Урок-проект по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Джанбекова Айжан Нажмединовна

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_l.n.tolstoy_posle_bala.rar15.36 КБ

Предварительный просмотр:

          УРОК-ПРОЕКТ ПО РАССКАЗУ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА».

ЦЕЛЬ: анализировать рассказ, исследовать причины того, «от чего переменяется жизнь человека», формировать навыки анализа, развивать монологическую речь.

ХОД УРОКА.

1. Демонстрация 1-5 слайдов, сообщение о теме, гипотезе, целях, задачах урока-проекта, чтение основополагающего вопроса и эпиграфа.

2. Беседа.

-Где начинается рассказ Ивана Васильевича о своей молодости? Где заканчивается?

-Что предшествует этому рассказу?

-О чём шёл разговор?

Слайд №6. «Вопрос, мучающий Ивана Васильевича и его собеседников: может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя, или всё дело в среде, в обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?»

-Какого мнения придерживается Иван Васильевич? (Он считает, что очень многое зависит от самого человека и на нравственный выбор может повлиять случай).

-На какие части можно разделить рассказ Ивана Васильевича? (На балу и после бала).

Что узнаём мы об Иване Васильевиче в самом начале рассказа?

-Каковы могли быть в то время развлечения «золотой молодёжи»?

                             Сообщение 1-й группы учащихся с показом презентации «Развлечения «золотой молодёжи», «Балы в 19 веке».

- Мог ли Иван Васильевич, живя в таких условиях, иметь полное представление о жизни? (Нет, он знал только её светлую сторону).

-Какое чувство переживал в то время Иван Васильевич?

-Как автору удалось показать силу любви героя? Какие художественные средства помогают передать силу чувств Ивана Васильевича? (В описании зала- эпитеты: зала «прекрасная», бал «чудесный», буфет «великолепный»; метафора: «разливанное море шампанского»; в портрете Вареньки: цвета, символизирующие нежность, светлость чувства; эмоционально окрашенная лексика: «старичок», «пёрышко», «дешёвенький веер»).

-Чувство любви к Вареньке перелилось у Ивана Васильевича на весь мир. Найдите слова, подтверждающие это.

- Что значит «блажен»? Кто такие «блаженные»?

- Перешло ли чувство любви и на отца Вари? Найдите его описание. (Он похож на дочь, и это вызывает к нему симпатию).

- Прочитаем описание танца. Какое впечатление сложилось бы у вас о полковнике, если бы вы не знали конца рассказа?

- Так думал и Иван Васильевич.

-Чем закончился вечер?

- Улеглось ли чувство восторга утром, когда герой вышел на улицу? Каким всё ему кажется? Что звучит в его душе?

Итог. В 1-й части герой влюблён в дочь полковника. Жизнь кажется ему прекрасной, наполненной любовью. Он полон мечтаний и планов. Он намерен связать свою дальнейшую судьбу с военной службой.

- Какими красками и звуками сменились те, что мы отмечали в 1-й части рассказа, когда Иван Васильевич вышел на поле?

- Почему 3 раза употребляется слово «чёрный»?

- Какие определения характеризуют мелодию?

- Что же увидел Иван Васильевич на поле?

- Как описан здесь полковник? (То же лицо, румяное, с белыми усами и бакенбардами. Но теперь он злобно и грозно хмурится. На нём та же замшевая перчатка. Походка твёрдая, подрагивающая).

- Как ведёт себя полковник?

- Почему, увидев Ивана Васильевича, он злобно хмурится и отворачивается? (Может, ему неловко, т. к. он понимает аморальность с точки зрения нравственности своего поведения. Но он поступает «по закону»).

- Может быть, Иван Васильевич стал свидетелем зрелища из ряда вон выходящего? Посмотрим ещё одну презентацию о порядках в армии, царивших во времена правления Николая Первого.

       Сообщение 2-й группы с показом презентации «Порядки в армии во времена Николая I».

-Вернёмся к портрету полковника на балу. Толстой описывает лицо «с белыми, как у Николая I, подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и зачёсанными вперёд височками». Он отмечал николаевскую выправку полковника. Сравните с портретом НиколаяI (на слайде). Не случайно ли такое сходство? (Полковник и внешне похож на царя, и является исполнителем законов, установленных государем. Деталь «надо всё по закону» поясняет и законность происходящего).

- Понаблюдаем теперь над художественно-выразительными средствами 2-й части. Мы отметили изменившуюся цветовую гамму. На смену белому пришёл чёрный цвет, изменилась символика цвета: белый стал цветом страданий (белые зубы татарина), розовый сменился красным (цвет крови, боли).

- Отметьте художественные детали, выражающие отношение окружающих к наказанию. (Кузнец отвечает сердито- его раздражает казнь, он её не одобряет; полковник шёл, поглядывая…, втягивая в себя воздух…- он не видит здесь несправедливости, он важно делает свою работу).

- Какое впечатление произвела экзекуция на главного героя?

- Какие мысли мучили его?

- Сумел ли он ответить на эти вопросы позже?

-Как повлияло увиденное на дальнейшую судьбу Ивана Васильевича?

- История, описанная в рассказе, имеет реальную основу. (Слайд №  )

- Рассказ написан в 1903 году, через 50 лет после времени, описанного в нём. Что заставило Толстого обратиться к тем далёким временам? Ответить помогут дневниковые записи Толстого и отрывки из его публицистических статей. (Слайды № )

- Теперь ответ ясен?

- Работая над рассказом, Толстой долго не мог остановиться на его заглавии. Варианты были такие: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…», «После бала». Почему он остановился на последнем ? (Эта сцена самая важная, она объясняет судьбу героя, позволяет обличить несправедливость порядков).

- На каком художественном приёме построен рассказ? Почему автор использовал этот приём?

- Итак, сделаем выводы. Подтвердилась ли гипотеза урока? Как связан эпиграф с уроком? (Любовь помогла герою сделать правильный нравственный выбор).

- Как решился проблемный вопрос урока?

Вывод. Наказание татарина стало роковым в отношениях героев и в изменении их судьбы. Иван Васильевич понял, что он не может изменить общество, но он может не жить по законам этого общества. Судьба героев изменилась.

Задание на дом. Стр. 342, зад. 7.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к рассказу Л.Толстого "После бала"

Презентация  к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...

Интеллект-карта к рассказу Л.Толстого "После бала"

Интеллект-карта к рассказу Л.Толстого "После бала" к теме "Контраст как ведущий приём в рассказе Л.Толстого". Составляется учениками совместно с учителем в ходе урока....

Презентация к уроку литературы в 8 классе по рассказу Л. Толстого "После бала"

Презентация помогает проанализировать идею рассказа Толстого "После бала", понять, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора....

Урок-презентация - Раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"

раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"...

Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала

ТЕМА:   Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в                  рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...

Тестовая работа по рассказу Льва Толстого «После бала» для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида

Данная методическая работа представляет собой материалы для проведения теста по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»  и может быть применена для проверки уровня усвоения содержания да...