Программа "Мы вместе"
рабочая программа по теме

Программа по совместной работе учителя музыки и родителями учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_my_vmeste.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Мы вместе»

Вокальная группа  «Новый день» существует в МБОУ ИСОШ п.Игрим 2 года. Учащиеся коллектива пользуется заслуженной популярностью  среди учеников школы, так как принимают активное участие в общественной и культурной жизни поселка и района.

Образовательная программа коллектива «Новый день» составлена в соответствии с растущей популярностью современных ритмов, с желанием молодежи самовыразиться, повысить свою физическую активность, которая снизилась в век научно-технического прогресса.

Занятия в данном музыкальном коллективе  являются одним из способов социально-психологической поддержки учащихся, так как занятия музыкой выполняют функции стимуляции творчества и уменьшения тревожности, напряжения и агрессии.

В современных условиях  без поддержки родителей и социокультурных учреждений поселка, без их понимания ценности дополнительного образования трудно обеспечивать полноценный процесс воспитания подрастающего поколения.

 Потребность в разработке программы развития социального партнерства обусловлена основной целью в работе вокального кружка «Новый день» -  формирование человека-личности, гармонично развитой, здоровой, приобщенной к миру прекрасного искусства музыки.

Пояснительная записка.

В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы - образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум. Система музыкального образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для учителя не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия, их социального партнерства.

Под социальным партнерством мы понимаем совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающих общему для всех сторон интересу – высокому уровню духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

Социальный заказ современного общества, обращенный к подрастающему поколению, ориентирован на удовлетворение потребностей:

  1. общества: в воспитании молодого поколения граждан, воспринявших лучшие образцы отечественной и мировой культуры; способных к творческой деятельности, самоопределению и самореализации;
  2. государства: в сохранении и дальнейшем развитии отечественного духовного наследия, в увеличении интеллектуального потенциала страны;
  3. региона: в сохранении и преумножении традиций своей малой Родины как самобытного центра культуры, неотъемлемой части многонациональной России;
  4. высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений: в учащихся с высокой мотивацией к продолжению образования, способных к творческому поиску и интенсивному труду.

Исследования и опрос учащихся музыкального коллектива  и их родителей, а так же социокультурных организаций г.п. Игрим показали, что их социальный заказ на работу творческого объединения ориентирован на удовлетворение потребностей:

  1. выпускников  и их родителей: в социальной адаптации, творческом развитий личности, способности противостоять аморальному поведению и бездуховности, готовности к выбору между добром и злом.
  2. социокультурных организаций г.п. Игрим: в воспитании гармонично – развитого подрастающего поколения, через привлечение их к общественной, культурно-массовой жизни поселка.

Изучив данные социальные заказы, определилась модель выпускника коллектива  «Новый день».

Образ конечного результата (модель выпускника)

Выпускники коллектива «Новый день» – это учащиеся:

  1. интеллектуально развитые, имеющие свою мировоззренческую позицию;
  2. ведущие здоровый образ жизни;
  3. имеющие четкую гражданскую позицию, уважающие права и свободы других людей;
  4. эмоционально развитые, умеющая разделять радость ближних и сопереживать их горю;
  5. бережно и уважительно относящиеся к духовной культуре своей малой Родины;
  6. умеющие видеть и ценить прекрасное, способные реализовать себя в музыкальном искусстве.

Конечно, нельзя говорить о том, что педагог одного детского творческого объединения может оказать значительное влияние на все сферы развития ребенка. Но необходимо выделить и системно работать с теми проблемами, которые могут и должны стать частью воспитательного процесса дополнительного образования детей, а именно работа с родителями учащихся и социумом.

Определение взаимодействия в системе «учитель - дети - родители» в качестве одного из приоритетных не случайно: именно родители оказывают значительное влияние на выбор и успешность занятий ребенка в сфере досуга.

 Посмотрим, как это реализуется на практике.

К сожалению, в настоящее время рассмотрение участников образовательного процесса в системе «дети — учитель — родители» зачастую носит лишь декларативный характер. Объясняется это особенностями отношений взрослых к самой деятельности детского объединения и друг другу. Попробуем кратко проанализировать эти особенности.

Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования, а также их взаимоотношения с педагогом детского объединения нередко носят парадоксальный характер:

  1. с одной стороны родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался каким-либо «полезным делом»;
  2. с другой стороны значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.

Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения дополнительного образования, его значения в развитии ребенка — к занятиям относятся либо как к чему-то несерьезному (детская забава, времяпровождение), либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку, т. е. базу для выбора будущей профессии.

Лишь некоторые родители понимают и адекватно оценивают возможности не только своего ребенка, но и учителя и содержания занятий в детской жизни.

Неоднозначным является и отношение учителя к родителям своих воспитанников — к сожалению, многие руководители детских творческих объединений видят перед собой некую «родительскую массу», которую необходимо «использовать в работе». Поэтому к родителям относятся как к «обслуживающему персоналу», основное назначение которого «помогать, провожать, обеспечивать...» детей.

Такая позиция руководителя детского творческого объединения во многом определяется его непониманием и недооценкой значения позитивных и содержательных отношений в триединой системе «ребенок — родитель — учитель» для развития воспитанников творческого объединения.

Помочь в преодолении противоречий в отношениях взрослых может системная работа учителя с родителями учащихся детского коллектива, которая сделает их полноправными и активными участниками образовательного процесса.

Теперь рассмотрим связь «Учитель – ребенок – социум».

В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных условиях. В настоящее время, к сожалению, в России повсеместно практикуется сокращение детских учреждений: общеобразовательных, дошкольных, дополнительного образования (центров внешкольной работы, художественных школ, детских клубов, лагерей отдыха). В силу этого сегодня приходится говорить не только о необходимости развитии ребенка, но и о защите духовного мира детей, поскольку необходимо освободить их мироощущение, непосредственность восприятия от агрессивного влияния массовой культуры. Тем более, что обостряется реальная опасность распада общественных связей, а значит, ослабления процесса педагогизации среды как важного фактора нравственного и гражданского воспитания личности.

 Необходимо, чтобы, помимо обучения и воспитания в творческих объединениях, дети имели реальную возможность практически осваивать и закреплять полученные знания и умения, нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через активное взаимодействие с социокультурными учреждениями.

Настоящая программа определяет методологические, организационные и содержательные основы деятельности творческого музыкального объединения «Новый день»  по реализации развития системы «учитель - ребенок – семья – социум» через  социальное партнерство, которая обеспечивает:

  1. осуществление духовно – нравственного воспитания, развитие творческих способностей и просвещения учащихся;
  1. высокий уровень социализации учащихся;
  2. условия безопасности и комфортности для всех участников педагогического взаимодействия;
  3. рост профессионального мастерства педагога ТО;
  4. вовлечение в процесс воспитания родителей учащихся;
  5. привлечение к партнерству социокультурные учреждения поселка;
  6. саморазвитие учащихся и условия для их самореализации.

Социальное партнерство в образовании – это тип социальных отношений, для которого характерны следующие особенности:

  1. наличие сторон, имеющих как общие, так и различные, иногда противоположные интересы;
  2. ориентация сторон на поиск и достижение социального консенсуса, а не конфронтацию;
  3. объективная заинтересованность всех социальных субъектов в конструктивном решении вопросов образования и развития молодого поколения.

 В выборе организационных и содержательных форм сотрудничества мы ориентируемся на взаимовыгодные отношения. Опыт ТО в этом направлении позволяет говорить о возможности и перспективности такого подхода.

В содержательной основе индивидуальной модели ТО «Новый день» лежит широкая сеть его взаимосвязей с родителями учащихся, государственными и общественными институтами, учреждениями культуры и другими субъектами образовательного пространства на принципах социального партнерства.

Цель программы:

Формирование в коллективе социокультурной среды, способствующей успешной социальной адаптации, социализации и самореализации личности учащегося. Создание условий для духовно – нравственного развития личности каждого учащегося.

Задачи программы:        

  1. Установление партнерских отношений с семьями учащихся, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  2. Включение социальных структур в систему образования, предоставляющих учащимся вокальной группы возможность включения в общественную деятельность, необходимую для их развития.
  3. Научно-методическое обеспечение и информационное сопровождение психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения их педагогической культуры;
  4. Привлечение родителей и субъектов социально-культурной среды к управлению и поддержке воспитательного процесса в вокальной группе;
  5. Сохранение и преумножение традиций  семьи и своей малой Родины, через совместную досуговую деятельность.

Принципами реализации программы являются:

  1. Открытость образовательной и воспитательной среды творческого объединения.
  2. Вариативность.

Ведущие идеи программы.

Идея системного понимания педагогической действительности.

В свете концепции системного понимания педагогической действительности любое  творческое объединение по своей сути является педагогической системой, основными свойствами которой является открытость, целенаправленность, целостность, функциональность. Системное понимание предполагает выстраивание вертикальных и особенно горизонтальных связей между участниками образовательного пространства, их ориентацию на достижение общих интегративных целей.

Идея определения функций вокальной группы как открытого социального звена.

Современное понимание целей образования требует включенности в процесс обучения и воспитания всех субъектов социального заказа.

Идеи культурологического и ценностного подходов к образованию.

Компонентами культурологического и ценностного подходов к образованию являются отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются ценности, личностные замыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

Идея компетентностного подхода к образованию.

Важной задачей реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками». Продвижение по этому направлению способствует повышению компетентности выпускников, их готовности к работе и взрослой жизни.

Идея социальной активности  творческого объединения – субъекта образовательного пространства. Данная идея отражает необходимость активной позиции в выявлении образовательных потребностей субъектов социального заказа и привлечении из их числа к сотрудничеству.

Данная программа реализуется в следующих направлениях:

  1. социальное партнерство с семьями учащихся;
  2. социальное партнерство с организациями поселка.

Содержание основных  направлений  программы.

Социальное партнерство с семьями учащихся  творческого объединения

Семья является той важной средой, в которой ребенок начинает познавать особенности общественных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые представления о труде и отдыхе, интересах, выражениях чувств. Именно семья может дать ребенку нравственный стержень, духовную опору, которая и обеспечит ему душевное здоровье, радостное восприятие жизни, творческое отношение к любимому делу.

Основные направления деятельности педагога  с семьями воспитанников:

  1. Социологическое и маркетинговые исследования семьи, диагностика мотивации выбора самим ребенком или родителями  данного творческого объединения.
  2. Организационно-педагогическая деятельность, которая включает в себя работу педагога по планированию взаимодействия с семьей, проведение открытых занятий и мастер-классов, родительских собраний, совместное обсуждение содержания учебного и воспитательного процесса, а, следовательно, повышение педагогического потенциала семьи.

Вовлекая родителей в учебно-воспитательный процесс детского творческого объединения, педагог формирует в семьях своих воспитанников общие интересы, значит, и повышает педагогический потенциал семьи.

Результатом педагогически направленного общения родителей и руководителя детского объединения  должны стать сходные взгляды на процесс развития ребенка, а также единые подходы к его воспитанию. Такое единство требований в семье и в детском творческом объединении создает условия для полноценного и правильного развития ребенка, формирования у него устойчивых социальных установок.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей реализуется через следующие формы: проведение «круглых столов», лекций по проблемам семейного воспитания, правовая школа для родителей, индивидуальные семейные консультации, психологические тренинги, разработка методических пособий, памяток для родителей, диагностика и коррекция межличностных отношений воспитанников и родителей.

В процессе совместного выявления и обсуждения различных проблем, возникающих как у педагога, так и у родителей в общении с детьми, коллективный поиск оптимального решения, консультации с педагогом-психологом учреждения позволят взрослым участникам образовательного процесса получить необходимые практические психологические и педагогические знания и умения.

4. Традиционные культурно-массовые мероприятия с участием родителей: консультации, семейные творческие конкурсы и спортивные праздники, массовые досугово - развивающие мероприятия для детей и родителей, организация деятельности родительского актива.

Вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями своих воспитанников, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательной деятельности детского творческого объединения.

Социальное партнерство с организациями поселка.

Формы осуществления социального партнерства

  1. заключение договоров о социальном партнерстве; согласование совместных планов работы;
  2. осуществление совместной деятельности в соответствии с договорами и планами.

Социальное партнерство строиться на следующих основных принципах:  

  1. уважения и учета интересов участников;
  2. заинтересованности договаривающихся сторон в участии на договорных отношениях;
  3. соблюдения социальными партнерами и их представителями норм международного права, законодательства РФ и ХМАО – Югра;
  4. равноправия сторон и доверия в отношениях;
  5. невмешательства в дела друг друга;
  6. свободы выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
  7. реальности обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;
  8. регулярности проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
  9. обязательности исполнения достигнутых договоренностей.

Модель социального партнерства с организациями поселка.

Перспективный план реализации программы

Учреждения

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Дом культуры

День поселка

Сентябрь

Руководитель вокальной группы

Дом культуры

День матери

Ноябрь

Руководитель вокальной группы

Дом культуры

«Рождественские встречи»

Январь

Руководитель вокальной группы

Дом культуры

«Ко дню защитника Отечества»

Февраль

Руководитель вокальной группы

Дом культуры

«8 Марта»

Март

Руководитель вокальной группы

Дом культуры

Фестиваль – конкурс военной песни «Красные маки»

Май

Руководитель вокальной группы

Дом культуры

Празднование дня Победы

Май

Руководитель вокальной группы

ДЮЦ

День рождения ДЮЦ

Декабрь

Руководитель вокальной группы

ДЮЦ

Новогодние утренники

Декабрь

Руководитель вокальной группы

ДЮЦ

8 Марта

Март

Руководитель вокальной группы

ДЮЦ

Отчетный концерт

Май

Руководитель вокальной группы

КЦСОН «Альянс»

День пожилых людей

Октябрь

Руководитель вокальной группы

КЦСОН «Альянс»

День матери

Ноябрь

Руководитель вокальной группы

КЦСОН «Альянс»

Ко Дню защитника Отечества

Февраль

Руководитель вокальной группы

КЦСОН «Альянс»

8 Марта

Март

Руководитель вокальной группы

КЦСОН «Альянс»

Празднование дня Победы

Май

Руководитель вокальной группы

Школа искусств

Участие в концерте, учащихся ДШИ

Январь

Руководитель вокальной группы

Школа искусств

Отчетный концерт ДШИ

Май

Руководитель вокальной группы

Д/С «Снежинка»

Концерт для воспитанников детского сада

В течение года

Руководитель вокальной группы

С/К «Олимпиец»

Концертные номера для соревнований и награждений

В течение года

Руководитель вокальной группы

Р/Ц «Росток»

Концертные номера для детей – инвалидов

День инвалидов

Руководитель вокальной группы

ИСОШ №1

Концертные номера

В течение года

Руководитель вокальной группы

ИСОШ №2

Концертные номера

В течение года

Руководитель вокальной группы

Ожидаемые результаты:

Реализация программы социального партнерства с семьей и социумом обеспечит высокий уровень воспитанности учащихся, отвечающий потребностям общества, родителей, детей.

Содержательная структура позволит реализовать актуальные задачи современного образования, привлекать к их решению родительскую общественность, кадровый и образовательный потенциалы учреждений социокультурной сферы, использовать материально-технические ресурсы участников социального партнерства.

Результатом педагогически направленного общения социума и руководителя детского творческого объединения должны стать сходные взгляды на процесс развития ребенка, а также единые подходы к его воспитанию. Такое единство требований  создаст условия для полноценного и правильного развития ребенка, формирования у него устойчивых социальных установок.

                                                 

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной культуры детства: сб. науч. материалов  – Челябинск: ЧГАКИ,  2006.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн.2. Казань, 1998.
  3. Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Общение с родителями: зачем? Как? Научн.ред.-Иванова В.М. М.: А.П.О., 1993 – 59 с.
  4. Голованова В.П.: "Свой  мир мы строим сами". М.ООО "ДОД", 2007. – 132 с. (Серия "Библиотечка педагога – практика").
  5. Дармодехин С.В., Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации.-  Педагогика.- 2001.-№1.
  6. Демакова И.Д. пространство детства: гуманизации.  Москва – Ижевск: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканский Центр развития образования МНО УР, 1999. – 52 с.
  7. Журнал "Классный руководитель". Издательский центр "Педагогический поиск"
  8. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие для воспитателей, классных руководителей / Л.И. Маленкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  9. Научно-методический журнал "Наука и практика воспитания и дополнительного образования" Издательство: Центр "Педагогический поиск".
  10. Общественная организация социально-культурной деятельности: материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы» (г.Тюмень, 15-16 апр. 2004г.) / науч. ред. В.В.Попов; отв.ред. Ф.Х.Попова. Тюмень, 2004.240 с.
  11. Общие технологии социально-культурной деятельности: учеб.-метод. комплекс по специальности 07.14.01. «Социально-культурная деятельность» специализации «Менеджер СКД»/Сост. Т.В. Бабина.- Тюмень, Тюмен. гос. ин-т искусств и культуры, 2006. – 260с.
  12. Осипова Е /Конфликты и методов их преодоления: социально-психологический тренинг /Е.Осипова, Е.Чуменко. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка "Первого сентября", серия "школьный психолог". Вып. 5(17)).
  13. Приложение к журналу "Воспитание школьников" Духовно-нравственное воспитание. Издательство "Школьная Пресса"
  14. Русанова В.С. Стратегия и тактика досугового объединения // социальная педагогика. Челябинск, 1998.
  15. Русанова, В.С. Детство. Отрочество. Юность: Программа воспитания в сфере досуга / В.С. Русанова - Челябинск, 1998.
  16. Семейное право в вопросах и ответах / Серия "Консультирует юрист" – Ростов-на-Дону: Фенгикс, 2002. – 256 с.
  17. Социальная педагогика. – Издатель: НИИ Школьных технологий
  18. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (текст): учеб. пособие / под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004.
  19. Хаткевич О.А.,  Не рядом, но вместе – Минск: Красико-Принт, 2007. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
  1. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория.- М., 2000.

Дом Культуры

ИСОШ №1

Вокальная группа «Новый день»

С/К «Олимпиец»

ИСОШ №2

Р/Ц для детей инвалидов «Росток»

Дом ветеранов

ДЮЦ

Д/с «Снежинка»

Школа искусств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».

В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....

"Вместе с мамой, вместе с папой..."

Консультация для родителей...

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»

Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому  мероприятия ...