Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка
статья по психологии по теме

Соркина Марина Борисовна

Анализ теоретического материала и психологических исследований по проблеме профессионального самоопределения выявил, что на его успешность влияют многие факторы. Один из значимых факторов – детско-родительские отношения. На успешное развитие ребенка, на формирование его личностных особенностей, на построение его жизни в целом и личного профессионального плана в частности достаточно сильное влияние оказывает семья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соркина Марина Борисовна – педагог-психолог

высшей квалификационной категории, методист

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

В чем же причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) - возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юности каждый стоит перед выбором. Многие могут рассказать о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассников манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении –  задача не из простых и не из легких.

Выбор профессии - это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Ускорение социально-экономического развития нашего общества тесно связано с повышением роли человеческого фактора. В связи с этим ставится задача существенного улучшения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышения морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни, формирования у подрастающего поколения осознанной потребности в труде.

Именно поэтому школа должна создавать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии. Но нередки случаи, когда попытки «найти себя» в период учёбы заканчиваются неудачно. В этом большую роль играет оторванность школьной теории от практики жизни. Реально столкнувшись с трудовой деятельностью, молодые люди начинают понимать, что те знания, которые нужны, не давались в школе, и их придётся осваивать самостоятельно. Предотвращение таких ситуаций является одной из задач общеобразовательных учреждений, которые должны обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся.

Однако в современных условиях профессиональное самоопределение школьников затруднено рядом обстоятельств. Во-первых, социально-политическая и экономическая нестабильность общества не позволяет подростку реализовать свои планы на будущее в полной мере. Во-вторых, существенно изменился «набор» профессий, их содержание и престижность. В-третьих, исчезли многие источники знаний о мире профессий, а телевидение и специальная литература могут предоставить только перечень специальностей и учебных заведений, где им можно обучиться. Все это вынуждает школьников приспосабливаться к ситуации, существующей на рынке труда, вместо активного осуществления профессионального самоопределения. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии [3].

Он хорошо понимает, что содержание будущей жизни, прежде всего, зависит от того - сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности [6].

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания и, конечно, по гендерным признакам.  Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки [2]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления.

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

  1. Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

  1. Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

  1. Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

  1. Информированность –  важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
  2. Склонности проявляются и формируются в деятельности.

Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения – путь к будущему [10].

  1. Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении [5].

  1. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику [9].

  1. Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…» [3].

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. И в таком случае о бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

В условиях кризиса современной российской общеобразовательной школы, когда она не выполняет в полной мере ни одной из своих важнейших функций таких, как духовное формирование личности, создание необходимой базы знаний для получения высшего образования, обеспечение возможности дальнейшего непрерывного образования, профессиональная ориентация молодежи, огромную роль в становлении личности и трансформации знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной и личной жизни индивида, является институт семьи [4].

Актуальность детско-родительских отношений и выбора профессиональной деятельности ребенком является неизменной на протяжении развития психологии. Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разного установок, на построение жизненного пути в целом. К подростковому возрасту взаимоотношения детей и родителей претерпевают определенные изменения, характеризуясь различными особенностями. Одновременно перед подростком встает задача профессионального самоопределения. Для успешного выбора профессии необходимо учитывать множество внутренних и внешних факторов, а также в реальной ситуации выбора не менее важно отношение подростка к процессу выбора и готовность принимать определенные решения. Одной из реальных ситуаций, когда необходимо принимать важное решение, является выбор профиля обучения в старшей школе. То, как дети осуществляют этот выбор, имеет большое значение, потому что это выбор, который как бы задает тон всему последующему профессиональному развитию. Так как взаимоотношения родитель-ребенок оказывают большое влияние на жизнь ребенка, несомненно, их влияние и на процесс его профессионального развития и на то, как он будет действовать в ситуации принятия жизненно важных решений.

Действительно, нередко советчиком при выборе ВУЗа и специальности для «неопределившегося ребенка» оказываются родители, как более опытные и «понимающие толк» в престижности и полезности какой-либо профессии.

Необходимость грамотного участия родителей в формировании профплана подростка переоценить трудно.

В 15-17-летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению зачастую отсутствует. Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают. В то же время подростки часто прислушиваются к мнению родителей, когда речь заходит об их будущем.

Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:

  1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
  2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
  3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.

Но при этом самые адекватные советы родителей могут оказаться невоспринятыми подростками, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего, нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком.

Иногда родители проецируют на ребенка свои собственные качества, чувства, проблемы. Это порождает неадекватные требования и ожидания. Из-за этого у детей может возникнуть психологическая защита по типу отрицания – они просто перестают слышать то, что им говорят. Именно такие дети ставят прочерк в «Анкете оптанта», отвечая на вопрос «Что советуют родители?».

Часто родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый – ребенок», продолжают привычную линию поведения. В тех случаях, когда это поведение авторитарное, то есть родители считают себя всегда правыми, мнением детей не интересуются, настаивают на безусловном выполнении своих требований, - у ребенка могут возникнуть проблемы, как в настоящем, так и в будущем уже непосредственно тогда, когда он будет реализовывать свой профплан.

Некоторые родители предъявляют ребенку завышенные требования, не соответствующие его возможностям; постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших, а иногда и младших братьев и сестер. Такое поведение приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки вплоть до комплекса неполноценности. Следствием является снижение успешности всех видов деятельности и уровня притязаний. В таком случае подросток скорее всего будет выбирать профессию, где от него не потребуется больших затрат, как моральных, так и интеллектуальных, т.е. пойдет по пути наименьшего сопротивления.

У некоторых родителей звучит мотив, который выглядит как забота о ребенке, но фактически является отражением их тревожности, нетерпимости, а иногда и эгоизма («мы не можем ждать, пока он повзрослеет, мы должны поставить его на ноги, пока в силах»). Такие родители фактически перекладывают на ребенка свои проблемы, а эта дополнительная нагрузка может вызвать у ребенка стресс и, безусловно, не будет способствовать улучшению ситуации.

Чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или ВУЗе?

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.

Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.

Есть очевидные ошибки – например, неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

Некоторые родители, проявляя бурную заботу о «выгодном», «удобном», «беспроигрышном» устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению, профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой, пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от «своего» выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них: не сложилось, не удалось [7].

Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в  то же время, они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить «назло» родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

  • Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
  • Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;
  • Общаться с детьми нестандартно, естественно;
  • Глубоко «по-настоящему» чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
  • Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;
  • Умение требовать, поощрять и наказывать [11].

Разобраться в себе, в своих личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения «болячки». Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но, опять же, при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей [11].

Из вышеизложенного следует, что огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Юноша или девушка как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенок  выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. При этом информация должна быть представлена в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для детей, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

Но недостаточно ограничиваться рассказами и разговорами. Известно, что юношество зачастую скептически относится к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую ваш ребенок выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди знакомых родителей как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть старшеклассника к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

В любом случае выбор профессии очень зависит от родительской позиции, личностной включенности в эту проблему и внимательного отношения к своему ребенку.

Согласно исследованиям, проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьников разных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе. Именно «отец – мать» в 44% случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии опрошенными. Обобщая результаты многих исследований, можно сказать, что родители в 30-70 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор так или иначе связанный с выбором профессии [1].

Об этом говорит та часть старшеклассников, которые осознают и признают данное влияние, но есть и те, кто убежден во всяком отсутствии такого влияния.

Родительское влияние, каким бы образом оно не происходило, исходит из благих побуждений. Ведь обычно, если только в семье не преобладает неблагоприятный, дисгармоничный тип детско-родительских отношений, родители стремятся сделать выбор своих детей более рациональным, более реальным. И часто они бывают правы. Но исследования и наблюдения в повседневной жизни показывают, что нередко случается, когда родители пытаются изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки способностям, склонностям, мечтам, желанию ребенка. Далеко не всегда в таких случаях дети впоследствии оказываются счастливы [8].

Целью нашего исследования явилось изучение влияния родителей на профессиональный выбор старшеклассников, а  также изучение гендерных различий в профессиональном выборе подростков.

Методиками данного исследования явились:

  • Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (автор Кабардова Л.Н.)
  • Карта интересов
  • Анкета изучения личностных профессиональных планов (авт. Н. С. Пряжников) [12]
  • Анкета оптанта

Исследование проводилось на базе ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 46 девушек и 30 юношей (учащиеся 9-11-х классов).

Изучение результатов «Опросника профессиональной готовности» показали следующее:

  1. Наиболее выраженные различия в склонностях юношей и девушек отмечаются в сфере технических интересов. Более высокий средний показатель отмечается в группе юношей, что свидетельствует о том, что они имеют профессиональные предпочтения, связанные с техническими интересами. Эти результаты согласуются с многочисленными литературными данными, указывающими на то, что начиная с детского возраста мальчики проявляют больше интерес к предметам, активным играм, преобразующим видам деятельности, а в более старшем возрасте юноши отдают предпочтение профессиям, связанным с техникой.
  2. Также было обнаружено, что юноши имеют более высокий показатель склонностей к профессиям, связанным со сферой физического труда. Наличие таких склонностей у юношей объясняется тем, что по многочисленным данным, они превосходят женщин по уровню физической силы, работоспособности, выносливости.
  3. У девушек отмечается более высокий показатель склонностей к сфере искусства, а также сфере, связанной с общением с людьми. Наличие таких склонностей у девушек также подтверждается данными исследований, свидетельствующими о выраженных ориентациях девушек на профессии сферы «человек-человек» и «человек – художественный образ».

Таким образом, изучение склонностей учащихся к различным профессиональным сферам показало, что юноши и девушки имеют ярко выраженные различия в профессиональных предпочтениях и эти предпочтения согласуются с их гендерными ролями.

Для изучения познавательных и профессиональных интересов юношей и девушек была использована «Карта интересов».

  1. Результаты диагностики показали, что юноши отличаются от девушек большей выраженностью познавательных интересов к таким предметам как: физика, математика, химия, география. Преобладание у юношей познавательных интересов к точным наукам объясняется тем, что по данным многочисленных исследований, мужчины по сравнению с женщинами, имеют более развитые математические способности.
  2. У юношей отмечаются более выраженные по сравнению с девушками, учебно-познавательные интересы к предметам естественнонаучного цикла.
  3. Девушки отличаются от юношей большей выраженностью таких познавательных интересов как: философия и журналистика, искусство. Таким образом, девушки отдают предпочтение предметам гуманитарного цикла.
  4. Установлены различия в профессиональных интересах, т.е. интересах к различным видам деятельности юношей и девушек. По результатам диагностики юношей привлекают виды деятельности, связанные с техникой, военные специальности, а также профессии, связанные со спортом. Такая профессиональная направленность юношей объясняется их природной склонностью к активной, преобразующей деятельности, а также более развитыми, по сравнению с женщинами, техническими способностями.
  5. У девушек наиболее выражены профессиональные интересы к педагогике и сфере обслуживания. Данные многочисленных исследований также показывают, что женщин всегда привлекают профессии, связанные с воспитанием и оказанием помощи другим людям. Такая направленность интересов женщины вытекает из её большей, по сравнению с мужчинами, эмпатийности, общительности, альтруистичности, т.е. традиционно феминных качеств. Интерес девушек к профессиям сферы обслуживания объясняется тем, что деятельность в этой сфере дает возможность удовлетворить более выраженную у женщин потребность в контактах с другими людьми.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии ярко выраженных гендерных различий в учебно-познавательных и профессиональных интересах старшеклассников. Совершенно очевидно, что эти различия в интересах могут обусловливать и различия в профессиональных намерениях и планах юношей и девушек.

Изучение личных профессиональных планов учащихся с помощью анкеты Н. С. Пряжникова выявило следующее.

  1. Юноши отличаются от девушек более высокими характеристиками  такого показателя как «Самостоятельность в принятии решения». Это характеризует юношей как более самостоятельных и независимых в принятии решения о выборе профессии. Этот результат, по-видимому, можно связать с тем, что юноши в этом возрасте уже больше, чем девушки осознают свою самодостаточность и больше стремятся к автономии и независимости от родителей, педагогов.
  2. Девушки, в силу большей ориентации на семью и ближайшее социальное окружение, подвержены их влиянию на свой профессиональный выбор.

Изучение психологической готовности старшеклассников к выбору профессии позволило установить наличие следующих гендерных различий во влиянии семьи на профессиональный выбор.

  • Юноши, характеризуются по сравнению с девушками, более выраженными умениями к планированию, прогнозированию будущего на длительную перспективу, умениями самостоятельно принимать решения, а также большей информированностью о профессиях.
  • Девушки, в силу их большей эмоциональности и социальной ориентированности характеризуются меньшей независимостью и самостоятельностью в планировании своего профессионального будущего.

Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты о том, к кому подростки обращались за советом при выборе профессии, показал, что, выбирая профессию, 77,5 % девушек советовались с родителями и родственниками, 11,2 % с учителями, 10,9 % со сверстниками, а также советовались со специалистами 0,4 % опрошенных девушек.  В отличие от них, 50,2 % юношей считают наиболее ценным для будущего профессионального выбора общение со специалистами, знающими профессию, 28,7 % юношей общались по поводу будущей профессии с родителями, 10,7% со сверстниками, 11,4 % с учителями. 

Отвечая на вопросы анкеты о том, кто оказал влияние на профессиональное самоопределение, 67,2 %. девушек и 40,2 % юношей указали, что на их профессиональный выбор повлияли родители, 26,3 % юношей и 6,4 % девушек отметили влияние СМИ, 23,4% юношей и 6,6 % девушек выделили влияние сверстников на свой профессиональный выбор и 19,8 % девушек и 10,1 % юношей влияние учителей.

Эти результаты наглядно свидетельствуют, что на профессиональный выбор девушек наибольшее влияние оказывает семья и ближайшее социальное окружение, в то время как на профессиональный выбор юношей, оказывают влияние более разнообразные факторы.

Изучение Анкеты оптанта так же показало, что 56,6 % опрошенных обращались за советом при выборе профессии к родителям, 35,5 % ответили, что родители им ничего не советуют, а 7,9 % отмечают, что родители предлагают им выбрать профессию самостоятельно, ту, которая им нравится. Это, с одной стороны, дает возможность старшеклассникам проявить самостоятельность, а с другой стороны, в некоторых случаях позволяет родителям самоустраниться, снять с себя ответственность.

родителям самоустраниться, снять с себя ответственность.

При этом различия в ответах юношей и девушек оказались следующими:

 

Итак, анализ ответов учащихся позволяет нам утверждать, что профессиональное планирование юношей и девушек имеют следующие особенности.

  • В своих профессиональных планах юноши ориентируются на получение профессий, связанных, с получением высшего образованиями, в основном, технической направленности, а также экономической, и в некоторых случаях гуманитарной.
  • Выбирая профессию, они ориентируются на различные источники информации, проводят подготовку по избранной профессии: читают специальную литературу, развивают необходимые профессиональные качества. В целом, их подготовка к профессии носит узкоконкретный характер.
  • Девушки также уже определились с выбором профессии, в основном это профессии естественно-научного и гуманитарного, а также экономического характера. Их подготовка к выбранной профессии носит общеобразовательный характер, т. е. они приобретают дополнительные знания, необходимые для поступления в вуз. Девушки развивают у себя, в основном, общие трудовые качества (трудолюбие, настойчивость и т. д.).
  • Выбирая профессию, они в основном ориентировались на мнение родителей.
  • Эмоционально близкие отношения с ребенком, принятие его личностных и поведенческих проявлений, доверительность в отношениях, которые преобладают в семье по сравнению с требовательностью и контролирующими функциями, предъявляемыми к ребенку, формируют уверенность в профессиональном выборе, позицию независимости от мнения других, способность самостоятельно принимать решения в ситуации профессионального выбора.

Анализ теоретического материала и психологических исследований по проблеме профессионального самоопределения выявил, что на его успешность влияют многие факторы. Один из значимых факторов – детско-родительские отношения. На успешное развитие ребенка, на формирование его личностных особенностей, на построение его жизни в целом и личного профессионального плана в частности достаточно сильное влияние оказывает семья. Наше исследование подтвердило, что семья играет существенную роль в выборе профессии старшеклассниками. При этом существуют определенные гендерные различия в том, каким образом и насколько сильно влияют родители на профессиональный выбор подростков. Более существенное воздействие на профессиональное самоопределение оказывают  родители на девушек, нежели на юношей, которые проявляют большую самостоятельность и автономность в построении личного профессионального плана.

Выявленная связь между выбором профессии и семейными взаимоотношениями показывает, что на формирование готовности к осуществлению выбора влияют особенности структуры этих отношений: выраженность эмоциональной составляющей, безусловного положительного отношения к личности ребенка по сравнению с оценочной позицией, контролем и требовательностью родителей к ребенку.

И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что радом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. www.psyedu.ru/ Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Психологическая наука и образование/ 1998, №1
  2. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
  4. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. М., 1999
  5. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
  6. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
  7. Махаева О.Л., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ «Перспектива», 2005
  8. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М.,1990
  9. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997, стр. 49
  10. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987
  11. Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускников школ, часть 3. – Вологда, 1997
  12. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы), Москва: Вако, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:изучить особенности профессионального самоопределения подростков;развивать интерес родителей к проб...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

Роль семьи в профессиональном выборе подростков

На профессиональное самоопределение учащихся очень многое оказывает влияние. Одно из первых мест в этом занимает семья.  Часто подростки принимают решение под влянием родителей или других членов ...

Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.

Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности.   Пр...

Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков

Выступление на родительском собрании...

«Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков»

quot;Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков"...