Главные вкладки

    Разработка родительского собрания "Миром правит доброта"
    методическая разработка по теме

    Федорова Светлана Александровна

    Форма проведения: педагогическая мастерская.

    Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ "Новоржевская средняя общеобразовательная школа"

    Родительское собрание на тему:

    МИРОМ ПРАВИТ ДОБРОТА

                    Автор: Федорова Светлана Александровна,

                       учитель химии МОУ "Новоржевская средняя

                             общеобразовательная школа"

    г. Новоржев

    2013 год

    Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка.

    Задачи:

    1. Совместное осмысление нравственных ценностей семьи.
    2. Тренинг навыков нравственных отношений в семье как основы воспитания ребенка.
    3. Получение опыта содержательного и конструктивного общения.

    Форма проведения: педагогическая мастерская для родителей.

    Участники родительского собрания: классный руководитель, школьный психолог, родители обучающихся 9 "А" класса.

    Подготовительная работа:

    1. Формирование плана заседания педагогической мастерской.

    План заседания педагогической мастерской для родителей

    1. Нравственность - это актуально.
    2. Ты бойся словом хрупкий мир разрушить.
    3. Добро должно быть бескорыстным.
    4.  О запрещенных и желательных выражениях в семье.
    5. Упражнения в нравственных поступках.
    6. Все начинается с дома.

    1. Проведение параллельного опроса обучающихся (до родительского собрания) и родителей (на собрании) по методике "незавершенный тезис" (по В. М. Брюховой).

    Уважаемые родители!

    Просим Вас закончить каждое из приведенных предложений в соответствии с вашим пониманием их смысла. Заранее благодарим Вас за внимание к проблеме и откровенность.

    Человек счастлив, если…

    В хорошей семье всегда…

    Если бы я нашел клад, то…

    Самое главное в жизни -…

    Нельзя прожить без…

    Если бы я все мог, то…

    При обработке результатов опроса ответы группируются по следующим ценностным категориям: индивидуалистические и общественные, вещно-предметные и духовные, отношение к добру и злу, созидательный или разрушительный характер.

    1. Подготовка "памяток для родителей по основам нравственных отношений в семье" (по В. М. Брюховой).

    Памятка для родителей по основам

    нравственных отношений  в семье

    1. Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает - подражая, он очень скоро вернет их вам.
    2. Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.
    3. Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок станет отзываться так и о вас.
    4. Поступайте с другими тактично - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
    5. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение - нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.

    1. Цитаты на доску:

    "Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил"  (Д. Локк).

    "Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье" (Л. В. Бетховен).

    1. Разработка вопросов и ситуативных заданий для групповой работы родителей.

    1. Разработка текстов в помощь родителям.

    1. Подготовка компьютерной презентации с обозначением основных разделов и цитат к ним.

    1 слайд. "Нравственность - это актуально".

    Когда по склонам вечной суеты

    Бежать от неудач устанешь люто,

    Направь шаги тропою Доброты

    И радость помоги найти кому-то.

    И. Романов

    2 слайд. "Ты бойся словом хрупкий мир разрушить".

    Друзья мои!

    Внушайте людям веру!

    И чаще говорите "Добрый день!"

    И следуйте хорошему примеру:

    Продляйте добрым словом

    Жизнь людей!

                       В. Боков

    3 слайд. "Добро должно быть бескорыстным"

    Свершая доброе деянье,

    Не жди добра в ответ.

    Сведет такое ожиданье

    Добро твое на нет.

    4 слайд. "О запрещенных и желательных выражениях в семье".

    "Вот человек, что скажешь ты о нем?"

    Ответил друг, плечами пожимая:

    "Я с этим человеком незнаком,

    Что про него хорошего я знаю?"

    "Вон человек, что скажешь ты о нем?" -

    Спросил я у товарища другого.

    "Я с этим человеком незнаком.

    Что я могу сказать о нем плохого?"

                                            Р. Гамзатов

    5 слайд. "Упражнения в нравственных поступках".

    "Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать - значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым" (К. Ушинский).

    6 слайд. "Все начинается с дома".

    Я помню нежность маминых прикосновений,

    Наш в добрый мир открытый дом.

    Счастливый смех и радость откровений,

    Как хорошо мне было в нем!

    Оформление, оборудование и инвентарь: компьютер с проектором, бумага для записей, ручки, тексты - тест, памятка, текст "Советы родителям, постигающим сложную науку воспитания" (по материалам     Г. Перегибова).

    Этап проведения.

    Вступительное слово классного руководителя:

    Уважаемые родители - собеседники, коллеги, соавторы в трудном деле  воспитании детей! Сегодня наше родительское собрание мы проведем в форме педагогической мастерской, где каждый из вас свободен в выборе мнений и позиции, волен высказывать их присутствующим и имеет право не согласиться или промолчать.

    Предметом нашего разговора сегодня являются нравственные отношения в семье. (Демонстрация 1 слайда.) Я думаю, что каждый из вас понимает, что нравственный стержень семьи, общества - это альтернатива прагматизму и себялюбию, засилью потребительских отношений между людьми, стремлению к материальным благам в ущерб духовным, разрушительному влиянию низкопробной информационной продукции.

    Формировать нравственность ребенка в семье - значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям:

    1. индивидуалистическим или общественным;
    2. вещно-предметным и духовным;
    3. добру и злу;
    4. созидательным и разрушительным.

    Начнем с того, что, используя методику "Незавершенный тезис", вы определите собственное отношение к перечисленным нравственным ценностям. Время работы - 2 минуты. Затем каждый из вас получит ответы на позиции того же опросника ваших детей. Мы не будем вслух анализировать совпадения или несоответствия, выявленные проблемы. Каждый из вас сделает это для себя, и я уверена, вам будет над чем подумать. (Тексты опросника раздаются родителям, окончание времени работы фиксируется по песочным часам.)

    Классный руководитель: Итак, мы убедились в важности сегодняшней темы и переходим к следующему разделу.

    2 слайд "Ты бойся словом хрупкий мир разрушить".

    Классный руководитель: Уверена, что любой из вас хочет, чтобы ваш ребенок вырос высоко нравственным человеком. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается все как надо. В чем же дело? Дело во многом, в том числе - в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.

    Хочу предложить вам послушать текст, составленный известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед, который называется "раскаяние отца". Думаю, вы согласитесь, что он очень созвучен тому, что переживают многие родители, независимо от того, в какой стране они живут.

    "Раскаяние отца"

    (У. Ливигнсгон Ларнед)

    Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.

    Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

    За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил руки на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: "До свидания, папа!", я же нахмурил брови и отвечал: "Распрями плечи!"

    Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это все говорил твой отец!

    Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. "Что тебе нужно?" - резко спросил я.

    Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

    Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

    А в твоем характере так много здорового прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

    Классный руководитель: предлагаю вам, уважаемые родители ответить на три вопроса

    1. Какое отношение к теме собрания имеет этот фрагмент? (1 ряд)

              2)  Какие собственные ошибки вы увидели в этом откровении? (2ряд)

    1. Какие чувства вы пережили, прослушав текст? (3 ряд)

    Ответьте письменно, не указывая фамилию. (Собрав листочки с ответами, учитель сам зачитывает их вслух.)

     А теперь давайте попробуем сформулировать первое правило нравственных отношений в семье. (Вариант "Побойся ранить словом!")

    3 слайд "Добро должно быть бескорыстным".

    Школьный психолог: Дети являются носителями определенных ценностей. Переходя из одного коллектива в другой, человек вносит свою систему ценностей и требований в мир людей. Знают ли они о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяют ли они свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могут ли бескорыстно делать добро? Предлагается для обсуждения ситуация.

    Ситуация: Вы идете по улице и увидели: человек прислонился к стене. Забудете ли вы про свои дела, узнаете ли, что с ним? Захотите ли помочь, будь это пьяный или больной? При этом, возможно, никто не скажет спасибо, а некоторые прохожие недоуменно или даже насмешливо взглянут на вас.

    Идет обсуждение вариантов поведения в данной ситуации, после чего родители пробуют определить свое место на одной из "ступенек порядочности"

    Живи по совести

    Помоги другому, даже в ущерб себе

    Не навреди другому

    Школьный психолог: А теперь я раздам вам листочки, где по результатам опроса каждого из ваших детей (детям предлагалось смоделировать свое поведение в аналогичной ситуации с больным животным, замеченным на улице). По результатам было определено место ребенка на одной из "ступенек порядочности". Сравните и подумайте.

    По итогам обсуждения принимается следующее правило нравственного воспитания в семье. ("Учите делать добро бескорыстно!")

    4 слайд "О запрещенных и желательных выражениях в семье".

    Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если сказаны спокойным тоном - например, "Сколько раз надо повторять…" А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение - например, ""Ты у меня самый умный!"

    Подумайте и продолжите список этих "запрещенных" и желательных выражений. (Обсуждение вариантов.)

    Классный руководитель: И еще, не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

    Выводим следующее правило нравственного воспитания ("Любите людей! Говорите о них только хорошее!")

    5 слайд "Упражнения в нравственных поступках".

    Классный руководитель: Известная своим гуманизмом и сподвижнической деятельностью Мать Тереза как-то сказала: "Когда все в твоем доме станут любить друг друга, то поневоле обратишься вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать такими же любящими и счастливыми".

    Да, все начинается с дома: и добро и зло. Привычные наставления о недопустимости безнравственных поступков, увы, часто "пропускается мимо ушей". По словам А. С. Макаренко, необходимо "…собственное упражнение ребенка в нравственных поступках".

    Я предлагаю вам разделиться на три группы (по рядам): первые две группы ищут варианты разрешения предложенных ситуаций, находясь в позиции родителей, столкнувшихся с проблемой. Третья группа (средний ряд) выступает в качестве арбитра - оценивает целесообразность предложенных действий в отношении ребенка.

    Ситуация 1.  Сын, придя из школы, с гордостью рассказывает, как он с приятелем здорово проучил (за дело!) "задаваку" из соседнего класса. Ваша реакция?

    Ситуация 2. Ваша дочь, собираясь на день рождения к подруге, мучительно выбирает какой-нибудь подарок. Ее выбор останавливается на недешевом кошельке, приготовленном для другой цели, она просит вас разрешить его подарить. Ваши действия?

    По итогам обсуждения формулируется следующее правило нравственного воспитания в семье ("Формируйте нравственность поступками".)

    6 слайд "Все начинается с дома".

    Классный руководитель: С. Соловейчик высказал по этому поводу следующую мысль: "Не обязательно страстно любить их, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значение, отказывают детям в чем-то, во всем или ни в чем не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или из четырех бабушек и дедушек - хоть один! - любил людей. Только эта любовь к людям и передается детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой".

    Возможно, это одно из правил воспитания "домом".

    Задание родителям: Попробуйте продолжить список этих правил, которые связаны с домом, семьей, ее традициями, правилами, запретами.

    (Например, - поздравлять друг друга с днем рождения;

                         - меньше смотреть телевизор, больше общаться;

                         - почаще хвалить друг друга …)

    Классный руководитель: Может быть, если мы будем следовать тем правилам нравственного воспитания в семье, которые сформулировали сегодня, то ваш ребенок по праву разделит смысл этого четверостишия:

    Я помню нежность маминых прикосновений,

    Наш в добрый мир открытый дом.

    Счастливый смех и радость откровений,

    Как хорошо мне было в нем!

    РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

    1. В нравственном воспитании в семье следовать обозначенным правилам:

    1. "Побойся ранить словом!"
    2. "Учите делать добро бескорыстно!"
    1. "Формируйте нравственность поступками"
    1. "Любите людей! Говорите о них только хорошее!"

    1. В дальнейшем продолжить рассмотрение вопросов нравственного воспитания детей.

    1. Подготовка обзора психолого-педагогической литературы по вопросам воспитания у подростков моральных качеств.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. - М.: Просвещение, 1990.

    Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

    Макаренко А. С. О воспитании. - М.: Издательство политической литературы, 1990.

    Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. - М.: Просвещение, 1990.

    Саляхова Л. И. Родительские собрания. 9-11 классы. - М.: Глобус, 2007.

    Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.

    Фромм А. Азбука для родителей. - :Лениздат, 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка внеклассного мероприятия(сказка) "Пусть миром правит доброта"

    Материал для  классных руководителей, завучей-организаторов...

    Родительское собрание "Воспитывать доброту"

    Рассматривается отличия доброго человека от добренького и даются рекомендации родителям по воспитанию доброты....

    Презентация к родительскому собранию "Навстречу доброте"

    Родительское собрание, построенное по технологии творческой мастерской, затрагивает важные вопросы воспитания нравственности и духовности...

    Разработка родительского собрания и презентация. Права и обязанности родителей

    Данная разработка содержит конспект родительского собрания и красочную презентацию к нему. Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и...

    Разработка для родительского собрания "Права и обязанности родителей"

    Выс тупление перед родителями на тему: "Права и обязанности родителей". В данном материале говорится об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственнсоти родителей за воспитан...