Родительское собрание на тему: «Что мы знаем о наркомании».
классный час (8 класс) по теме

Матурина Г.Р.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_2.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Форма работы родительского собрания: круглый стол

участники: родители учащихся 8-11 классов

Пояснительная записка

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2008г) определила

«… пятое направление, которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы, решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников…»

В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Воспитательное направление раскрывает систему внеурочной работы по формированию здоровьесберегающей культуры средствами внеурочной деятельности на основе взаимодействия педагогов, учащихся, их родителей. Ориентация учащихся на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной воспитательной работе в учебное и внеурочное время. В современных условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Цель здоровьесберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Многие родители считают, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Да, они правы! Но этого мало. Проблема употребления вредных веществ детьми продолжает оставаться достаточно острой. Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии здоровьесберегающих интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Конспект родительского собрания на тему: «Что мы знаем о наркомании?» подготовлен с целью пропаганды здорового образа жизни в семье.

Цель: просвещение и осведомление родителей по проблеме употребления и распространения наркотических веществ среди подростков.

Задачи:

- предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме наркомании;

- показать необходимость активного обсуждения этой проблемы в семье.

Продолжительность - 60 минут

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, рисунки, высказывания.

План организации собрания:

1. Раздать приглашение родителям.

2. Ребятам данных классов дать задание нарисовать рисунок "Мое отношение к наркотикам»

 3. Родителям - найти в различных словарях и энциклопедиях объяснение слов "наркомания", "зависимость".

4. Высказывания на доске

5. Презентация на тему: «Наркотики»

К ожидаемым результатам можно отнести:

у родителей сформируется представление о глубине данной проблемы;

взрослые узнают больше друг о друге, о своих детях, что будет способствовать сплочению коллектива;

поймут значимость умения общаться и делиться своими переживаниями.

Статистика (плакат)

средний возраст наркоманов в России составляет 13—15 лет;

в стране насчитывается 39 млн только официально зарегистрированных несовершеннолетних наркоманов, реальная цифра в 10 раз больше;

число смертей от наркотиков среди несовершеннолетних за 8 лет выросло в 42 раза;

средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года;

дети, рожденные от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 мес.

Ход собрания

Уважаемые родители! Тема нашего собрания «Что мы знаем о наркомании».

Можно ли эту тему оставить без внимания? Почему?

Я расскажу вам одну легенду, которая позволит расставить все точки над i.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

- Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили спасатели.

Третий путник им ответил:

- Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать "тонущих" детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Так вот, задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть, заниматься своим делом - профилактикой.

- Так о чём же пойдёт наш сегодняшний разговор?

Классный руководитель: - Тема «Что мы знаем о наркомании?» - это глобальная проблема современного человечества. Поэтому я предлагаю сегодня обсудить эту тему. Форма нашей сегодняшней работы - круглый стол, то есть все участники разговора равны друг перед другом и вправе высказывать свое мнение, спорить, доказывать и т.п.

Все люди прекрасно осведомлены о последствиях наркомании, и тем не менее, множество людей бросаются в эту бездну, даже не пытаясь понять, что гибнут сами и тянут за собой других, не оставляя шансов будущим поколениям.

Об этих проблемах нужно говорить с позиций педагогики, медицины, психологии одновременно. Моя функция, как классного руководителя - информирование и просвещение.

- Для начала проведем небольшую разминку.- Вы должны объединиться в тройки, как сидите (желательно, чтобы сидели вперемешку и мамы и папы разных семей). Вы должны дать ответы на вопросы викторины.

1.Индейцы майя и ацтеки клали под язык листья коки. Для чего они это делали? (для поддержания сил в дальних походах).

2. Китайцы тысячелетиями курили опиум. Для чего им это было необходимо? (так они снимали стресс и улучшали сон)

3. Где в настоящее время используются наркотические вещества по закону? (в медицине)

Представители от троек дают свои варианты ответов.

- Итак, заряд на общение получили. Можно приступать к серьезной работе.

Установка на работу в группах.

- А теперь давайте обратимся к вашему домашнему заданию. У вас было задание выписать из разных источников толкования слов "наркомания" и "зависимость".

Родители рассказывают о некоторых вариантах толкования.

Вот некоторые из них:

НАРКОМАНИЯ (от греч. nark - оцепенение, mania - безумие, страсть) - заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма. (Большой юридический словарь)

ЗАВИСИМОСТЬ - повышенная привязанность ребенка к чему-либо. (Словарь психологии развития)

Классный руководитель:

- Так что же такое наркомания?

Наркомания - это болезненное пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.
Когда возникает интерес к наркотикам?

Приводимые ниже данные представляет собой лишь осторожную попытку построить некую усредненную картину отношения детей, подростков и молодежи к наркотикам в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.

Внимание! К сожалению, первая, из приводимых здесь возрастных границ, имеет тенденцию к постоянному снижению.

8-11 лет. Детей этого возраста интересует все, что связано с наркотиками - их действием, способами употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены по словам друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).

11-14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием легких наркотиков.

О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер.

Этот возраст часто называют - возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками наркотику, если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам.

14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо - опосредованный через близких людей.

Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, несознательно, но разве от этого легче, если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети.

- Я предлагаю вам обсудить вопрос: «Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками?» (5 минут)

(классный руководитель поясняет причины употребления наркотиков с точки зрения педагогики)

1. Дефицит внимания к ребенку в семье.

2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой.

3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.

С детьми было проведено анкетирование «Причины употребления наркотиков»

Демонстрация результатов анкетирования.

На вопрос «почему подростки начинают употреблять наркотики?»

Варианты ответов.

проблемы в жизни …..(кол-во чел.)

любопытство

эффект толпы  

от нечего делать

На вопрос «Как вы относитесь к наркоманам?»

Варианты ответов.

с жалостью

с непониманием

с презрением

Десять советов отцам и матерям.

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишества.

6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам.

7. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.

8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршруты поездок.

9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.

Роль семьи нельзя преувеличить. В большей степени от родителей зависит психическое и физическое здоровье ребенка. Не бывает трудных, невыносимых, плохих детей, есть взрослые, родители, у которых не хватает времени, сил и душевного тепла. У нас хорошее новое поколение! У них другие песни, прически, стили в одежде. Нам не всегда понятны их цели, приемлемы их поступки, одобряемы их решения. Но это наши любимые дети! И именно они несут в будущую взрослую жизнь те нравственные ценности и жизненные устои, которые мы в них воспитаем. Дай Бог, нам всем мудрости и терпения вырастить детей счастливыми и успешными!

Анкета для определения подростковой наркомании:                                                                                                

                         

Обнаружили ли Вы у ребёнка:

1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.

2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе.

3. Потерю интереса к спортивным и иным внеклассным мероприятиям.

4. Частую, непредсказуемую смену поведения.

5. Частые синяки, порезы, причины, появления которых он не может объяснить.

6. Частые простудные заболевания.

7. Потерю аппетита, похудание.

8. Частое выпрашивание у Вас или у родственников денег.

9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям.

10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни.

11. Скрытность, уединённость, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей.

12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения.

13. Гневность, агрессивность, вспыльчивость.

14. Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма.

15. Резкое снижение успеваемости.

16. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях.

17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией.

18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически.

19. Отказ от утреннего туалета, не заинтересованность в смене одежды и т. п.

20. Нарастающую лживость.                                                                                                                  

21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.                                                                        

22. Значительные суммы денег без известного источника дохода.                                                                                      

23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды.

24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения.                                              

25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей.                                                                                                                      

26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п., особенно если их скрывают.                                                                                                                                                

27. Состояние опьянения без запаха спиртного.                                                                                  

28. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов.


Слышали ли Вы от ребенка:

1. Высказывания о бессмысленности жизни.                                                                                      

2. Разговоры о наркотиках.                                                                                                                    

3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков.                                                              


Сталкивались ли Вы со следующим:

1. Пропажей лекарств из домашней аптечки.                                                                                        

2. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т. д.                                                              

             

Случалось ли с Вашим ребенком:

1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. п.

2. Задержание в связи с вождением автомототранспорта в состоянии опьянения.

3. Совершение кражи.                                                                                                                              

4. Арест, в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.

5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе и алкогольного).                                                                                                                                                          


50

50


50


50

50


50

50

50

50


50

50


50

50

100

100

100

100


100

100


100

200

300

300

300

300


300


300

300




50

100

200



100

100



100


100


100

300


100

Если Вы нашли для констатации более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, Вам необходимо обратиться за консультацией к врачу психиатру-наркологу.              

Подведение итогов собрания

Решение:

  1. воспитывать у своих детей чувство неприятия употребления наркотиков;
  2. осознание чувства опасности, связанной с их употреблением;
  3. развивать у детей навыки здорового образа жизни и планировать     совместный отдых с ними;
  4. быть для детей положительным примером.


Список литературы:

1. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под научной редакцией Л.М. Шипицыной и Е.И.Казаковой.

2. Взрастная наркология (терминология) А.Ю.Егоров.

3. Родительские собрания. Н.И. Дереклеева.

4.Р.Р. Гарифулин «Скрытая профилактика наркомании»;

5. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости. Под ред.АН. Гаранского.2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Наркомания- шаг в бездну"

Разработка родительского собрания на данную тему и его проведение вызвано тем, что родители часто не дооценивают опастность подросткового возраста как времени возможного соприкосновения с наркотиками....

Разработка родительского собрания по теме " Правда о наркомании"

В нашей школе в старших классах осуществляется программа " Мой выбор". В рамках этой программы я и проводила родительское собрание в своем 11 классе. Собрание было построено на беседе классного руково...

Разработка родительского собрания по теме: "Правда о наркомании"

Разработка родительского собрания по теме: " Правда о наркомании".Форма работы с родителями "круглый стол", участники родительского собрания : родители учеников 8-11 классов. Родители должны понимать ...

Родительское собрание на тему: "Что я знаю о своём ребёнке"

Родительское собрание с полным фото отчётом ....

Родительское собрание на тему: "Наркомания среди подростков".

Родительское собрание на тему «Наркомания среди подростков»Цель: Ознакомление родителей по проблеме употребления наркотических веществ среди подростков.Задачи:1....

Родительское собрание на тему «Что я знаю о своём ребёнке?»

Материалы родительского собрания способствуют развитию интереса родителей к познанию своего ребенка, содействию активному взаимодействию с ним.Форма проведения: традиционное родительское собрание с эл...

выступление на родительском собрании с темой "«Роль семьи в профилактике наркомании подростков»"

Наркомания является одной из важных проблем нашего общества. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ.Наркотики в молодежной среде распрос...