Нарушения осанки.Лекция для родителей
презентация к уроку

Ирина Вячеславовна Степаненко

 

   Что же такое – осанка, и что делать, чтобы не допускать её нарушения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Представьте себе: выпускной бал, ваш ребенок выходит получать аттестат…Каким вы его  представляете? Конечно же, довольным своими успехами, красивым, стройным, подтянутым, с гордо поднятой головой. Ваш ребенок здоров, полон сил и жизненной энергии, он реализует все свои возможности! Ведь он много знает, он целых 11 лет учился, развивал свои способности, и вы создавали ему для этого все условия.

  1. И каждому родителю, конечно,  хотелось бы, чтобы ребенок  не только приобрел знания , но и не растратил здоровье за время учёбы в школе. Хотелось бы… Но  что  мы, родители, для этого делаем? Мы  следим за состоянием здоровья ребенка, водим его к врачам, когда это необходимо, отдаем в спортивные секции. Все это прекрасно, но понаблюдайте, сколько времени современный ребенок проводит без движения! Готовясь к встрече с  вами, я провела социологический опрос: попросила детей 2-х, 6-х и 10-х классов в течение трех дней фиксировать, сколько времени они проводят без активного движения. Результаты  удручающие: в среднем младший школьник проводит без движения (уроки в школе, компьютер, телевизор, выполнение домашнего задания, прием пищи) 10 часов! А если он получает дополнительное образование, то плюс еще 2 часа. И чем старше становится ребенок, тем меньше он двигается. Это, к сожалению, тенденция: гиподинамия становится нормой жизни. А понаблюдайте ,как ребенок сидит за уроками, за комьютером!  Круглая спина, опущенные плечи, поникшая голова, нога  на ногу или и вовсе поджав одну ногу под себя. И как результат – только  8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

 Важно знать, что у значительной части детей  с заболеваниями внутренних органов  одновременно обнаруживаются нарушения осанки. Это вполне закономерно, поскольку форма позвоночника  и других элементов скелета, от которых зависит осанка, во многом определяет возможности функционирования внутренних органов. Возникающие при нарушениях осанки затруднения в их работе постепенно приводят к возникновению различных заболеваний.

   Что же такое – осанка, и что делать, чтобы не допускать её нарушения?

Учённые термин «осанка» трактуют как «привычное положение тела человека в покое и при движении; которое формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма».

Осанка оказывает прямое влияние на здоровье человека:

  1. она создаёт условия для нормального положения и функционирования внутренних органов,
  2. отражает внутреннее состояние человека – его настроение, самочувствие человека.

Осанка –  это важный комплексный показатель здоровья и гармоничного физического развития.  При нормальной осанке строение тела гармонично, отдельные его части симметричны относительно вертикальной оси, что является главным биомеханическим условием прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела. При таком положении тела требуется минимальное напряжение мышц и связок, нагрузка на позвоночник распределяется относительно равномерно. (рис.со стр.10  Здоровье детей №20 2005г.).

Согласитесь, человек с опущенными плечами, круглой  спиной, поникшей головой как-то не вяжется с образом успешного человека. Наверное, поэтому в юнкерских училищах сутулых мальчиков заставляли спать на жесткой постели, носить привязанную к спине дощечку, учили таким незатейливым способом «держать спину». Вообще, в дореволюционной России детей благородного дворянского сословия с раннего детства приучали следить за своей осанкой, правильно сидеть, правильно ходить, правильно стоять.

А что мы наблюдаем у современных подростков?

Нарушения осанки -  у 80% школьников. сколиоз I  и   II степени отмечается у 10 и 20 % детей соответственно.

В ЧИСЛЕ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ УСЛОВНО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:

наследственные,  врождённые пороки и  родовые травмы, в числе которых могут быть дефекты позвонков, вывихи, дисплазии ,перенесённые или хронические заболевания, неправильное положение тела при различных статических позах во время игры, занятий, сна, ношение тяжестей в одной руке. недостаточное или несбалансированное питание, нерационально организованный режим дня, недостаточное время для отдыха. гиподинамия, недостаток двигательной активности.

Если в двух первых случаях без вмешательства медиков не обойтись, то в остальных практически всё зависит от взрослых, которые окружают ребёнка.

Формирование осанки у человека начинается с первых дней жизни. По мере развития движений у ребёнка к концу первого года жизни формируются четыре физиологических изгиба позвоночного столба: шейный и поясничный – выпуклостью вперёд (лордозы), грудной и крестцовый – выпуклостью назад (кифозы) (вставить схему позвоночника Здоровье детей №19 2005г). Эти изгибы изменчивы и нестойки, существуют исключительно при вертикальном положении тела. К 5-7 году они становятся чётко выраженными. но лишь к 14-15 годам они становятся постоянными. а окончательно формируются к 20-25 годам. В разные периоды роста и развития фигура ребёнка меняет свои общие контуры. Неблагоприятные факторы оказывают наиболее сильное влияние на детей в периоды их бурного роста (6-7 и 11-13 лет у девочек, 7-9 и13-15 лет у мальчиков).

Не прав тот, кто думает, что правильная осанка даётся человеку от природы. Её нужно воспитывать с детства. т.к. в детском возрасте позвоночник гибок и податлив. Если изо дня в день ходить и сидеть согнувшись , держать одно плечо выше другого, можно навсегда остаться кособоким и сутулым. У детей и подростков недостаточно развиты крупные мышцы спины. Если не укреплять их с помощью физических упражнений. то такими же слабыми они останутся и в старшем возрасте. Слабые мышцы не смогут удерживать позвоночник в прямом положении, спина станет круглой – и человек будет сгорбленным. Конечно, и медики, и учителя ведут большую работу, направленную на профилактику  нарушений осанки, но, согласитесь, больше, чем родители, не сделает никто. И моя задача сегодня – обратить ваше внимание на эту проблему и показать некоторые пути ее решения.

Нарушение осанки в начальной стадии– это негармоничное развитие мышечной системы, неумение правильно держать тело. Больше всего в этом виноват малоподвижный образ жизни – гиподинамия,и она стала бичом населения всех возрастных групп. и причиной возникновения таких заболеваний как ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, гипертония. можно конечно сказать что эти заболевания свойственны пожилым людям. Однако начинается всё с нарушения правильного положения позвоночника ещё в детстве. При долгом сидении, лежании, стоянии, особенно в неправильном положении  непривычные к работе мышцы не удерживают тяжёлый костный столб, он клонится под тяжестью веса тела, сминая межпозвоночные диски и зажимая нервные окончания которые обеспечивают работу всех органов и систем.

Существует прямая зависимость между хорошей осанкой и правильным двигательным режимом. Ведь физические упражнения способствуют лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами, а это непременное условие их хорошего развития. Особое значение для формирования правильной осанки имеют упражнения, которые выпрямляют позвоночник, расширяют грудную клетку, сближают лопатки, укрепляют мышцы спины и живота ( показываем). Очень полезны упражнения на равновесие (ходьба с различными предметами на голове).

Именно поэтому ребёнок должен начинать день с утренней гимнастики, включающей в себя несколько упражнений  для формирования правильной осанки.

Но этого мало. Необходимо следить за тем как ребёнок ходит.

Условия правильной ходьбы :

  1. стопа ставится прямо, перекат с пятки на носок равномерный
  2.  идти надо средним шагом  в соответствии с ростом,
  3. шаг лёгкий, пружинистый и довольно быстрый.
  4. колено должны быть выпрямлено, даже несколько вогнуто в момент отталкивания ступнёй,
  5. руки слегка согнуты в локтях,
  6. голова держится прямо,
  7. плечи не опускать.

 В этом поможет школьный рюкзак т.к. его тяжесть распределяется на всё тело. Если  ребёнок пользуется  портфелем  необходимо приучить его чаще перекладывать из руки в руку. Если же он носит сумку на плече, то идя в школу нести на её одном ,а из школы на другом плече.

Так как школьник много времени проводит за партой , то и сидеть он должен правильно т.е.

  1. с прямой спиной, слегка наклонившись вперёд, не опуская низко голову, не упираться грудью в край стола  или парты (должна свободно проходить ладонь),
  2. сиденье стула необходимо занять полностью, следить за равномерным распределением нагрузки на таз,
  3.  предплечья должны симметрично и свободно, без напряжения лежать на столе, чтобы одно плечо не опускалось ниже другого,
  4. ноги согнуты в коленях под прямым или тупым углом, стоят на полу или подножке всей ступнёй.

Правильность посадки проверяется касанием пальцев руки, поставленной  локтем на стол, уголка глаза. Сохранять правильную рабочую позу можно только тогда, когда мебель подобрана правильно: высота столешницы должна быть на 2-3 см. выше согнутой под прямым углом руки.

Правильно подобрать стол и стул можно с помощью специальной таблицы.

Рост школьника (см)

Высота края столешницы над полом (см)

Высота сиденья стула над полом (см)

110-115

46

26

115-130

52

30

130-145

58

34

145-160

64

38

16-175

70

42

выше 175

76

46

   Кроме того, что правильно ходит и сидит, ребёнок должен ещё и стоять правильно:

  1. прямо, не опуская голову и плечи,
  1. равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги.

Большое значение для осанки имеют постель и поза во время сна.

Рекомендуется спать

  1. на ровном, достаточно жёстком матрасе,
  2. небольшой полужёсткой подушке,
  3. попытайтесь приучить засыпать ребёнка на спине -  это лучшее положение для позвоночника.

Для растущего организма очень важно полноценное, разнообразное питание, содержащее достаточное количество белковой пищи, в суточный рацион школьника  обязательно должно входить 1300мг кальция т. к. по последним исследованиям до 50% школьников страдают его дефицитом, что приводит к хрупкости костей. Источники кальция – это прежде всего молочные продукты Так в 100 г твёрдого сыра содержится 600мг кальция. творога –95, йогурта – 120мг,  высоко содержание кальция ив других продуктах: кунжуте, миндале, бобах, свекле, листовой капусте, щавеле,  рыбе (макрель, лосось, сардина), зелёном горошек и мн. других. Для укрепления скелета необходимо принимать кальций в сочетании с витамином Д, который содержится в морской рыбе, молоке, смеси «Мюсли». Это наряду с физическими упражнениями важнейшее средство формирования правильной осанки.

Нарушению осанки часто сопутствует плоскостопие т.к. и то и другое является следствием  слабости мышц.

Развитию плоскостопия способствует

  1. длительное стояние,
  2. несоответствие между весом тела и физическим развитием (при ожирении).
  3. обувь без каблука, пятки, на негнущейся подошве, а так же не по ноге .

При плоскостопии ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и  позвоночника, а это ведёт к дефектам осанки, соответственно задерживает общее физическое развитие. Утрачивается амортизационная функция свода стопы, в результате внутренние органы подвергаются резким толчкам при движении. Плоскостопие часто вызывает боли в ногах и ограничивает подвижность.

Ещё одним фактором риска развития нарушений осанки являются эмоциональные стрессы, коих в жизни школьников немало:

  1. постоянное ожидание оценки со стороны педагогов и родителей,
  2. дефицит времени, в котором постоянно пребывает ученик.
  3. отношения со сверстниками.

Всё это создаёт высокий уровень тревожности, который и является причиной нарушений в ЦНС. Появляются ночные страхи, нарушается сон, изменяется мышечный тонус (одни мышцы напряжены больше, другие меньше) отсюда нарушения осанки. Эмоциональное неблагополучие проявляется во внешнем виде ребёнка. Опущенные плечи, сутулая спина как бы говорят о тяжком грузе, который давит  и не даёт распрямиться. При высоком уровне тревожности, в ожидании «удара» – резкого слова, плохой отметки возникает хроническая мышечная закрепощённость. Мышцы укорачиваются и уже нужны специальные упражнения для их расслабления. Именно поэтому если врач назначает. корригирующую гимнастику, нельзя от неё уклонятся. Для каждого случая существует своя система упражнений, поэтому очень важно соблюдать все медицинские рекомендации. Иначе можно запустить нарушение осанки и тогда уже придётся прибегать к боле сложным способам лечения.

Итак, правильная осанка –  это красота и стройность, свидетельство здоровья и высокой активности человека и самое сложное в её формировании не физические нагрузки,  а изменение своего, а значит и ребёнка стиля жизни, который будет включать в себя и достаточную физическую нагрузку, и спец. упражнения, и правильное питание, и закаливание, и профилактику различных заболеваний, и уважительные отношения, и многое другое.  Я благодарю вас за внимание и очень надеюсь, что наша встреча оказалась  для вас полезной.  Не за горами выпускной бал, и вы , конечно же, будете гордиться, глядя на своего умного и здорового ребенка, который, расправив плечи, легкой пружинящей походкой отправится во взрослую жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степаненко Ирина Вячеславовна, учитель физической культуры Сердце отдаю детям МОУ «Средняя общеобразовательная школа №126» Работа над осанкой

Слайд 3

Младший школьник

Слайд 4

10 часов без движения !!!

Слайд 5

Только 8 – 10 % выпускников можно считать действительно здоровыми . Результат

Слайд 6

Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении. Нормальное функционирование организма Красивая фигура Правильная осанка

Слайд 9

Нарушения осанки наблюдаются у 80% школьников Сколиоз I и II степени отмечается у 10 - 20% детей

Слайд 10

Причины нарушения осанки Наследственные анатомо-конституционные особенности строения скелета и мышечной системы; Врождённые пороки и родовые травмы; Перенесённые или хронические заболевания; Неправильное положение тела при различных статических позах; Недостаточное или несбалансированное питание; Нерационально организованный режим дня; Возрастные особенности роста и развития детей; Гиподинамия; Подавленное состояние психики.

Слайд 12

а — нормальная осанка; б — кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина); в — плоская спина; г — плосковогнутая спина; д — кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина). Различные дефекты осанки

Слайд 13

Запомните!

Слайд 14

Рост школьника (см) Высота края столешницы над полом (см) Высота сиденья стула над полом (см) 110 - 115 46 26 115 - 130 52 30 130 - 145 58 34 145 - 160 64 38 160 - 175 70 42 выше 175 76 46

Слайд 15

Источники кальция

Слайд 17

Правильная осанка - это красота и стройность, свидетельство здоровья и высокой активности человека.

Слайд 18

Профилактика заболеваний Закаливание Правильное питание Благоприятный микроклимат Срециальные упражнения Физические нагрузки Правильная осанка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям и учителям детей с ОВЗ, имеющих когнитивные, речевые нарушения, нарушения поведения (гиперактивность). 

Практические рекомендации родителям и учителям детей с ОВЗ, имеющих когнитивные, речевые нарушения,  нарушения поведения (гиперактивность)....

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Мастер – класс «Родитель - родителю» как способ получить новые знания, умения, навыки родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

С статье освещен опыт проведения мастер-классов "Родитель-родителю" родителями воспитывающими детей с ТМНР....

Презентация " Влияние нарушений развития речи на родителей"

В данной презентации освещены вопросы влияния и типов реагирования родителей на проблемы развития речи ребенка. Материалы презентации будут полезны родителям, педагогам ОО, психологам, дефектологам, с...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...