Советы на каждый день
статья по теме

Попова Оксана Владимировна

Подготовка к родительскому собранию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила подготовки классного родительского собрания.

  1. Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей.
  2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
  4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
  5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
  6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

  1. перед началом родительского собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;
  2. отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
  3. самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
  4. перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
  5. не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
  6. предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
  7. поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
  8. дайте понять родителям, что Вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
  9. в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
  10. доведите до родителей мысль, «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
  11. родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  1. осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущее собрание;
  2. сравнивать успехи отдельных учащихся;
  3. давать негативную оценку всему классу;
  4. переоценивать значение отдельных предметов;
  5. использовать в общении с родителями назидательный тон.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание
«Наркомания: признаки, причины, последствия»

Ц е л и: показать родителям, что наркомания – дело не личное. Формировать у них установки на здоровый образ жизни, культуру понимания проблемы наркомании и тяжелых последствий наркотической зависимости; обсудить причины, приводящие подростков  к употреблению наркотиков, познакомить родителей  с основными признаками и симптомами употребления ПАВ, возможными способами выхода из возникшей ситуации химической зависимости.

У ч а с т н и к и: родители учащихся 7–10 классов, классные руководители, администрация школы, психолог, социальный педагог, специалисты районного наркологического кабинета, инспектор ПДН РОВД.

О ф о р м л е н и е: плакаты: «Наркомания – дело не личное», «Средний возраст вовлечения в наркотическую зависимость – 13–14 лет», «Средняя продолжительность жизни наркомана после того, как он «сел на иглу», – 5–7 лет».

Выставка рисунков и плакатов детей «Мы выбираем жизнь», лучших сочинений на тему: «Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков».

П о д г о т о в и т е л ь н ы й   э т а п.

1. Социально-психологическое исследование по проблеме наркомании.

2. Анкетирование детей по проблеме собрания.

3. Разработка рекомендаций и памяток для родителей «Что вы должны знать о наркотиках».

4. Подготовка мультимедийного сопровождения родительского собрания.

5. Подготовка выставки детского рисунка и плаката «Мы выбираем жизнь».

6. Проведение конкурса школьных сочинений «Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков».

Перед началом собрания родителям раздаются памятки «Что вы должны знать о наркотиках».

Х о д   с о б р а н и я

I. В ы с т у п л е н и е  з а м е с т и т е л я   д и р е к т о р а по ВР «Наркомания – дело не личное».

Наша страна стоит перед лицом опасного и безжалостного врага, имя которого – наркомания. В России около 4 миллионов потребителей наркотиков, преимущественно это молодые люди, которые только делают первые шаги в самостоятельной жизни.

Наркомания – прямая угроза нашей национальной безопасности, поскольку напрямую связана с такими явлениями, как преступность, терроризм, неуправляемая миграция, безработица, распространение СПИДа. Грязные деньги, вырученные от продажи наркотиков, идут на грязные цели. Наркобизнес – это терроризм и бандформирования в Чечне, нестабильность на наших границах, где служат наши дети, захваты заложников, взрывы домов. Наркобизнес – это горе тысяч российских семей, чьи родные попали в сети страшной и жестокой болезни.

Наша страна стала колоссальным потребителем наркозелья. По официальным данным, на учете состоит около 500 тысяч больных наркоманией. Реальные цифры много выше – около 4 миллионов. Расширяется социальная база наркомании, которая проникла во все слои общества, что привело к обвальному распространению СПИДа. По оценкам экспертов, 90 % ВИЧ-инфицированных заражаются именно в результате инъекционного приема наркотиков. Растет собственное (российское) производство наркотиков, в том числе синтетических, дешевых, дающих моментальную зависимость.

«Средний возраст» впервые попробовавших наркотики не превышает 14 лет. На протяжении  последних трех лет в областной наркологический реабилитационный центр с тяжелыми случаями отравления химическими веществами и передозировки попадает 40 % детей в возрасте до 17 лет от общего количества пациентов, самым младшим из них 8–9 лет.

Средняя продолжительность жизни наркомана, если речь идет об употреблении наркотиков внутривенно, составляет примерно 7–10 лет. Конечно, есть наркоманы, живущие пятнадцать, двадцать и более лет. Но есть и такие, которые погибают из-за наркотиков через 6–8 месяцев после начала регулярного приема.

II. В ы с т у п л е н и е   с о ц и а л ь н о г о   п е д а г о г а «Что такое наркотики и наркомания».

Выступление социального педагога необходимо обеспечить мультимедийной  поддержкой. Яркие слайды с понятийным аппаратом и схемами помогут лучшему восприятию родителями информации.

Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, мысли, ощущения, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Наркотики принято делить на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и нелегальные.

Легальные наркотики. К ним относится ряд лекарств, например транквилизаторы, которые выписываются строго по назначению врача и применяются лишь в период болезни.

Табак тоже относится к легальным наркотикам. Вызывая психическую и физиологическую зависимость, табак сильно влияет на здоровье человека, способствуя развитию хронического бронхита, рака легких, желудочных заболеваний.

Алкоголь – наиболее опасное средство из легально разрешенных наркотиков, так как формирует не только психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет состояние человека, вплоть до клинических форм безумного и безрассудного поведения. Зачастую алкоголизм приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию.

Запрещенные наркотики. Их особенность в том, что они очень быстро формируют психическую и физиологическую зависимость от их применения. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм просто не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик необходим человеку, как воздух, и он стремится достать его любой ценой. Даже ценой человеческой жизни.

Наркомания – смертельное заболевание; при этом хроническое, прогрессирующее влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить его невозможно. К сожалению, часто уже невозможно вылечить это заболевание. Болезненное пристрастие к наркотику возникает потому, что он изменяет химическое равновесие в организме внутренних гормонов настроения (эндорфинов).

Физиологическая зависимость – при систематическом употреблении наркотиков организм нуждается в постоянной дозе для нормальной жизнедеятельности, иначе наступает абстиненция (ломка).

Психическая зависимость – случай, когда для поддержки нормального психического самочувствия человеку постоянно требуется прибегать к употреблению наркотиков. Даже при отсутствии физиологической зависимости наркоману кажется, что без наркотиков ему сегодня не обойтись. Существует мнение, что психическую зависимость вызывают лишь сильные наркотики (например, героин). Однако в зависимость можно попасть даже от «травки».

III. В ы с т у п л е н и е   и н с п е к т о р а ПДН «Каким образом дети достают деньги на наркотики».

Наркотики и преступление – понятия нераздельные. Во время употребления наркотиков у наркомана пропадают не только социальные рефлексы, но и инстинкт самосохранения, притупляется мораль, появляется полное безразличие к окружающим, человек ради очередной дозы готов на самый грязный и отвратительный поступок. Наркоман примитивен и эгоистичен. Единственный стимул – стремление к одурманиванию и страх перед «ломкой». Спектр преступлений, в которых участвуют наркоманы, очень широк: продажа наркотиков, кражи со взломом, грабеж, воровство, нападение, убийство, проституция.

Расскажу о нескольких наиболее частых методах, к которым прибегают подростки, чтобы достать деньги на «дозу». Зачастую родители не обращают на это внимания, безоговорочно доверяя своим детям, не задумываясь над тем, правдивы ли их любимые чада.

Воровство. Воровать в первую очередь начинают у родителей, а потом у всех подряд. Деньги стараются воровать из толстых пачек, чтобы это не было заметно. Самое удивительное, что очень часто родители действительно не замечают систематических пропаж небольших денежных сумм.

Манипулирование. В эту группу объединяют простейшие формы поведения, направленные на то, чтобы выманить из родных и близких деньги, не прибегая к воровству.

«Шантаж» – выпрашивание денег под предлогом того, что случилось что-то страшное как с самим подростком, так и с его друзьями. Самый частый прием шантажа – рассказ о собственных долгах и угрозах для жизни, с ними связанных.

«Динамомашина» – стратегия поведения направлена на то, чтобы выпросить деньги с помощью невыполнимых обещаний. «Я буду каждый день убирать квартиру, но сегодня мне нужны деньги», «Я поздравлю бабушку с днем рождения, но мне нужно для этого 500 рублей». Родители, как правило, не контролируют выполнение обещаний. Их успокаивают слова-обещания сами по себе. Таким образом подростку проще всего добиться денег от родителя или знакомого противоположного пола. Папы легче верят обещаниям дочек, а мамы – сыновей.

«Игра на понижение». Тактика поведения, направленная на выпрашивание маленьких денежных сумм под предлогом необходимой большой суммы. «Мама, дай 500 рублей, моей знакомой срочно надо купить лекарства… Ну не можешь дать 500, дай хотя бы 100 рублей». Мысль, что большую сумму отдавать не надо, приносит родителям и знакомым облегчение, и они легко расстаются с маленькой суммой.

«Разделяй и властвуй». Чаще всего истории, которые подростки рассказывают родителям с целью получить от них деньги, подразделяются на истории для пап и истории для мам. Польщенные «доверием» ребенка, мамы и папы ничего не рассказывают друг другу ни о «тайнах», ни о выданных ребенку деньгах.

IV. В ы с т у п л е н и е   в р а ч а - н а р к о л о г а, специалиста РНК «Вы должны знать, что…» (врач-нарколог рассказывает об основных признаках употребления наркотиков, последствиях и осложнениях после употребления ПАВ).

1. Внешние признаки употребления наркотиков:

– неестественно расширенные или суженные зрачки;

– покрасневшие или мутные глаза, замедленная невнятная речь;

– состояние опьянения без запаха алкоголя;

– плохая координация движений;

– заторможенность, погружение в себя или суперактивность;

– бледность кожи;

– хронический кашель.

2. Очевидные признаки употребления наркотиков:

– следы от уколов, порезы, синяки;

– свернутые в трубочку бумажки, фольга;

– маленькие ложечки, капсулы, бутылки;

– неизвестные таблетки, порошки.

3. Изменения в поведении:

– нарастающее безразличие, потеря интереса к участию в делах семьи;

– уходы из дома и прогулы в школе;

– ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться;

– бессонница, чередующаяся с сонливостью;

– сверхболезненная реакция на критику, немотивированная агрессивность;

– частая и резкая смена настроения;

– участившиеся просьбы дать денег или появление сумм неизвестного происхождения;

– пропажа из дома ценностей, книг, одежды и других вещей или предметов;

– частые необъяснимые звонки, резко изменившийся круг друзей;

– вранье по любому поводу (но обманывает как-то лениво, не тратит усилий на то, чтобы ложь была правдоподобной).

4. Последствия и осложнения:

– похудение (дефицит веса составляет до 30–40 кг);

– снижение иммунитета (смерть может наступить от любой инфекции);

– выпадение зубов, волос, ломка ногтей;

– телесные повреждения:  нагноения,  рубцы;

– энергетическое снижение: вялость, утомляемость;

– эгоцентризм, пренебрежение интересами самых близких людей;

– психическая опустошенность;

– рассеянность, затруднение концентрации внимания, нарастающие расстройства мышления, памяти.

V. В ы с т у п л е н и е   п с и х о л о г а (психолог дает рекомендации родителям о том, как уберечь детей от этого зла и что делать, если возникли подозрения, что ребенок употребляет наркотики).

Сегодня алкоголь и наркотики часто становятся частью молодежной субкультуры. Это реальность, в  которой живут наши дети. Изолировать их от этой реальности, просто запретив гулять в неположенных местах, посещать дискотеки, дружить с теми, кто вам не нравится, невозможно.

Как уберечь детей от этого зла?

– Учитесь видеть мир их глазами, чаще вспоминайте о том, как вы были детьми.

– Учитесь слушать. Чаще выслушивайте своего ребенка, не отталкивайте его, общайтесь с ним.

– Говорите о себе, чтобы и ребенку было проще говорить о себе.

– Не запрещайте чего-либо безапелляционно. Выражайте свое мнение, задавайте вопросы.

– Присматривайтесь к друзьям своего ребенка, проявляйте к ним интерес, старайтесь, чтобы ребенок стремился познакомить вас со своими друзьями.

– Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему помощь и поддержку.

– Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается решить их самостоятельно, помогите ему.

– Предоставьте ребенку все необходимые сведения о наркотиках (как отрицательные, так и положительные моменты). Помогите сделать правильный выбор между кратким мигом удовольствия и необратимыми последствиями для здоровья и жизни.

– Научите ребенка говорить «нет», чтобы ему легче было противостоять давлению сверстников.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок все-таки употребляет наркотики:

– Не отметайте ваши подозрения. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте, если ваш ребенок даже попробовал наркотик, это не значит, что он наркоман.

– Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока не справитесь со своими чувствами.

– Не читайте мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка.

– Поддержите вашего ребенка, проявите понимание и заботу.

– Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию; если ваш ребенок отказывается идти с вами, придите сами.

– Оставайтесь открытым для своего ребенка. Оказывайте ему поддержку.

VI. А н к е т а.

Родителям предлагается небольшая анкета, которая поможет им понять, можно ли считать их отношения с детьми благополучными или необходимо что-то срочно изменить, чтобы избежать беды.

Д о п у с т и м ы е   о т в е т ы: «да», нет», «отчасти», «иногда»

За каждое «да» – 2 балла.

«Отчасти», «иногда» – 1 балл.

«Нет» – 0 баллов.

1. Считаете ли вы, что у вас  в семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на «детских праздниках», или предпочитают проводить их без взрослых?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

11. Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, ходите ли в туристические походы?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их увеличения.

VII. «Г д е  и с к а т ь   п о м о щ и   и   п о д д е р ж к и?».

Знакомство родителей с информацией о службах системы профилактики наркомании (телефоны, адреса):

– районный наркологический кабинет;

– областной наркологический диспансер;

– областной центр профилактики ВИЧ-инфекции (ЦЕНТР-СПИД);

– областной центр социальной помощи семье и детям.

VIII. О т в е т ы   с п е ц и а л и с т о в на вопросы родителей (по необходимости – индивидуальные консультации).

IX. И т о г   с о б р а н и я.

Уважаемые родители! Мы предоставили вам сегодня информацию, которую, надеемся, вы обсудите со своими детьми. И помните, что близкие, теплые, доверительные отношения между родителями и детьми – лучшая защита от наркотиков. И самое главное правило – старайтесь быть для ребенка образцом для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям на каждый день.

Материал содержит полезную информацию для родителей....

Советы родителям на каждый день

        Этот материл познакомит родителей с советами на каждый день, выполнение которых ведет к взаимопониманию; Поможет родителям узнать, что можно говорить ребенку, а что ...

«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».

                                          Здоровье - это возможность возможностей....

Здоровье, полезные советы на каждый день

Разработка содержит презетацию и разрабоку класнсого часа для 9 класса по формированию здорового образа жизни....

"Советы на каждый день"

Рекомендации подготовлены для выпускников детского дома....

Родителям "Советы на каждый день"

Советы родителям на каждый день по воспитанию подростка...