Методический материал для проведения родительского собрания по теме «Законы воспитания. Традиции семьи»
материал (5 класс) по теме

Методический материал для проведения родительского собрания по теме «Законы воспитания. Традиции семьи». Создан в соавторстве с учителем русского языка и литературы Макаровой М.А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с родителями80 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Методический материал для проведения родительского собрания по теме

«Законы воспитания. Традиции семьи»

                 Авторы-составители:

                             

                              Батурина Ольга Николаевна,

                                                         учитель русского языка, литературы, МХК,                                                    

                                                         I категория,                                        

                                         

                                       Макарова Марина Александровна,

                                            учитель русского языка и литературы,

I категория.

                                                         МБОУ «СОШ с УИОП №66» г. Кирова

Пояснительная записка

Цель родительского собрания:

1.Помочь родителям преодолеть  трудности в установлении контактов с детьми и научить их понимать своего ребенка.

2.Повысить уровень педагогической культуры родителей.

 Задачи:

1.Приобщение родителей к жизни класса.

2.Изучение семьи с целью совместного педагогического воздействия на ребенка.

3.Пробуждение желания увидеть проблемы ученика изнутри.

4.Использование образовательного  потенциала родителей.

  По проблеме семейного воспитания сказано достаточно много, в разработке данного дела мы опирались на традиции православной семьи, традиционный для русской культуры взгляд на роль родителей в воспитании детей.

  Большую роль в выполнении задач мероприятия  сыграло не столько само собрание, сколько большая подготовительная работа к нему. Именно она сплотила коллектив родителей-детей-учителей.

  Данный вариант предполагает активную работу родителей не только в течение  подготовки собрания, но и во время его проведения, что является особенно ценным в плане возможности увидеть проблемы ребенка изнутри и создании атмосферы взаимопонимания.

План

  1. Подготовительная работа.
  2. Ход собрания:
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа в группах.
  3. Подведение итогов.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексия.
  1. Приложения.
  2. Литература.

Законы воспитания. Традиции семьи

Родить детей – дело природы, но

образовать и воспитать их в добродетели

- дело ума и воли.

                            Св. Иоанн Златоуст

 Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

           Л.Н.Толстой

 Подготовительная работа заключается в следующем:

  • Написание сочинения на одну из тем: «Моя мама», «Мой папа», «Традиции нашей семьи», «Моя семья» (приложение №1.Примерный план).
  • Оформление фотовыставки «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!..» (счастливые эпизоды жизни каждой семьи).
  • Создание «памятки»-стихотворения (приложение №2).
  • Пословицы о семье (приложение №3).
  • Анкетирование детей  (приложение №4).
  • Анкетирование родителей (приложение №5).
  • Создание рассуждения каждым ребенком на тему «Если бы я был папой (мамой), то проявил бы любовь к ребенку так…»

Ход собрания

  1. Вступительное слово учителя.

Конечно, никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменить мать и отца в воспитании. Только они могут заложить в ребенке фундамент добра, предостеречь от зла. Школа, в лучшем случае, дает азбучные истины. Научить детей благочестию могут только родители. Но, к сожалению, таких правильных семей мало, поэтому учитель должен помочь родителям.

Редкие родители могут похвастаться тем, что воспитывают своих детей, как следовало бы. Даже у благочестивых родителей могут быть дети с трудным, неожиданным характером. Все дело в том, что многие родители бывают так сильно ослеплены любовью к детям, что не хотят видеть в них ничего дурного и бывают глухи к советам, которые им дают. Только когда детские пороки становятся невыносимыми, они начинают задумываться, но, к сожалению, часто уже бывает поздно. Другие родители стараются оправдывать дурные поступки детей и даже скрыть их, утверждая, что, дескать, малы они, подрастут – поумнеют, поймут сами. Такие родители забывают, что с ростом детей возрастут и дурные привычки. Когда в доме начинается пожар, то не говорят: «Ах, это только уголек», - но изо всех сил зовут на помощь. Поэтому нельзя ждать, когда в детях запылает огонь страстей. Тем более нельзя ждать, когда дети поумнеют. Известно, что и в тюрьмах сидит немало разумных людей, но разум они обрели слишком поздно.

                                                Несколько важных советов

Надо помнить, что телесный рост детей идет быстро и сильно, но еще быстрее  - душевное развитие. Человек сам по себе не становится добрым и честным. Поэтому начинать воспитывать надо как можно раньше. Этому же учит нас и Святая Церковь, которая всегда уделяла большое внимание делу воспитания. Вот, к примеру, высказывание митрополита Макария (Невского): «Ныне много знания, но мало воспитания. Воспитание, даваемое школой, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители и семейные не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни и благочестия, какие им дают в школе. Поэтому на родителях лежит обязанность заботиться не только об образовании детей науками, но и о добром их воспитании. Но для этого они должны учиться умению воспитывать детей».

Такому умению воспитывать детей им обязан помочь учитель, который может рекомендовать книгу «Христианское воспитание», где  напоминаются основы христианской педагогики:

  1. Родители обязаны познакомить детей с жизнью Спасителя, с Его значением для человечества, Его учением. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. (Св. Феофан Затворник.) Это нужно для того, чтобы в зрелом возрасте, когда соблазны окружают человека со всех сторон, когда злые страсти будут действовать сильнее. Он сумел бы сохранить добрые обычаи и христианские привычки. Такого ребенка легче повернуть на правильный путь, если он собьется с него. Мать должна познакомить детей с жизнью первых людей в раю, рассказать, как им было там хорошо, пока они не ослушались Бога. Пусть узнают дети о том, как Адам и Ева нарушили послушание, и через это самих себя и других сделали несчастными. Пусть возрадуются, услышав о рождении чудесным образом Спасителя нашего от Его Святой Матери. Пусть почувствуют трепет, узнав о мире видимом и невидимом, об ангелах-хранителях. У каждой матери-христианки в доме есть иконы, и чем раньше она познакомит детей с ними, с Крестом, силой его воздействия, тем лучше. Только воспитание детей в благочестии позволит вырастить их послушными. Учась познавать волю Божию с детства, дети научатся выполнять волю родителей и исполнять свои обязанности по  отношению к ним.
  2. Необходимо говорить о важности послушания и воспитывать его. Для этого нужно, прежде всего, создать благоприятную почву дома. В семье не должно быть духа вольнодумии, неуважения к Заповедям Божьим. Родители обязаны научить ребенка уважать авторитеты. Сначала это будет авторитет мамы, бабушки, деда, старших.
  3. Надо привить детям уважение к воле старших, так как их собственная воля еще слаба, отягчена грехами и склонна ко злу. Для этого необходимо не допускать у ребенка своеволия. Упрямства. Это совсем не значит наложить запрет на все желания детей. Ребенок должен понять, что в семье прислушиваются к его мнению и запросам, но последнее решение – за родителями. На все недозволенное должен быть запрет. Уступчивость к капризам вызовет появление в обществе нового эгоиста.
  4. Воспитательные действия в семье необходимо производить согласованно. Что запретил один, другой отменить не может. Не допускать своенравия детей. Следить, чтобы ребенок не покрикивал на младших в семье, но помнить, что младшие всегда смотрят на пример старшего, и поэтому к воспитанию старшего ребенка нужно приложить особые усилия, которые оправдают себя впоследствии.
  5. Необходимо воспитывать почтение ко всем старшим, тем более, что сама природа наделила детей этим чувством, Например, они с почтением относятся к учителю, взрослому, даже если видит его впервые.
  6. Родители обязаны уважать друг друга и показывать это перед детьми. Нельзя допускать бранных слов, произносить сравнения типа: « ты такой же, как …» и т.п. Нельзя допускать фамильярного отношения детей к родителям, не надо заигрывать с ним: серьезно-ласковый отец пользуется большим уважением у детей, чем тот, который позволяет себе паясничество.
  7. Необходимо показывать детям свою любовь – строгую, уважающую, разумную. Нельзя быть равнодушным к детским обидам, бедам. Покажите, что вы любите детей, что рады, что они у вас есть. Не допускайте подозрительности, которая оскорбляет.
  8. Приучайте детей к самоограничению, к довольству тем, что они имеют, учите за все благодарить Бога, призывать помощь «милость Божию».

Сила примера

            Безусловно, главная роль в воспитании принадлежит примеру родителей, недаром существует пословица: «Яблочно от яблоньки недалеко падает». Дети очень часто копируют своих родителей, даже отрицательные свойства отца и матери. Поэтому важно знать свои недостатки и страсти и стремиться их изжить.

В легендах, сказках существует немало описаний, когда во время поединка двух главных сил, если один погибает, то в страхе разбегаются стоящие за его спиной воины. Так и в наших страстях – когда уничтожается основной корень, погибают остальные пороки. Кто хочет осушить ручей, тот должен преградить его исток. Это относится и к воспитанию. Самое главное для родителей – узнать и постараться изжить главный свой недостаток. Одни склонны к тщеславию, другие – к скупости, своекорыстию, третьи – к лени и праздности и т.п. Эти недостатки могут быть наследственными, тогда бороться с ними гораздо труднее. Нелишне родителям поинтересоваться мнением о себе у своих детей. Ценно также мнение учителя, воспитателей, с которыми дети проводят много времени. Они видят семью  со стороны. И не обижаться надо на их замечания, а благодарить за них и помнить, что  только «нечестивый не любит обличающих его, и к мудрым не пойдет» (Притчи. 15,12). Очень важно не упустить время, и чем раньше начнется исправление, тем больше шансов на успех.

По ходу выступления педагога на доске появляется следующая запись: СЕМЬЯ -   это ДОБРО

                         ЛЮБОВЬ

                         ПОНИМАНИЕ

                         УВАЖЕНИЕ

                         САМООГРАНИЧЕНИЕ

                         РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР

                         СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Учитель знакомит присутствующих с результатами анкет родителей и детей.

  1. Деление на группы.

При входе в кабинет родители получали одну из пословиц (Приложение №3). Группы создаются по общности крылатых выражений. Мы рекомендуем образовать 3 группы, поэтому выдавать надо только 3 вида пословиц. Вопросы для обсуждения:

  • Над чем вас заставили задуматься результаты анкетирования?
  • Что нового вам открыли сочинения детей?
  • Какие традиции есть у вас в семье?

  Во время групповой работы родители знакомятся с сочинениями своих детей, во время ответов на последний вопрос привлекаются материалы фотовыставки.

  1. Итогом собрания могут быть
  1. Поэтические строки  

                  Дом, как известно всем давно,

               Это не стены, не окно,

               Даже и стулья за столом,

          Это не дом, это не дом.

          Дом  - это там, куда готов

          Ты возвращаться вновь и вновь

          Яростным, добрым, нежным, злым

          Еле живым, еле живым.

          Дом - это там, где вас поймут,

          Там, где надеются и ждут,

          Там, где забудешь о плохом, —

               Это твой дом,  это твой дом.

2.Легенда. В Древнем Китае жила семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва не преувеличила, император спросил старейшину семьи: «Как вам удается жить в мире и согласии, не ссорясь  и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал одно слово. Какое? (Терпение)

  1. Домашнее задание. Прочитать в спокойной домашней атмосфере стихотворение А.Лопатиной «Дружите с детьми» (приложение №2).
  2.       Рефлексия.

Родителям предлагается закрыть глаза, вспомнить свое детство, то, что радовало, обижало, и,  придя домой, обнять ребенка и сказать ему о своей любви.

Родители получают конверты, где лежат рассуждения детей на тему «Если бы я был папой (мамой), то проявил бы любовь к ребенку так…» Письмо это секретное и обсуждению ни с кем не подлежит!

Приложение №1

Сочинение на тему «Моя мама», «Мой папа»

Цель – создать узнаваемый портрет мамы или папы (автор работы не указывается). Предусматривается, что родитель, прочитав, найдет сочинение своего ребенка (узнает сам себя).

План

  1. Портрет.
  2. Привычки, любимые занятия.
  3. Профессия.
  4. Мое отношение к родителю.

Приложение №2

Стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми»

 Не жалейте время для детей,

 Разглядите взрослых в них людей,

 перестаньте ссориться и злиться,

 Попытайтесь ними подружиться.

 Постарайтесь их не упрекать,

 Научитесь слушать, понимать.

 Обогрейте их своим теплом,

 Крепостью для них пусть станет дом.

 Вместе с ними пробуйте, ищите,

 Обо всем на свете говорите,

 Их всегда незримо направляйте

 И во всех делах им помогайте.

 Научитесь детям доверять –

 Каждый шаг не нужно проверять,

 Мненье и совет их уважайте,

 Дети – мудрецы, не забывайте.

 Взрослые, надейтесь на детей

 И любите их душою всей

 Так, как невозможно описать.

 Вам тогда детей не потерять!

Приложение №3

Пословицы о семье

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.
  2. Когда семья вместе, то и сердце на месте.
  3. На что клад, коли в семье лад.
  4. Дружная семья гору свернёт.
  5. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
  6. В хорошей семье хорошие дети растут.
  7. В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  8. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  9. Дерево держится корнями, а человек семьей.
  10. Жизнь родителей в детях.
  11. Не будет добра, коли в семье вражда.
  12. Семья — опора счастья.
  13. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
  14. При солнышке тепло, при матери добро.
  15. В своем доме и стены помогают.

Приложение №4

Анкета для учащихся

  1. Что вы больше всего цените в своих родителях?
  2. Как вы оцениваете свои взаимоотношения с родителями?
  3. Следует ли улучшить эти взаимоотношения и как это можно сделать?
  4. Какие положительные качества своих родителей вы хотели бы перенять?
  5. Как вы проводите свободное время вместе с родителями?
  6. Когда вы станете родителями, что вы измените в семье?

Приложение №5

Анкета для родителей

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети "по душам", советуются ли "по личным делам"?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Бывают ли они у вас дома?
  6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  8. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
  9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  10. А "детские праздники" - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их "без взрослых"?
  11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  12. А телевизионные передачи и фильмы?
  13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
  14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
  15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Анкета для родителей  старшеклассников

  1. Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваш ребенок подготовлен к жизни? Что даёт вам основание для такого вывода?
  2. Какие черты характера вашего сына (дочери) привлекают к нему (к ней) людей?
  3. Есть ли недостатки в нравственном развитии вашего ребенка? Как они сказываются в вашей семье?
  4. Как ваша семья помогает сыну (дочери) формировать позитивное отношение к себе, окружающим людям, учебе, труду, жизни?
  5. Кто оказывает на вашего сына (дочь) наибольшее влияние: друзья, учителя, родители, другие члены семьи или…?
  6. Что действует на вашего сына (дочь) больше всего: требование, убеждение, совет, пример, наказание или …?
  7. На какие особенности вашего ребёнка, на ваш взгляд, следует обратить особое внимание?

Анкета для родителей подростка

  1. Какова обстановка в семье, характер семейной жизни, кто занимается воспитанием ребенка? Какие трудности есть в воспитании?
  2. Есть ли у сына (дочери) постоянные трудовые обязанности. Каковы они? Как он (она) относится к их выполнению?
  3. С кем дружит? Как относится к товарищам? Склонен больше руководить или подчиняться? Ссорится ли с товарищами? Причины ссор?
  4. Как относится к родителям и другим членам семьи? К чьему мнению прислушивается? Наказывают ли его (её)? За и что и как? Какие формы одобрения и поощрения используете?
  5. Как ваш ребенок относится к школе? Охотно ли идет в школу, готовит уроки? Рассказывает ли о школе? Что именно? Что нравится и что не нравится в школе?
  6. Какие качества характера присущи ему в наибольшей мере?
  7. Что действует на него больше: ласка, просьба, совет, требование, угроза, наказание или...?
  8. Что вас особенно беспокоит в поведении и характере ребенка?

Литература

1.Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме « Нравственность».- М. ,2006.

2.Екименкова, В. Уроки благочестия / В.Екименкова / Воспитание школьников.-2001.№2.-С35-38

3.Изучение школьника в семье. Воспитание школьников.-2001.№2-С12-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения родительского собрания

Материал содержит методическую разработку и презентацию к нему...

Конспект родительского собрания на тему "Экологическое воспитание в семье"

Воспитательная программа на 2012-2013 учебный год является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате, составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания....

Материал для проведения родительского собрания по теме "Воспитание толерантной личности"

Материал для проведения родительского собрания по теме "Воспитание толерантной личности"...

Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»

Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....

Методическая разработка для проведения родительского собрания на тему: "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"

В данной разработке для педагогов дополнительного образования, есть план проведения мероприятия, этапы подготовки к собранию, включая анкеты для родителей и детей, рекомендации по ведению собрания....