Сотрудничество семьи и школы – залог успешного решения задач воспитания школьников
статья по теме

Дегтярева Светлана Анатольевна

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество семьи и школы – залог успешного решения задач воспитания школьников

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Внимание, любовь, заботу

Своим мы детям отдаем.

Родитель – трудная работа,

Но есть в ней смысл, раз мы живем.

Объединим свои порывы!

Я повторяю много раз,

Что дети – это наша сила!

И процветание России

Зависит только лишь от нас!

Как привлечь родителей к участию в жизни класса

Работу с родителями учащихся своего класса я начинаю со знакомства и анкетирования. Создаётся банк данных, который содержит в себе  информацию о ребенке, родителях и семьях учеников. (Приложение 1). Данные анкет позволят вам быстро составить социальный паспорт класса, определить направления работы с классом и родителями.

Н-р, 1 октября – день пожилого человека, а у вас уже есть данные о бабушках и дедушках.

Чтобы увлечь детей, мотивировать их и родителей к совместной деятельности, новый учебный год нужно начинать ярко! Поэтому первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся.

Н-р, на классном часе в пятом классе мы отправились в путешествие по стране Знаний на корабле, который назвали «Победа». Договорились, что этот  кораблик - наш класс. И мы вместе поплывем по океану знаний до самого окончания школы. Но что бы кораблик двинулся в путь - нам нужен парус. Давайте смастерим его вместе. У каждого на парте лежит «лоскуток» паруса - напишите на нем свое имя. Предлагаю добавлять к своему имени  слово или несколько слов, характеризующих вас.  А теперь мы соберем все «кусочки» паруса вместе.

Каждый ребенок называет себя по имени, к какому он привык. Затем наклеивает «лоскуток»  с именем на «кораблик». (Например, меня зовут Света, я умная и красивая)

Смотрите, наш парус из лоскутов, но они крепко пришиты друг к другом. Оторвется один – и

кораблику хода нет. Поэтому нам нужно крепко держаться друг за друга.

А если вдруг придет буря или наступит штиль, нам в пути нужны добрые помощники – папы и мамы, дедушки и бабушки.

Назвать помощников и попросить их прикрепить «весла» к кораблю.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

- психолого-педагогическое просвещение родителей,

 - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,

- участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляю на  родительских собраниях.

Стараюсь разнообразить формы проведения родительских собраний: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры.

Один из видов так называемой практики – это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании своего ребенка, а что не очень и требует исправления.

Я провожу различные исследования (анкетирование,  сочинение – размышление, тестирование и пр.), позволяющие вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться со мной как классным руководителем, посещать школу.

Анкетирование как метод исследования позволяет, учителю одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные с данными предыдущих лет, увидеть тенденцию развития. Не всегда в анкете родители дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения. Тогда  одновременно даю анкету для заполнения родителям,  детям и сама отвечаю на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребенка.

Получив ответы на  вопросы от родителей и их детей, имея свою характеристику каждого ребенка, учитель может сделать определенные выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании. (Приложение 2)

Как метод изучения семьи использую сочинения. Для этого можно попросить родителей написать небольшое сочинение на темы  «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это...». Сочинения можно поручать и детям: «Как я провел лето», «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Наша любимая книга в семье» и др.

В преддверии праздников, я попросила написать сочинения о маме и папе. Зная, как трудно для детей научиться излагать свои мысли, провожу для родителей консультацию и выдаю памятку.  (Приложение  3)

В подготовке родительского собрания выделяю следующие этапы.

Этап I. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

Опыт показывает, что сначала разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения участия школьников в образовательном процессе. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому мне кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Мне не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречает  приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания.

 Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. (Приложение 4)

Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

— Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».

- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя.

- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах,  финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

Этап III. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, оформить протокол собрания.

  1. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, один-два энтузиаста всегда находятся, надо только правильно использовать свои знания о семье.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- Приглашение родителей на открытые уроки и внеклассные мероприятия.

- Привлечение родителей к организации экскурсий. Н-р, родители моего класса вывозили детей в краеведческий музей, бассейн,  спортивные мероприятия.

- Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Н-р, традиционно мама ученицы проводит классный час по изготовлению открыток к Дню пожилого человека.

- Родителей можно привлекать к проектной исследовательской деятельности.

Н-р, выполняя проект «Кириешки: польза или вред», мама ученицы научила детей класса сушить домашние сухарики, как альтернативу «Кириешкам». А в другой семье родители совместно с детьми проводили предпосевную обработку семян укропа для выращивания зелени в зимне-весенний период.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов.

1.3. Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе можно организовать с помощью следующих форм деятельности: - участие родителей класса в работе совета школы, - участие родителей класса в работе родительского комитета.  

Родительский комитет – представительный орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа актива родителей класса, которая призвана стать связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса.

Для того чтобы родительский комитет был активной, инициативной силой и мог оказать действенную помощь в организации всех направлений учебно-воспитательной работы, в его состав должны входить родители самых разных профессий и наклонностей.

 

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

                                                                        Приложение 1

Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

ФИО ребенка__________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________

Адрес по прописке   ___________________    Адрес фактического проживания__________

Телефон ребенка   _________________           Телефон домашний______________________

ФИО мамы (мачехи, опекуна) ______________                     Дата рождения_______________

Образование __________________________________________________________________

Место работы, должность, рабочий телефон_______________________________________

ФИО папы (отчима)  ______________                             Дата рождения__________________

Образование __________________________________________________________________

Место работы, должность, рабочий телефон________________________________________

Братья и сестры, дата рождения, место их пребывания_______________________________

_____________________________________________________________________________

Дедушка и бабушка со стороны мамы_____________________________________________

Адрес проживания, телефон______________________________________________________

Дедушка и бабушка со стороны папы______________________________________________

Адрес проживания, телефон______________________________________________________

                                                                        Приложение 2

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

0- симптомы отсутствуют;  1- слабо выражены;   2- умеренно выражены; 3-ярко выражены

Показатели состояния

0

1

2

3

Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу

Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписание, требует постоянного контроля со стороны родителей.

Возвращается из школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный.

Наблюдаются частые жалобы на усталость, головную боль, головокружение, тошноту.

К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться, долго не может уснуть.

Сон беспокойный, с неприятными сновидениями. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится»

Отмечаются такие нарушения: подергивание век, заикание, разного рода страхи, или навязчивости, «вредные привычки» (сосание пальца, обкусывание ногтей и т.п.)

В домашних условиях характерны постоянная возбужденность, неспособность организовать свою деятельность, капризы, ссоры, неадекватное поведение

Очень болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливость учителя.

Самостоятельно работать не может, требует постоянного контроля. Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается и т.д.

Суммарный балл

Если суммарный балл находится в пределах 0-15 –состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения.

Если суммарный балл -15-20 , то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают.

Если суммарный балл составляет больше 20, то это свидетельствует о значительном напряжении, ухудшении психического здоровья.

2. Заполнить таблицу. (поставьте галочку в нужной клетке.)

1.Воп: Сколько часов в день обычно смотрят телевизор или играют с компьютером в вашей семье?

Не

смотрим

до 1 часа

2 часа

3 часа

и более        

Мать

Отец        

Дети          

2.Вопрос: Курят ли в Вашей семье в присутствии детей?        (поставьте галочку в нужной клетке)

Да, почти

всегда

Иногда

Никогда

Мать

Отец        

 3. Вопрос: Хотели бы отец и мать бросить курить сейчас и почему?  (поставьте галочки в клетках).

Нет

Да, ради своего здоровья

Да, ради здоровья детей

Да, чтобы не быть плохим примером детям

Мать        

Отец         

4. Вопрос: Какие привычки питания имеются у взрослых членов семьи и детей?

Взрослые

Дети        

Едим много сладкого        

Едим много фруктов        

Едим много жирной пищи, много масла        

Едим много сырых овощей

Любим и едим все острое

Любим все соленое и подсаливаем пищу        

Любим кириешки, чипсы, газировку

Придерживаемся режима питания        

Приложение 3

Памятка "Как написать сочинение о папе"

1. Начните сочинение с вступления. В нем напишите о том, почему вы выбрали эту тему для сочинения. Можно также начать творческую работу с тезиса о том, что папа - это ваш самый верный друг и товарищ. Если вы знакомы с интересным стихотворением или высказыванием о папе, используйте его в качестве эпиграфа к сочинению. Назовите имя папы.

2. Основную часть сочинения разделите на несколько частей (абзацев). Начните основную часть с описания внешности папы. Напишите о том, какие у него глаза (цвет, выражение), какие волосы, форма носа, подбородка и т.д. Вы можете сообщить о том, как меняется выражение лица у папы, когда он грустит или радуется, задумывается или сердится.

3. Опишите фигуру папы. Если он имеет спортивное телосложение, то напишите об этом. Стоит подчеркнуть, что вы также стремитесь иметь хорошую, подтянутую фигуру и поэтому занимаетесь спортом вместе с папой.

4. В следующем абзаце опишите привычки и увлечения отца. Если он увлекается спортом, имеет спортивный разряд или просто любит по выходным дням кататься на лыжах или коньках, играть в футбол или теннис или он ходит на охоту и рыбалку и берет вас с собой, сообщите об этом в сочинении. Если ваш папа любит играть в шахматы или в шашки, и вы с ним устраиваете настоящие турниры, то это замечание будет важным дополнением в вашей работе. Напишите также о том, какие книги он любит читать, какую музыку слушать. Если папа любит смотреть художественные фильмы, то сообщите о том, какие жанры ему наиболее интересны и какие актеры нравятся.

5. Отметьте в сочинении, помогает ли вам отец в выполнении домашнего задания, интересуется ли вашей школьной жизнью.

6. Вспомните и опишите какой-нибудь наиболее показательный (на ваш взгляд) случай, который бы с положительной стороны раскрывал черты характера папы: смелость, ответственность, выдержку, умение держать данное слово, доброту и т.д.

7. Опишите службу в армии папы (когда, где, в каких войсках?)

8. В заключении напишите о вашем отношении к папе: о том, что вы его любите и уважаете, гордитесь им и хотите быть на него похожим. Закончите предложения:

Я люблю, когда мой папа …

Я хочу, чтобы мой папа всегда…

Мне не нравится, когда папа …

Когда я буду отцом, я никогда … (для мальчиков)     Когда я буду взрослой, мой муж будет похож… (для девочек)

Приложение 4

Идеи для начала родительских собраний

Идея 1. Мы разные, но  мы вместе.

При входе в класс, родители выбирают один из знаков и садятся за соответствующий стол. Когда все рассядутся, учитель, прочтёт характеристику каждого знака

Учитель: Здравствуйте! Итак, вы разделились на 4 группы: квадраты, треугольники, круги и волны. Оказывается, по тому, какую фигуру вы выбрали, можно судить о вашем характере. Послушайте несколько слов о себе.

I    Характеристика знаков

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

Идея 2. «Художники»

Я предлагаю сейчас каждой команде нарисовать коллективный рисунок. Рисовать можно что угодно: пейзаж, человечка, животное какое-то и т.д. Одно условие: рисовать должен каждый. Напоминаю, у вас должны получиться не несколько разных рисунков на одном листе, а один общий рисунок. Посоветуйтесь, прежде, чем начать рисовать. Эти рисунки станут подарком вашим детям

Какие замечательные рисунки у вас получились! Каждый внёс свою лепту! Хочется пожелать, чтобы вот так же каждый из вас принимал участие в делах класса, хотелось бы, чтобы мы все делали сообща.

 

Идея 3 «Детская кричалка»

Крикните громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Идея 4 Притча «Всё в твоих руках»

Начать сегодняшний разговор о наших детях, об их проблемах я хотела бы с притчи.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Уважаемые родители! В ваших руках жизнь наших детей. Как организуем работу. Так и будем жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Семья и школа - залог успешного воспитания ребенка"

Целью данного проекта является создание условий  для активизации  воспитательных функций  родителей  через   вовлечение их  в единое образовательно - воспитательное ...

Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка

Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...

Сотрудничество семьи и школы – залог психологического здоровья ребенка.

От согласованности школы и семьи зависит многое: продвижения ребенка, его успехи и достижения - его будущее. Фундаментом всего является конечно же здоровье....

«Взаимодействие семьи и школы – основа для гражданско-патриотического воспитания школьника».

Материалы для классного руководителя по вопросу гражданско-патриотического воспитания школьника....

Выступление на родительском собрании «Сотрудничество семьи и школы в работе по физическому воспитанию детей »

        С началом обучения ребенка в школе происходит смена ведущего вида его деятельности; игровая деятельность сменяется учебной. На уроках физкультуры процесс смены видов...