Беседа с родителями по теме: «Первые проблемы подросткового возраста»
консультация (6 класс) по теме
Цель беседы - помочь родителям понять значение физиологических и психологических изменений, происходящих в жизни подростка; обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме:
«Первые проблемы подросткового возраста»
Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством.
Я думаю, что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность…
Ж.-П. Сартр
Задачи: Помочь родителям понять значение физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
Подростковый возраст (11-15 лет)
- Перестройка организма ребенка – половое созревание
- Границы этого периода достаточно неопределенны
- Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых
Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом
§1. Пубертатный кризис
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме
- Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес
- Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
- Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
- Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
- Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
- Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
- Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
§2. Развитие психических функций
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, операции становятся формально-логическими (подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане),рассуждает гипотетико – дедуктивно (на основе общих посылок подросток строит гипотезы и проверяет их)
Подросток
- Умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи
- Способен на системный поиск решений
- Проверять логическую эффективность подходов к решению новой задачи
- Находить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач
- Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.
Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.
Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях
- Рассуждает об идеалах, о будущем
- Иногда создает собственные теории
- Приобретает новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир
С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становлении основ мировоззрения.
- Приобретает взрослую логику мышления
интеллектуализация восприятия и памяти
развитие различных видов речи
развитие воображения
§3 Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и « Я-концепция »
Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права.
Подражание взрослым
- Внешний облик
- Манеры
- Развлечения (поездки за город, дискотеки)
- Романтические отношения (свидания, записки)
Чувство взрослости –
отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
- Центральное новообразование младшего подросткового возраста (11-13 лет)
- Особая форма самосознания, не жестко связанная с процессом полового созревания
Как проявляется чувство взрослости подростка?
- В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
- В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
- Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
- Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения
Как развивается детское самосознание?
- К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка
- В дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых, но дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично
- У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной, они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими
- К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, все чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувства
- Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания
Внутренний мир
- Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
- Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой
Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни
Реальное «Я»
- Представления о собственной внешней привлекательности
- Представления о своем уме
- Представления о своих способностях в разных областях
- Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах
Когнитивный (познавательный) компонент «Я-концепции»
- Познание себя
- Познание своих различных качеств
Оценочный и поведенческий компонент «Я-концепции»
- Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности
- Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников
Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе
Идеальное «Я»
Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального
- При высоком уровне притязаний
- При недостаточном осознании своих возможностей
Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию
- Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества
- У подростка развивается саморегуляция
§4 Подростковые реакции
Подростковая самостоятельность
- Стремление к эмансипации от взрослых
- Освобождение от опеки взрослых, контроля
- Разнообразные увлечения – неучебные занятия
Увлечения
Подростковый возраст без увлечения подобен детству без игр
Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет
- Потребность в самостоятельности
- Познавательные потребности и др.
Интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, лидерские, телесно-мануальные,
накопительские, информативно-коммуникативные
Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
- Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
- Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
- «Счастье – это когда тебя понимают»
- Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
- Взаимная симпатия
- Общие интересы, занятия
- Способы развлечений, место проведения свободного времени
Общение со взрослыми
- Влияние родителей уже ограничено
- Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
- Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Родительский контроль
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
Контроль может быть принципиально различным
- Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным
- Родители регулярно указывают детям, что им делать
- Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются
- Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей
- Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение
- Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет
Стили семейного воспитания
- Демократичный – родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей
- Авторитарный – родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно
- «Воспитание по типу Золушки» - высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку
- Гипоопека – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля
- Гиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками
- Противоречивое воспитание – отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность
Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков
§5 Личностная нестабильность и подростковые проблемы
- Личностная нестабильность – одна из ярких особенностей подросткового возраста. Проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме
- Нравственная неустойчивость – у ребенка ещё нет истинной нравственности т нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следуют для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение
- Неустойчивая самооценка – самосознание подростка во многом зависит от внешних влияний. Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает в себе все новые т новые черты
- Противоречивость характера и устремлений – подросток хочет быть таким же, как все, и пытается выделиться, отличаться любой ценой; борется с авторитетами, общепринятыми правилами и идеалами и обожествляет случайных кумиров
Подростковые проблемы
- Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания
- Противоправное поведение
- Самоубийства
К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства:
- Изолированность
- Отсутствие понимания в семье и школе
- Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт
Причины подростковых проблем разнообразны
- Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками
- Недостаточная загруженность реальными делами и скука
- Желание утвердиться и выделиться
- Протест против существующих в обществе норм и правил
- Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-614162-1427395737.jpg)
Родительское собрание на тему "Первые проблемы подросткового возраста"
Родительское собрание в 6 классе представлено конспектом и презентацией к нему....
Родительское собрание в 6 классе по теме "Первые проблемы подросткового возраста".
Родительское собрание в 6 классе по теме "Первые проблемы подросткового возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-540574-1485373828.jpg)
Родительское собрание на тему: "Первые проблемы подросткового возраста"
Родительское собрание на тему: "Первые проблемы подросткового возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-1082869-1542702797.jpg)
Беседа с родителями "Первые проблемы подросткового возраста"
Проблемные ситуации, которые можно предложить родителям в качестве тренинга...
Родительское собрание. Тема «Первые проблемы подросткового возраста"
Подростковый период судьбоносный, богат критическими моментами, трудностями, это своеобразный эскиз будущей взрослой личности, очертания которой всегда будут присутствовать на законченном портрет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-892924-1486828297.jpg)
Родительское собрание на тему: Первые проблемы подросткового возраста. 6 класс
Родительское собрание Первые прблемы подроскового возраста. 6 класс...