Главные вкладки

    «Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».
    статья по теме

    Машкова Любовь Ивановна

    Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proforientacionnaya_rabota_mashkova.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров»

    Ответственный

    за профориентационную работу

    ГОУ СОШ №494:                                                                 Л.И.Машкова

    «Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».

    Пояснительная записка:

    Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям. На сегодняшний день назрела необходимость создать единую систему качественного взаимодействия семьи, образовательного учреждения, окружного профориентационного центра и профессиональных образовательных учреждений по проблемам профессионального самоопределения подростков.

    Для достижения решения проблем профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных учреждений  необходимо приступить к осуществлению следующих направлений деятельности:

    1. проведение информационно-разъяснительной и просветительской    работы в семье по профессиональному самоопределению ребенка;
    2. составление личного профессионального плана подростка, который позволит им реализовать свои планы на будущее в полной мере;
    3. осуществление взаимосвязи семьи, школы с профориентационными центрами в целях оказания помощи в профессиональном самоопределении подростков.

    Цель мероприятия: активизация родительской общественности по проблемам профессионального самоопределения подростков, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.

    Задачи:

    1. Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональном самоопределении детей.
    2. Учить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.
    3. Формировать у родителей культуру понимания профессионального выбора подростка.  
    4. Оказывать помощь в выборе  дальнейшего  пути получения образования  с учетом ситуации на рынке труда.

    Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально - экономических проблем. Не случайно в современном мире очень легко получить второе, третье и какое угодно по счету направленности образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.                                                                             Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.                                                  В этом учебном году группа  педагогов нашего учреждения объединились для того, чтобы расширить и обобщить приобретённый ранее опыт в организации совместной работы с родителями и найти пути решения в возникающих вопросах.                                                                                         По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей мы отметили, что вопрос профессионального самоопределения учащихся актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества.                                                                                                                   В целях накопления материала по проблеме  были изучены методическая литература, передовой опыт  учителей новаторов. Представляются результаты этой работы в виде докладов на МО, выступлений на педагогическом совете школы, методических рекомендаций для коллег. И теперь мы готовы поделиться своим опытом профориентационной работы с родителями.

     

    Вся работа строится на системе взаимодействия "Школа- семья - социум"

    Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям

    1. проведение родительских собраний, (общешкольные, классные);
    2. лектории для родителей.
    3. индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
    4. анкетирование родителей учащихся;
    5. привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
    6. привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
    7. избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;          
    8. создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся и т.д.

    Уверена, что многие из них проводятся в любом образовательном учреждении. Так, например, тематика родительских собраний и лекториев для родителей может проводиться по темам: «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Семья выбирает будущее (профориентация подростка)», «Образование и карьера» и др. Тематика их может быть разнообразна. Родительские лектории станут интереснее, если пригласить специалистов центра занятости, представителей учебных заведений, которые расскажут о возможных путях помощи семье в выборе будущей профессии, поделятся информацией о востребованности тех или иных профессий. Конечно,  специалисты должны быть готовы к тому, что родители придут со своими вопросами и сомнениями, убеждениями, запросами и требованиями помощи ребёнку. Их консультации должны быть убедительны и компетентны. 

    Должна сказать, что в каждой школе найдутся родители, готовые выступить на школьном или классном собрании, поделиться секретами своей профессии. В нашей школе мама  ученицы 6-го класса не только проводит лектории для родителей, но и регулярно организовывает экскурсии для учащихся 8-9 классов в Полиграфический Колледж №31 г.Москвы. Неоднократно, ученики 10-11 классов приглашались в Московский Психолого-Педагогический Университет, московский Государственный Индустриальный Университет в рамках «Недели профориентации». Учащиеся узнают, чем отличается учеба в университете от обучения в школе и как стать специалистом своего дела.                

    Особенно интересным и увлекательным считаю следующую форму, когда родители вместе с учителем проводят факультативные занятия. В нашем учреждении в начальной школе проходят факультативные занятия  «Мир профессий». Интересны и увлекательны занятия, когда вместе с мамами и папами ребята учатся творить рекламные объявления, получать знания о таких профессиях как швея, художник-оформитель, художественная роспись и др. Даже если это не урок практической направленности, а беседа о той или иной профессии, занятия не пройдут даром. Ребята с удовольствием посещают уроки, занятия. Принимают участие в городских и окружных       конкурсах. 

    И в заключении хотелось сказать, что важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных профессиональных планов своих детей.  Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для родителей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Всё это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, что часто приобретает первостепенное значение. Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает необходимость совместной профориентационной работы школы и родителей.

    Список литературы:

    1. Н.И. Дереклеева «Родительские собрания 5-11 классы»  Москва «Вако» 2005
    2. В.Р. Шмидт «Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников»  Москва «Сфера» 2007
    3. С.И.Вершинин,,М.С.Савина «Основы прфориентации»  Москва «Академия» 2009
    4. Н.С. Пряжников «Мотивация трудовой деятельности»  Москва «Академия» 2009
    5. С.Н.Чистякова «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» Москва «Академия» 2007
    6. Н.С. Пряжников «Профориентация»  Москва «Академия» 2008

    Креативность

    Индивидуальность

    Вариатив

    ность

    Оптималь ность

    Доброволь

    ность

    Принципы взаимодейст вия:

    Сотрудничество


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков

    Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:изучить особенности профессионального самоопределения подростков;развивать интерес родителей к проб...

    Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

    Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

    Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка

    Анализ теоретического материала и психологических исследований по проблеме профессионального самоопределения выявил, что на его успешность влияют многие факторы. Один из значимых факторов – детс...

    Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"

    В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...

    Проблемы профессионального самоопределения подростков

            Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессионалу. Глубокое знание профессионального предмета и его объекта, свободное владение профессиональным...

    Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков

    Выступление на родительском собрании...

    «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков»

    quot;Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков"...