проект "О чем рассказал лес"
методическая разработка по теме

проект для детей средней группы для формирования целостной картины мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx174.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Тополёк»

Проект

«О чем рассказал лес»

Средняя группа (4-5 лет)

                                                            Воспитатели:        

Шаякбарова Любовь Николаевна

                                                             

г. Советский 2012

Пояснительная записка.

 Первый этап – выбор темы

 Каждая из времен года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первой ручей, проталина, молодая зелень листвы…

 Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине.

 На экскурсиях в парк, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, заметила, что дети  с большим интересом  знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают  деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.

Это и определило тему проекта «О чем рассказал лес».

 Целепологание:

Углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять родную природу.

Для того, чтобы заинтересовать детей этой проблемой, я однажды предложила для рассмотрения шишки сосны, кедра, ели.  Обратила  внимание, что название у их общее,  но все шишки разные.  Дети с увлечением стали находить сходства и различия во внешнем виде, семенах и пришли к выводу, что все шишки с разных деревьев. Стали интересоваться, для чего нужны семена, есть ли они у других деревьев. Увидев заинтересованность детей, я пришла к реализации проекта «О чем рассказал лес»

Задачи:

  1. Расширить   и углубить  знания о лесе, о его обитателях, развить любознательность, культуру поведения в природе.
  2. Научить детей  устанавливать и понимать причинно - следственные связи природных явлений.
  3. Дать знания детям  по экокультуре нашего края.

Второй этап: разработка проекта.

  1. Составить совместный перспективный план проекта на месяц;
  2. Подобрать художественную и методическую литературу;
  3. Приготовить иллюстрации с изображениями, флоры и фауны наших лесов;
  4. Подобрать загадки о насекомых, стихи о деревьях.
  5. Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании фотовыставки « Наш край», в изготовлении поделок из природного материала, дидактических игр по теме.

Третий этап: выполнение проекта.

  1. Перспективный план.
  2. Работа с родителями. (Прилагается)
  3. Консультации для педагогов

       «Поведение детей в природе»,

  1. Консультация для родителей и педагогов: 

«Значение словесных экологических  игр в детском саду»

Четвертый этап: презентация проекта.

  1. Выставка поделок
  2.  фотоэкспозиция.

Проект выполняется с детьми средней группы (4-5 лет) при участии родителей. Проект краткосрочный (1  месяц).

Работа с родителями:

  1. Консультации для родителей:
  1. «В лес вместе с ребенком»
  2. «В союзе с природой»

  1. Изготовление фотовыставки о природе.

  1. Изготовление поделок из природного материала

 

Консультация для педагогов и родителей

«Значение словесных экологических  игр в детском саду»

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.  

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Такого  рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его  пространственном выражении. Отсюда в  процессе игры формируется и развивается  ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре.

Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.

Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.

Экологические игры позволяют сместить акцент с  усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию.    Усваивая  цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего  мира.

Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов.

Стихотворения о деревьях:

И.Токмакова Осинка

Зябнет осинка,

 Дрожит на ветру,

 Стынет на солнышке,

 Мёрзнет в жару.

 Дайте осинке

 Пальто и ботинки –

 Надо согреться

 Бедной осинке.

Дуб

 Дуб дождя и ветра

 Вовсе не боится.

 Кто сказал, что дубу

 Страшно простудиться?

 Ведь до поздней осени

 Он стоит зелёный.

 Значит, дуб выносливый,

 Значит, закалённый.

Сосны

 Сосны до неба хотят дорасти,

 Небо ветвями хотят подмести,

 Чтобы в течение года

 Ясной стояла погода.

Ели

 Ели на опушке -

 До небес макушки -

 Слушают, молчат,

 Смотрят на внучат.

 А внучата - ёлочки,

 Тонкие иголочки -

 У лесных ворот

 Водят хоровод.

Рябина

 Красненькую ягодку

 Мне дала рябина.

 Думал я, что сладкую,

 А она как хина!

 То ли эта ягодка

 Просто не дозрела,

 То ль рябина хитрая

 Подшутить хотела?

Пословицы и поговорки о лесе:

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.

Возле леса жить – голодному не быть.

Что в лесу родится – дома пригодится.

Лес богат, не как наш брат.

В лесу живём, по-лесному и поём.

Каково в лесу кликнется, таково и аукнется.

Из-за леса стоячего не видно леса лежачего.|

Поле видит, а лес слышит.

В лесу и сковорода звонка.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Лесная трава сочнее степной.

Ветер не подует – лес не зашумит.

Над лесом дождь дважды идёт.

Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.

Лес зимой – второй тулуп.

Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Загадки о лесе:

На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

Зимой — с седой бородой, летом новая вырастает. Осенью отпадает. (Лес)

Весной - в цветном платьице, зимой - в белом сарафане. (Лиственный лес)

И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Падают с ветки золотые лепестки. (Листья)

Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают. (Листья)

Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - чернеет. (Лист)

Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не потонул. (Лист)

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

Что цветет без цвета? (Сосна)

Платье потерялось, пуговицы остались. (Черёмуха)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит.(Орешник)

Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки. (Рябина)

Мягок, а не пух,зелен, а не трава. (Мох)

Какую траву и слепой знает? (Крапива)

Что не сеяно родится? (Трава)

Дидактические игры:

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает. 
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (
Берёзка
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (
Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (
Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (
С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (
Ель, сосна)


Дидактическая игра «Сравни»
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как ... (
Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как ... (
Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как ... (
Красивая девушка, красавица, царевна)
В о с п и т а т е л ь. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (
Калинонька)
Калину издавна считают символом нашего родного украинского края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных украинских рушниках.

Дидактическая игра «Какой лист? »

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра «С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Подвижные игры:

Подвижная игра «Листопад»

Задачи: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения, развивать память, внимание,  закреплять знания о приметах осени.

Ход игры: дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх, имитируя листопад.

***

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

***

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелел

И по ветру полетели.

***

Падают, падают листья,  

В нашем саду листопад…  

Желтые, красные листья 

По ветру вьются, летят.  

Подвижная игра «Осенний букет»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг, и игра начинается заново

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери! » Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета. » (Другие задания: составь пару - листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)

Консультация для родителей

«В лес вместе с ребенком»

         Осень – благоприятная пора для сбора природного материала. Но прежде надо научить ребёнка собирать его, не нанося ущерб природе. Под деревьями можно найти шишки, веточки, листочки, которые пригодятся для изготовления интересных поделок.

 Во время прогулок нужно учить малышей любоваться красотой и многообразием природы, наблюдать, находить сходства с живыми или сказочными существами, поддерживать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней.

         Встретив ручеёк, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте с малышом песенку воды. Бросьте в ручей лист дерева, понаблюдайте за его движениями по течению. Удивитесь сочетанию, восхититесь красотой и неповторимостью цветов вокруг. Огорчитесь тем, что сорванные, они быстро потеряют красоту. Это ваше огорчение должен почувствовать и ребёнок, чтобы он унёс с прогулки не только радость и восторг от познанного, увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь её для других.

         На прогулке, даже если вы заняты своими мыслями, нельзя забывать, что стоит только вместе с сыном или дочкой наклониться к земле, можно увидеть другой мир – мир жизни насекомых. Придумайте вместе сказку о Муравьином царстве, и для ребёнка эта прогулка будет очень интересной, она сблизит вас совместными переживаниями.

         Уходя из леса, наведите порядок на месте стоянки, поблагодарите его за гостеприимство, радость, испытанную при общении с природой. Объясните ребёнку, что лес даёт чистый воздух, спасает летом от зноя, дарит людям и лесным обитателям грибы, ягоды и орехи.

         Дома предложите ребёнку зарисовать свои впечатления от прогулки, из лесных находок смастерите поделки, которыми можно украсить комнату.

         Очень важно перекинуть мостик доверия между вами и вашими детьми, быть единомышленниками и союзниками во всех творческих начинаниях.

 

Консультация для родителей

«В союзе с природой»

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми

глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.

Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.

Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.

А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.

Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

 

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами».

 

Консультация для педагогов:

«Поведение детей в природе»

Есть такие хорошие слова: «Ты пошел в гости к природе - не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях. «Как понять эти слова? Мало ли зачем ты пришел в лес. Но не забывай, ты - в гостях!

Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания. 
Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте, поэтому и воспитатель должен быть экологически грамотен. Вот почему при отборе ситуаций для беседы мы исходим из того, что правила своего поведения в отношениях с природой он должен, прежде всего, понимать, осваивать, сам формулировать выводы о необходимости соответствующего поведения в конкретной ситуации: он будет тихо, спокойно идти по лесу или по лугу, если поймет, что шум будет беспокоить и пугать природных обитателей; что отлов бабочек просто так, ради праздного любопытства, принесет большой вред луговым растениям и загубит живые существа, лишив их жизни. 
Поэтому 
содержание правил поведения в природе не может обойтись сегодня только лозунгами и призывами: «не рвать», «не шуметь», «не ломать», «не разорять», а обоснованно подводить детей к выводу: так надо поступать и почему именно так. 
Еще Белинский писал: «чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке» 
На процесс развития экологической культуры детей существенно влияют ситуации, в которых дети должны совершить выбор линии своего поведения. Надо выбрать самостоятельно какой -то вариант поведения из нескольких возможных - взять ли найденного в поле зайчонка, похожего на игрушку, или не взять? И почему? Или: так хочется принести домой с прогулки букет полевых цветов, а вроде - нельзя! Как быть? 
Можно предложить детям ряд следующих ситуаций: 
Ты пришел в лес, стоишь у кромки леса и выбираешь направление, куда идти, Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают березки, там, наверное, очень светло и уютно. И вот ты начинаешь идти к нему напрямик, по лесным травам.. Но, стоп! Что ты сделал не так! Так в гостях себя не ведут! Заметил ли ты свою ошибку? Так и нужно шагать по лесу, где хочу и куда хочу! Есть такое очень хорошее выражение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысяча - пустыню». Теперь понятно, какую ошибку совершил гость природы. Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить. А заодно - и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.

Вот можно и сформулировать первое правило поведения человека в природе -  не топчи зря лесные полянки, передвигайся по тропинкам.

Вторая ситуация: шум в лесу. Вы любите слушать музыку? И взяли с собой приемник и магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему? 
Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц, зверей, насекомых. Не веришь? Проверь - перед твоим появлением луг звенел от мелодий кузнечика и пения птиц. А сейчас все стихло, все спрятались. Если ты хочешь в лесу увидеть много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых затаись; 
Не шуми - вот следующее правило.

Третья ситуация - птенец на дороге. Ты идешь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит и ждет, когда его накормят. А мама уже близко, возвращается с едой. Но тут малыша хватают твои руки. Может, захотелось принести домой живую игрушку или хочешь пожалеть беззащитного детеныша, который вовсе не нуждается в твоей помощи! И вот в твоем доме появился птенец: его окружили заботой и лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды, и вместо ожидаемой радости в доме появляется новая тревога за больное существо, отчаяние за неумение помочь. Зря, ох, зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца. Помните: птенцов из их дома и от их родителей брать ни в коем случае нельзя так же, как и других детенышей.

Четвертая ситуация - никогда не разоряй муравейники, не беспокой зря муравьев! 
Муравьев в наших лесах становится все меньше, а муравьи играют немалую роль в жизни природы. Их нужно сохранять и всячески беречь.

Пятая ситуация: букет цветов. Не перечесть цветов, которыми одарило нас лето. И все они просятся в букет! И если собрать все, что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите! Так что сорвать можно совсем немного: две, три ромашки, василька. И, конечно, букет нужно собирать по пути домой, когда возвращаетесь с прогулки. 

Шестая ситуация: Лесные грибы и ягоды. 
Лес угощает людей щедро. Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их, собирать руками, а не совком и брать только зрелые. Нельзя вырывать вместе с корнем и никогда не собирать все ягоды до одной - надо часть оставить зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе.
А при сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох, т.к. грибница, оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. Необходимо ножку гриба срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить грибницу. А незнакомые грибы лучше не брать, потому что среди них может оказаться ядовитый гриб. А вот ядовитые грибы могут быть полезны животным, так что не стоит пинать мухоморы: пусть они лес украшают и зверей лечат! 
Конечно, это не все правила поведения в природе. Но и эти правила помогут сохранять и многообразие цветущих трав, и чистоту лугов и полей, и «братьев наших меньших», и зеленый наряд планеты, и голоса птиц ...

Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание. 
Поэтому первая задача - изучать жизньприроды; узнавать, почему надо Е природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов, ягод и лекарственных растений. 
Природа - общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. И будь в этом доме добрым и умным Великаном! Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.

Я шагаю по лужайке - великан в трусах и в майке. Сверху ясно мне видна вся зеленая страна. 
Вот улитка - добрый гномик - на себе таскает домик.
Вот квартирка для жучка - дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом - муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка - в нем живут букашки. 
Эта малая страна вся кругом заселена! 
Если я великан, захочу, как лихой ураган, налечу!
Все дома
 я могу разломать! 
Всех жильцов на лугу растоптать! Если я захочу ... только я не хочу!

Перспективный план работы над проектом

Познание (Формирование целостной картины мира)

1 неделя

Беседа на тему «Лес, Деревья»

2 неделя

3 неделя

Здравствуй лес!

4неделя

Коммуникация

Заучивание стихотворений «Дуб», «Сосны», «Осинка»

Познание

(ФЭМП)

Д/игра «Сравнение деревьев по высоте»

Д/игра «Который по счету?»

Лепка

Аппликация

«Лес»

«Дикие животные»

«Заяц»

из ватных дисков

«Птицы»

Конструирование

«Рябина

Из бумаги «Лес»

Рисование

«Деревья»

«Листопад»

Название проекта

Вид проекта

Участники

Возраст детей

Взаимодействие педагогов

Продукт детской деятельности.

«О чем расска-

зал лес»

Творчески – исследователь-ский. Краткосрочный

Средняя группа

«Капельки»

4-5 лет

Воспитатели:

Шаякбарова Л.Н.

Пантрина Т.П.

Родители детей средней группы «Капельки»

Дидактичес

кие игры:

«Сравни»,

«»С какого дерева лист? »,

«»Узнаю деревце

«Узнай по описанию»

Подвижные игры:

«Листопад»

«Осенний букет»

Поделки из природного материала.

Рисунки на тему «Лес»

Аппликация  «Рябина»

«Дикие животные»

Лепка диких животных.

Стихотворения о деревьях:

И.Токмакова Осинка

Зябнет осинка,

 Дрожит на ветру,

 Стынет на солнышке,

 Мёрзнет в жару.

 Дайте осинке

 Пальто и ботинки –

 Надо согреться

 Бедной осинке.

Дуб

 Дуб дождя и ветра

 Вовсе не боится.

 Кто сказал, что дубу

 Страшно простудиться?

 Ведь до поздней осени

 Он стоит зелёный.

 Значит, дуб выносливый,

 Значит, закалённый.

Сосны

 Сосны до неба хотят дорасти,

 Небо ветвями хотят подмести,

 Чтобы в течение года

 Ясной стояла погода.

Ели

 Ели на опушке -

 До небес макушки -

 Слушают, молчат,

 Смотрят на внучат.

 А внучата - ёлочки,

 Тонкие иголочки -

 У лесных ворот

 Водят хоровод.

Рябина

 Красненькую ягодку

 Мне дала рябина.

 Думал я, что сладкую,

 А она как хина!

 То ли эта ягодка

 Просто не дозрела,

 То ль рябина хитрая

 Подшутить хотела?

Пословицы и поговорки о лесе:

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.

Возле леса жить – голодному не быть.

Что в лесу родится – дома пригодится.

Лес богат, не как наш брат.

В лесу живём, по-лесному и поём.

Каково в лесу кликнется, таково и аукнется.

Из-за леса стоячего не видно леса лежачего.|

Поле видит, а лес слышит.

В лесу и сковорода звонка.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Лесная трава сочнее степной.

Ветер не подует – лес не зашумит.

Над лесом дождь дважды идёт.

Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.

Лес зимой – второй тулуп.

Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Загадки о лесе:

На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

Зимой — с седой бородой, летом новая вырастает. Осенью отпадает. (Лес)

Весной - в цветном платьице, зимой - в белом сарафане. (Лиственный лес)

И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Падают с ветки золотые лепестки. (Листья)

Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают. (Листья)

Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - чернеет. (Лист)

Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не потонул. (Лист)

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

Что цветет без цвета? (Сосна)

Платье потерялось, пуговицы остались. (Черёмуха)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит.(Орешник)

Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки. (Рябина)

Мягок, а не пух,зелен, а не трава. (Мох)

Что не сеяно родится? (Трава)

Николай Сладков. Лесные оборотни

  Чудесное в лесу происходит незаметно, без чужого глаза.

Вот сегодня: ждал я на зорьке вальдшнепа. Зорька была холодная, тихая, чистая. Высокие ели поднялись на опушке, как чёрные крепостные башни. А в низине, над ручьями и речкой, навис туман. Ивы утонули в нём, будто тёмные подводные камни.

Я долго следил за утонувшими ивами.

Всё казалось, что непременно там должно что-то произойти!

Но ничего не происходило; туман с ручьёв медленно стекал к реке.

«Странно, — думал я, — туман не поднимается, как всегда, а стекает...»

Но тут послышался вальдшнеп. Чёрная птица, взмахивая крыльями, как летучая мышь, протянула по зелёному небу. Я вскинул фоторужьё и забыл про туман.

А когда опомнился, туман уже обернулся в иней! Застелил белым поляну. А как это случилось — я проглядел. Вальдшнеп глаза отвёл!

Кончили тянуть вальдшнепы. Показалось солнце. И все лесные обитатели так ему обрадовались, будто давным-давно не видели. И я засмотрелся на солнце: интересно смотреть, как зарождается новый день.

Но тут я вспомнил про иней; глядь, а его на поляне уже и нет! Белый иней обернулся в синюю дымку; дрожит и струится она над пушистыми золотыми ивами. Опять проглядел!

И проглядел, как народился в лесу день.

Вот всегда так в лесу: что-нибудь да отведёт тебе глаза! И самое чудесное и удивительное произойдёт незаметно, без чужого глаза.

А. Орлов. Деревья тоже кричат...

Далеко шагнула медицина.

По цвету кожи, ее состоянию врачи научились распознавать недуги человека. Да и сам человек может рассказать что-то о своей болезни, помогая врачу.

В отличие от человека деревья безмолвны, и болезнь гложет их молча. Но порой и они кричат...

"Кричат" ярко, броско... листьями.

И опытный лесовод, как врач, может услышать этот крик.

У больных деревьев листья бывают всех цветов радуги.

Появился избыток окисла азота в почве - и листья почернели.

Стоит вирусу облюбовать крону дерева - и листья приобретают синеватый цвет, а то и сиреневый.

Много молибдена в почве - цвет листа становится пурпурным.

Мучнистая роса, одна из распространенных болезней дерева, окрашивает лист в серебристый цвет.

Бывают листья лиловые, фиолетовые.

И не оттого что дерево хочет блеснуть своей красотой, а оттого что больно. Цветом листьев оно кричит, взывает о помощи.

А лесоводы, "услышав" зов, приходят на помощь

Беседа о лесе

Цели: создать у детей представление об экосистеме (лес), рассказать о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод. Научить отличать дикорастущие ягоды от садовых, сравнивать и описывать грибы, выполнять правила поведения в лесу, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход беседы:

Ребята что вы знаете о лесе. Что такое лес? Что там растет? Какие животные там обитают?»

Вы перечислили самых разных обитателей леса. А кто самые главные обитатели леса? Отгадайте-ка загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

Отгадали? Правильно, деревья высокие, они служат пищей, укрытием, домом. Деревья бывают разной высоты».

А что растет в лесу под деревьями? (Мох, ягоды, грибы.)

Вот о грибах я вам и расскажу. Они растут с лета до ранней осени. Для роста им необходимы тепло и влага. Посмотрите, какие есть грибы. Сейчас я загадаю про них загадки, а вы слушайте внимательно, чтоб их отгадать:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных, собирай,

Не мешкай, — это... (сыроежка).

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я... (подосиновик).

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята).

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый... (мухомор).

Какие еще ядовитые грибы вы знаете? Можно использовать в пищу ядовитые грибы? (Нет!)

Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей — зайцев, лосей и украшают лес.

Вы запомнили, что ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу? А вот подосиновики, белые, сыроежки и многие другие грибы кушать можно. А вы любите есть грибы

А кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? А как долго живет гриб? Не знаете? Тогда слушайте.

Грибы нельзя выдергивать с корнем из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибнице.

Машины, автобусы — враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы.

Лес богат не только грибами, но и ягодами. Ну-ка, посмотрите на эти картинки и отгадайте загадки:

На поляне у дорожки

Красные горошины,

Кто мимо ни пройдет,

Всяк в рот к себе кладет... (земляника).

Черненькая, маленькая, сладенькая,

Ребятам миленькая... (черника).

Какие лесные ягоды вы еще знаете? Запомните: собирая лесные ягоды, не рвите ветки и кусты, не топчите траву! Почему этого нельзя делать? (Кусты погибнут, и на их месте не будет больше ягод.)

Как вы думаете, ребята, зачем ходят в лес, кроме того, чтобы собирать ягоды и грибы?.. Я запомнил одно стихотворение, послушайте его:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

 Бегать, прыгать и играть,

Только, чур, не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

 Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломать

Никогда не забывать.

Мусор с травки убирать!

 Зря цветы не надо рвать!

 Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!

 Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

 Ты в лесу всего лишь гость.

десь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги —

 Ведь они нам не враги.

Заучивание стихотворения «Дуб» И. Токмаковой.

 Дидактическое упражнение «Что лишнее?»

Цель: помочь детям понять содержание стихотворения, запомнить его, выразительно читать; развивать у детей умение объяснять свою точку зрения и доказывать ее (упражнение «Что лишнее?»).

Ход:

Воспитатель показывает детям 3—4 крупные иллюстрации, изображающие природу ранней и поздней осенью.

                                 

— До чего же разная осень, не правда ли?—обращается к детям педагог, указывая на картинки. Расскажите о ней (на рассказывание отводится 3—5 мин).

А теперь подумайте, к которой из этих картин относится следующее описание: «Одела осень могучего богатыря в медную кованую броню». Что это за богатырь? Как он одет? (2—3 ответа.) Вот и листья этого богатыря! (Или натуральные, или картинки.) А вот медные новенькие монетки. Сравните цвет монет и цвет листьев. Похожи? Значит, справедливо подмечено, что дубы осенью — в медной броне! Советская поэтесса Ирина Токмакова написала стихотворение «Дуб». Послушайте его.

Прочитав стихотворение, педагог спрашивает, как оно называется, кто его написал.

Как правило, дети с трудом запоминают первые строчки, поэтому воспитателю целесообразно использовать прием «Спрашиваю — отвечай!». Первый вопрос адресуется трем-четырем детям, запоминающим стихи медленнее сверстников («Дуб дождя и ветра вовсе не боится»?). Читая вторую стихотворную строку, («Кто сказал, что дубу страшно простудиться?»), лучше ориентировать детей не столько на вопросительную, сколько на удивленно-вопросительную интонацию.

Далее воспитатель интересуется, что означают слова дуб выносливый, закаленный. Спрашивает, какие строчки стихотворения подтверждают, что дуб выносливый и закаленный. («Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый».)

Затем педагог читает стихотворение еще раз, дети участвуют в чтении.

Далее стихотворение читает ребенок, которому воспитатель передал желудь или дубовый листок. (Ребенку следует напомнить, как лучше поблагодарить воспитателя за оказанное доверие.) Следующим выступает тот, кому ребенок передал желудь. Воспитатель следит, чтобы дети не забывали благодарить друг друга за проявленное внимание.

Педагог показывает детям картинки с изображениями деревьев: дуба, березы, ели, сосны. Спрашивает, что это, какие еще деревья дети знают. Воспитанники перечисляют известные им породы деревьев.

Воспитатель добавляет к картинкам еще одну — на ней нарисована ромашка. Спрашивает, что в этой группе предметов лишнее и почему. (Лишняя ромашка.  Это цветок, а на всех остальных картинках изображены деревья.)

"Здравствуй лес"

Программное содержание: 1) Познакомить детей с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить детей отличать одно дерево от другого.

2) Прочитать стихотворения о деревьях И. Токмаковой, помочь детям понять стихотворный текст и соотнести его с изображением деревьев на картинках.

3) Дидактическая игра «С чьей ветки детки? ».

 4) Пальчиковая гимнастика «Десять птичек - стайка» И. Токмаковой.

Материал: картина с изображением леса; картинки с изображением различных деревьев, растущих в средней полосе России (береза, дуб, елка, сосна, осина, ива) ; дидактическая игра «С чьей ветки детки» - раздаточный материал; картинки с изображением птиц.

 Ход занятия

 Воспитатель показывает детям картину с изображением леса и спрашивает у детей:

 - Что это, ребята?

 Выслушивает различные варианты ответов, приходит к тому, что на картине изображен лес.

- Что растет в лесу? (В лесу растут разные деревья) .

 - Знаете ли вы, какие деревья растут в лесу? (Выслушивает различные варианты ответов) .

Затем на мольберте появляются деревья, и воспитатель предлагает среди картинок с изображением деревьев найти те, которые они назвали. Вызывает детей по одному:

Найдите березку!

 Найдите елочку!

Найдите осинку!

И т. д.

Если дети затрудняются, то воспитатель им помогает. После того как все деревья найдены, воспитатель предлагает детям послушать стихи о различных деревьях:

 «Ива»

 Возле речки, у обрыва,

 Плачет ива, плачет ива.

 Может, ей кого-то жалко?

 Может, ей на солнце жарко?

 Может, ветер шаловливый

 За косичку дернул иву?

 Может, ива хочет пить?

 Может, нам пойти спросить?

 -Ребята, как вы думаете, почему говорят, что ива «плачет»? (Потому, что ее ветки всегда опущены вниз - этот ответ дети могут не дать сразу, нужно подвести их к такому ответу) .

 «Береза»

 Если б дали березе расческу,

 Изменила б береза прическу:

 В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у нее в привычку

 По утрам заплетать косичку.

 - Почему говорят, что у березы есть «прическа»? (Потому что крона березы похожа на кудрявую головку девочки. Крона - это ветки и листья) .

 «Осинка»

Зябнет осинка,

дрожит на ветру,

 Стынет на солнышке,

 мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки –

 Надо согреться бедной осинке.

 -Почему говорят, что осинка «зябнет»? (Потому, что листья у осинки «дрожат» не только на ветру, но и в тихую безветренную погоду) .

 «Сосны»

Сосны до неба хотят дорасти,

. Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

 - Почему говорят, что сосны «хотят дорасти до неба»? (Потому, что они растут очень высокими, тянутся к свету. Наверху у них крона, а стволы - голые. И только на открытом месте, там где много света - сосенки пушистые и красивые) .

 «Ели»

Ели на опушке –

До небес макушки.

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

 А внучата-елочки

, Тонкие иголочки –

У лесных ворот Водят хоровод.

 - Почему говорят, что у елок «до небес макушки»? (Потому, что ели растут очень высокими и могучими) .

 «Дуб»

 Дуб дождя и ветра

 Вовсе не боится,

 Кто сказал, что дубу

 Страшно простудиться?

 Ведь до поздней осени Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный.

 - Почему говорят, что дуб «выносливый»? (Потому, что он позже всех деревьев распускает свою листву и позже всех ее сбрасывает) .

 3. Дидактическая игра «С чьей ветки детки? ».

 На столах у детей карточки с изображением различных деревьев и листочков к ним. Дети находят к каждому дереву соответствующие листочки.

 4. - В лесу живут очень много веселых птиц, в лесу они находят себе дом и еду давайте-ка поиграем с нашими пальчиками и представим, что каждый пальчик - это какая-то птичка, живущая в лесу.

 - Пальчиковая игра «Десять птичек - стайка».

 Пой-ка, подпевай-ка

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей, Эта птичка - воробей.

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Синенькое перышко.

Эта - зяблик,

эта - стриж,

Эта - развеселый чиж.

 Ну а эта - злой орлан.

Птички, птички - по домам!

 - (Дета поднимают вверх руки с расставленными пальцами и вращают ими перед собой; затем загибают поочередно пальцы, начиная с мизинца, сначала на правой руке, затем на левой. Когда остается один большой палец, на слова: «Ну а это злой орлан! » поднимают большой палец кверху. А на слова: «Птички, птички - по домам! » - прячут пальцы в кулачки и кулачки двух рук соединяют) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Проект по рассказу Л. Андреева "Кусака"

Проект по литературе по рассказу Л. Андреева "Кусака". О милосердии к животным...

Проект по рассказам А.П. Чехова, урок литературы, 6 класс

В данной публикации содержится паспорт проекта по рассказам А.П. Чехова, содержащий цель, задачи, этапы работы над проектом, перечень ууд, формируемых при работе над поектом,а также готовый  прод...

Проект "Как рассказать детям о Москве"

Проект "Как рассказать детям о Москве". Помогает дошкольникам познакомиться с достопримечательностями Москвы....

Мини-проект по рассказу А.П.Чехова "Гриша"

Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша»       ...

Проект по рассказу Е.Носова "Кукла"

Исследовательская проектная работа на основе художественного текста...