Родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений»
методическая разработка (10 класс) по теме

Эрдни-Горяева Галина Егоровна

 

Цели проведения собрания:

-         Методическая: применение на практике новых форм проведения родительских собраний, работы с родителями.

-         Воспитательная: способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей, просветительская работа.

-         Образовательная: развитие кругозора родителей с точки зрения педагогики, психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobranie_profilaktika_pravonarusheniy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и культуры Республики Калмыкия

Роль семьи в профилактике правонарушений

                                                Составитель: учитель немецкого языка

                                                           Комсомольской гимназии Черноземельского  

                                   района Республики Калмыкия

                                                                Эрдни – Горяева Г.Е.

2010 г.

Родительское собрание  «Роль семьи в профилактике правонарушений»

Участники: родители учащихся 10 классов.

Подготовка:

1.Анкетирование учащихся.

2. Встреча учащихся с работниками правоохранительных  органов.

Цели проведения собрания:

  1. Методическая: применение на практике новых форм проведения родительских собраний, работы с родителями.
  2. Воспитательная: способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей, просветительская работа.
  3. Образовательная: развитие кругозора родителей с точки зрения педагогики, психологии.

Ожидаемый результат:

1.Создание благоприятного климата для учащихся;

2.воспитание духовно – нравственных ценностей учащихся;

Оформление и раздаточный материал:

  1. Высказывания великих людей о воспитании.
  2. Статьи из молодежной правовой газеты «Опасный возраст».
  3. Словарь собрания, которым родители могут воспользоваться по ходу собрания.
  4. Рекомендации « Дорога в 14 шагов»
  5. Использование ИКТ
  6. Ватманы, фломастеры

Оформление  помещения.

Плакаты с изречениями:

« В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте».          (В. Сухомлинский)

«Воспитание – это усвоение хороших привычек».      ( Платон)

 

« Не надо другого образца,

  Когда в глазах пример отца»              (А.Грибоедов)

« От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

                                                           (Д.Локк)

« Воспитание – великое дело! Им решается участь человечества.

                                                          (В. Белинский)

Ход родительского собрания:

I. Вступление.

Слово учителя: Сегодня наша встреча посвящена проблеме роста правонарушений среди подростков. Что же является причиной роста преступности?

Я предлагаю вашему вниманию выдержки из газетной статьи, автором которой является старший научный сотрудник Филиала ВНИИ МВД России Евгений Чернобродов:

Проблема профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - одна из центральных для целого ряда отраслей науки. Криминологи, педагоги, психологи пытаются найти средства для того, чтобы поведение детей, подростков, юношей и девушек не приобрело противоправную направленность.

Однако проблема эта возникла не сейчас, ещё в глубокой древности, когда только зарождались нормы морали, появились причины, порождающие их нарушение. Ведь любые правила несут в себе некую готовность к самоограничению, предполагают потенциальный "общественный альтруизм" и готовность к карательным санкциям в случае их нарушения. В современной отечественной психологии к делинквентным формам поведения относят школьные прогулы, мелкое хулиганство, приобщение к асоциальной группе и т.д.

Типичными проявлениями делинквентного поведения являются ситуационно-обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, связанные с семейной и школьной дезадаптацией, трудностями общения.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных подростков следует искать в неправильных взаимоотношениях в семье, в стремлении подростков утвердить себя любым способом.

Для современных подростков с делинквентным поведением характерны ситуативные, большей частью примитивные "планы' противоправной деятельности, цели которой носят непосредственно потребительский характер: достать деньги для выпивки, отомстить кому-либо, "показать себя". Потребности и интересы, попытки удовлетворения которых служат впоследствии источником преступления, уже во время своего формирования не соответствует общепринятым нормам, противоречат им, создавая неизбежные для данного лица трудности в его социальной адаптации.

В основе формирования  делинквентного поведения подростков лежит конфликтная атмосфера в семье.

Вопрос о нарушениях между родителями и детьми непосредственно связан с проблемой не только неврозов, но и всех пограничных с патологией состояний и в детском, и в подростковом возрасте. Причина конфликтных отношений нередко кроется в наличии у родителей невротической и личностной патологии. Больше всего проблем возникает в семьях, где родители склонны к авторитарным установкам и имеют гипертрофированное чувство "я".

 У подростков – правонарушителей наблюдается наличие четко выраженных эгоистических, общественно отрицательных, в том числе аномальных, не свойственных возрасту потребностей; в употребление наркотиков, курении табака, употреблении алкогольных напитков, тяготении к бродяжничеству.

Учитель:  Таким образом, отклонения в поведении ребенка являются следствием «особых» отношений в семье, школе, в  подростковой среде.

II.А что думают об этом наши дети? (знакомство с итогами анкетирования учащихся- слайд) Обсуждение.

III. Практическая часть. ( Родители работают в группах)

   

Учитель: Не секрет, что 70% подростков – правонарушителей воспитывается в семьях пьяниц.  А большинство  хулиганских поступков (80%), убийств (70%) совершается в состоянии алкогольного опьянения.  

IV.

Учитель предлагает родителям 2 статьи из молодежной правовой газеты о наркотиках и подростковом суициде (слайд)

«Этих событий могло не произойти, если…»(обсуждение в группах)

III.Родители в воспитательной системе гимназии

Какие формы работы  по данным разделам вы можете предложить? Перед вами на ватмане эти же разделы, внесите свои предложения.

IV.А теперь давайте попробуем  составить программу воспитания высоконравственной личности (работа в группах)

 

V.Заключение.

Учитель: Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. В процессе формирования личности семья играет главную роль. И каким будет ребенок во многом зависит от взаимоотношений в семье. И я желаю всем вам терпения, взаимоуважения. Помните, что всегда есть выход из любой ситуации. И вам в этом помогут мудрые советы, которые психологи называют «дорогой в четырнадцать шагов» (учитель раздает рекомендации)

VI.Рефлексия собрания: родителям предлагается определить результат собрания:

  1. Полезность встречи;
  2. Актуальность;
  3. Атмосфера встречи.

Литература:

1.Молодежная правовая газета « Опасный возраст», №6, 2006; №3,2008; №8, 2006

1.Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Лебедев О.В.

2.Родительский всеобуч. Чтобы подросток не рос подранком. Новосибирск, 2003

3.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М., 1997

Приложение:

Анкета для учащихся

1.Говорят, что от «сумы да тюрьмы» никто не застрахован. Ты с этим:

а) согласен;

в) не согласен;

с)  не задумывался над этим.

2.Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?

а) семейная ситуация;

в) компании;

с) особенности характера.

3.Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?

а) разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них;

в) обсуждение статей законов в семье;

с) тренинги и игры по правовой тематике.

 

«Дорога в четырнадцать шагов»

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику, Вы

имеете на это право. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда,

которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Исправить ситуацию можно, если Вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребенок совершил правонарушение, это отнюдь не означает, что он закоренелый преступник. Не спешите с личными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к вырастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростка достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для  сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о Вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы утвердиться, пережить жизненную драму.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Совершив противоправные действия, дети склонны обвинять в случившемся

хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально

объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны.

Если Ваши  предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что Вы в курсе событий.

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Случившееся должно заставить Вас понять, что Ваш ребенок - уже достаточный, чтобы отвечать за свои поступки.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, его попытки Вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные  попытки покончить с собой, чтобы Вы своевременно его спасли и исполнили желания. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться -что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.  

Заглаживая  ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»:  ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится  безответственным и непригодным к жизни в обществе.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, на самом деле практически не слыша ни единого Вашего слова. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать нормальным» человеком. Обещать он будет все, что угодно, так как не собирается ничего выполнять. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Ребенок считает Вас своей собственностью, поэтому не ждет от Вас никаких конкретных действий. В том же случае, когда Вы выполняете то, что обещали, он становится гораздо более управляемым и послушным.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.

Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что эта помощь необходима и Вам, и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с Вашим ребенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить его ошибки самостоятельно. Это трудно, но не невозможно, поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

Шаг 13. Установите разумные границы контроля.

Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, но травмирует его.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.

Словарь собрания:

Делинквентное поведение (в переводе с латинского - проступок, правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное     поведение, воплощенное в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Понятием "делинквентное поведение" оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания.

Нравственность – есть наука об отношениях, существующих между людьми, и, обязанностях, вытекающих из этих отношений.  ( П.Гольдбах)

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие  нормы: гуманизм, доброта, достоинство, честность и многое другое.

Неблагоприятные условия развития подростка

Организаторская

деятельность

Участие в коллективных

 творческих делах

Участие в

управлении

Повышение

мастерства

Наши дети – высоконравственные

личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"...

Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...

Родительское собрание "Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения и негативных привычек школьника"

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и своих детей. Вз...

Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений", презентация

Презентация содержит информацию об отклоняющемся поведении подростков, неблагоприятных условиях семейного воспитания, советы родителям по профилактике правонарушений....

Родительское собрание Роль семьи в профилактике правонарушений"

Родительское собрание Роль семьи в профилактике правонарушений"...