Поможем детям учиться
статья по теме

Губанихина Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_detyam_uchitsya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

       ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ

     РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Неуспеваемость — недостаточное усвоение знаний, умений и навыков, отставание в учении. Знания неуспевающих отрывочны, бессистемны. Приобретая устойчивый характер, неуспеваемость приводит к второгодничеству, которое плохо сказывается на дальнейшем развитии ребенка и приносит ущерб государству.

Иногда неуспевающих детей считают неспособными к учению. В действительности все нормальные дети имеют полную возможность успешно учиться. Отставание в учении является результатом неправильного воспитания. Неуспеваемость возникает тогда, когда ребенок оказался неподготовленным к школе, или когда у него не пробужден достаточный интерес к учению, или когда в семье не созданы условия для нормальных занятий.

Подготовка к школе не сводится к тому, что ребенок обеспечен формой, книгами и учебными принадлежностями. Ребенок должен прийти в школу с достаточным запасом впечатлений и знаний об окружающей жизни. Эти впечатления и знания накапливаются с самого раннего детства, когда родители являются единственными воспитателями. Их беседы с детьми, обстоятельные ответы на тысячи "почему", чтение доступных пониманию ребенка книжек, объяснение разнообразных явлений в природе и быту, рассказы о производстве, о труде людей — все это открывает перед детьми мир, развивает пытливость, стремление знать. И в дальнейшем, когда в воспитание уже включаются дошкольные учреждения, огромная роль остается за родителями, и от них в значительной мере зависит, будут ли их дети успевать в учении.

Но как бы ни был развит и любознателен ребенок, учение в школе требует усилий. Необходимы умение и навык трудиться. Без этих качеств школьник не может быть внимательным на уроках, прилежным и усидчивым. В том, что эти качества не воспитаны, часто коренится источник детской лени. С малых лет, задолго до школы, ребенок должен быть приучен к труду, к выполнению определенных обязанностей, к организованности и ответственности.

Воспитание трудолюбия, организованности и деловитости возможно только в том случае, если создан здоровый режим, обеспечен четкий порядок в делах ребенка, если взрослые уважают его занятия.

Все эти требования полностью сохраняют свое значение тогда, когда ребенок становится школьником. В известной мере родители учатся вместе с ним. Они вникают в содержание школьных занятий, с интересом относятся к рассказу ребенка о событиях школьного дня, знакомятся с выполнением домашних заданий, поддерживают связь со школой.

С особым вниманием следует отнестись к условиям труда школьника. Ему необходимо рабочее место — уголок для занятий, занятия должны протекать в спокойной обстановке (бывает же так, что взрослые ведут шумный разговор, когда ребенок готовит уроки). Огромное значение имеет правильный режим дня, при котором отводится достаточно времени для занятий, отдыха, игр, спорта, чтения, выполнения различных обязанностей по дому и т. д. 

Во всем этом разнообразии дел главное место должно принадлежать учению.

Такова профилактика неуспеваемости. Если родители относятся с должным вниманием к развитию познавательных интересов ребенка, к воспитанию его воли и трудолюбия, создают нормальные условия для занятий, он будет успевать в учении.

Если же эта профилактика не соблюдена и ребенок не успевает, необходимо без промедления выяснить конкретную причину. Причиной может быть недостаточная подготовка. В этом случае очень важно ликвидировать пробелы в знаниях, как только они появились, организовать с помощью учителей и товарищей дополнительные занятия, усилить внимание к общему развитию.

Часто неуспевающими становятся из-за лени, отсутствия интереса к учению. Преодолевая лень ребенка, надо меньше всего надеяться на угрозы и наказания и помнить, что палка — плохой помощник. Необходимо создать трудовую обстановку в семье, привлекать ребенка к работам, требующим приложения знаний (в саду, в ученической бригаде, в быту), контролировать выполнение домашних заданий. Даже небольшие положительные сдвиги в учении надо поощрять, а при неудачах не допускать оскорбительного отношения: "Усы уже растут, а простую задачу решить не можешь", "На танцы бегаешь, а географию выучить не можешь" и т. п.
Причиной плохой успеваемости может быть одностороннее увлечение какой-нибудь отраслью знаний, непонимание того, что изучать нужно все предметы: "Зачем мне учить математику, если я буду музыкантом?" Или: "Физика, математика, химия — это дело, а без знания истории я проживу". Задача, родителей — разъяснять ребенку, что все учебные предметы связаны между собой, что только все вместе они готовят к жизни и дальнейшему образованию.

Иногда дети плохо учатся потому, что их перегружают различными обязанностями по дому. Мешает учиться и неустроенность жизни в семье. Иногда у ребенка нет четкого и правильного режима дня или он увлечен различными внешкольными занятиями, которые мешают ему учиться. Устранение этих причин полностью зависит от родителей.

Очень трудно убедить родителей в том, что многие трудности обучения, ухудшения здоровья и работоспособность учащихся связаны именно с нарушением режима дня.

   Во время занятий дома необходимо учитывать следующие    
  закономерности:

  1. Дать время «собраться», сосредоточиться ( не торопить ребенка в этот момент);
  2. Не требовать  приготовления всех домашних заданий в «один присест»;
  3. Если видите, что ребенок уже отвлекается, крутится, потягивается, дать возможность передохнуть;

    Начальные признаки утомления ребенка:  

  1. Снижение качества работы (количества правильных ответов), повышение числа ошибок;
  2. Резкое ухудшение почерка;
  3. Изменение поведения ребенка – он становится или беспокойным, или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
  4. Изменения регуляции физиологических функций (отмечается повышенная потливость, покраснение лица);
  5. Появление жалоб на усталость, у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они могут и заснуть.

     В тоже время все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают в процессе отдыха или при смене деятельности. Принимая во внимание эти особенности утомления, учебный процесс не должен исключать утомления вообще, но должен строиться таким образом, чтобы отделить его наступление и, самое главное предупреждать возникновения переутомления.

   Психологи рекомендуют:      

  1. С первого же дня посещения школы нужно поставить дело так, чтобы ответственность за выполнение домашних заданий лежало исключительно на самом ребенке;
  2. Не советуют они и «седеть над душой», делать уроки вместе, устраивать скандалы из-за несделанных или небрежно сделанных уроков;
  3. Имеет значение и время, когда ребенок садится за уроки. Оптимальным является период с 15 – 17 часов.
  4. Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на отдых, занятия по интересам, на чтение, на просмотр телепередач;
  5. Если ваш ребенок ослаблен частыми заболеваниями, если он легко утомляется, если тяжело переносит длительное пребывание в детском коллективе, лучше найти возможность создать ребенку щадящий режим дома, с дневным сном, прогулками на воздухе, спокойными играми и не оставлять его в школе после уроков.      
  6. Нужно вырабатывать стойкую привычку всегда ложиться спать в одно и тоже время, тогда организм будет уже к определенному времени «настраиваться» на сон и процессе засыпания пройдет быстрее.

   Что же надо сделать, чтобы ребенок спал спокойно:

  1. Выключить или приглушить радио и ТВ (даже если они находятся в соседней комнате);
  2. Проветрить комнату (до + 180 С);
  3. Ребенок должен спать в отдельной постели, чтобы его не беспокоили;
  4. Постель должна быть не слишком мягкой, а подушка – не толстой, не из пуха, а лучше из мягкого пера. Во-первых, это важно для профилактики нарушения осанки, а во-вторых, если ребенку будет жарко, душно он будет плохо спать. Поэтому не надо кутать ребенка, надевать несколько одеял. Летом вообще спать под одной простыней.

  И ещё несколько советов:

  1. Ужин должен быть не позже, чем за 1-1,5 часа до сна;
  2. Не отождествлять сон с наказанием;
  3. Все проблемы выяснять до того, как наступило время сна;
  4. Перед сном не заниматься шумными играми;
  5. Не смотреть поздно ТВ – передачи;
  6. Если ребенок перевозбуждён или нервничает, спокойно погуляйте с ним, успокойте.    
  7. Довольно часто малыши боятся спать в темноте. Не травмируйте нервную систему, включите свет в соседней комнате и приоткройте дверь.

      И, конечно, не забудьте подойти к ребенку, поцеловать, погладить по голове, спеть песенку. Запомните, что ласка и внимание – не пустяк, а залог здоровья вашего ребенка.  Личный пример здорового образа родителей лучше всяких наставлений. Именно от родителей зависит физическое развитие и здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поможем детям учиться

Полезные советы для родителей...

ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ

памятки для родителей...

продвижение проекта "Поможем детям вместе"

Хотим начать с того, что делать добро – это всегда приятно, а главное добро – это смысл жизни.В 2009 году ученики 11а класса впервые решили организовать сбор макулатуры, а  полученные деньг...

Поможем детям учиться с радостью…

Всем известно, что в практике преподавания проективные методы активно использовались еще в начале 20-го века, но в рамках альтернативного образования не получили распространения в связи с перево...

Поможем детям учиться

Уважаемые родители! Несколько простых советов и немного любви помогут вашим детям в учебе. ...

Поможем детям учиться

Поможем детям учиться...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Поможем детям учиться

Материал к родительскому собранию...