культуре города.

Содержание: В предварительную работу входит ознакомление детей с картой Санкт-Петербурга, с условными обозначениями. Привлекается внимание к тому, что в архитектуре Петербурга существуют памятники, на которых изображены животные.

Задачей детей и родителей является исследование, каких же животных изображают скульпторы, и местонахождение этих скульптур.

После выяснения, какие скульптуры животных существуют в городе, создаются условные обозначения, которые в дальнейшем можно нанести на карту.

В качестве условных обозначение возможно использование геометрических фигур разных цветов (лев – красный круг). Так же можно зашифровать название животного в виде звуковой схемы.

После исследования родители и дети дают данные о месте нахождения скульптур и вместе с педагогом наносят их на карту.(приложение 5).


Выводы по третьей главе

Как показал опыт нашей работы, проведение исследования в экспериментальной группе с использованием средств сюжетно-ролевых игр способствует развитию диалогической речи, снижению излишней тревожности и развитию творческих возможностей детей.

Сюжетно-ролевая игра, которая проводилась взрослым после определенного занятия, помогает ребенку быстрее усваивать и закреплять полученные на занятиях знания. Ребенок лучше воспринимает пройденный материал, запоминает и хорошо отрабатывает получая практические навыки.

Выявлены особенности, характерные для игр:

1.Присутствие постоянного разнообразия ведения игры, периодическое добавление костюмов и интересных дополнительных деталей.

2.В процессе всей игры взрослый контролирует происходящее. Дети стараются чётко выполнять порученные им роли. В игре часто используются диалоги. Дети выполняя правила игры с лёгкостью овладевают новыми знаниями и успешно закрепляют их.  

3.На протяжении всей игры проявляется умение игровой деятельности и закрепляются не только полученные знания, но и освежается и запоминается уже пройденный материал.

4.Игры этого вида носят коллективный характер и отмечается положительная динамика преодоления коммуникативных нарушений диалогической речи (положительная динамика).

Таким образом  разработанная методика необходима для улучшения формирования особенности диалогической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР....

Презентация к методической разработке урока английского языка Развитие навыка диалогической речи по теме: « Америка. Вашингтон – столица США».

Презентация содержит иллюстративный материал к уроку, фонетическую зарядку и упражнение на лексику....

Развитие диалогической речи у дошкольников

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду....

Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»

laquo;Особенности речевого развития детей с РДА.  Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам развития и коррекции речи ребенка-дошкольника.

В материале представлены основные задачи, принципы и методы взаимодействия с семьями воспитанников....