Семья - источник духовного развития человека
статья по теме

Краюшкина Ольга Владимировна

Статья посвящена проблемам духовного развития ребенка в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья – источник духовного развития человека

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения – все это создает благоприятную среду для эмоционального формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главнейшую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки.

 Когда ребёнок идёт в школу, он попадает в среду, где все дети из разных семей, с разным воспитанием, с разным представлением о мире. Он сталкивается  с разными моральными ценностями, этическими представлениями, с разными манерами и т.д. Например, ребёнок слышит, как выражаются нецензурно его сверстники, и не может этого понять, так как для него это дико, ибо в его семье так не выражаются, и употреблять

нецензурную речь считается для него аморальным. Поэтому ребёнок не понимает, почему же его одноклассники сквернословят, ведь это неправильно. Но дети, которые используют в своей речи нецензурные слова, вероятно, воспитываются в семье, где выражаться нецензурной бранью – в порядке вещей. Поэтому ребёнок не понимает, что это плохо. Даже если родители его ругают за плохие слова, но ведь сами они так делают, тем самым подавая пример ребёнку. Он думает, что, если папа и мама так делают, значит, в этом нет ничего плохого, просто мне ещё рано, я маленький, поэтому мне нельзя, а они взрослые. Но ведь в школе родители его не видят, значит, он может показать своим одноклассникам, каким взрослым он может быть, продемонстрировать, как ведут себя взрослые. И педагогам школы приходится объяснять таким детям нормы поведения в обществе, которые должны быть привиты, прежде всего, в семье.

Некоторые считают, что, если мальчик обижает девочку, значит, она ему нравится.  Задумываясь над данной ситуацией, можно предположить, что в семье такого мальчика отец проявляет жестокость к матери. Он знает, что папа любит маму, но также видит, как отец поднимает на неё руку. У ребёнка складывается мнение, что если ты любишь человека, то его нужно бить, проявлять к нему агрессию, жесткость.

Очень часто родители, занятые только своей работой и своим досугом, не знают, чем живет их ребенок, особенно подросткового возраста: кто его друзья, где он проводит время, в какие игры играет, как общается на страницах социальных сетей Интернета. И тогда мы имеем такие страшные случаи проявления равнодушия и жестокости среди подростков, которые способны фотографировать убитых детей (случай в Белгороде). Вероятно, не те книги этим детям читали в раннем детстве (и читали ли их вообще), не те песни пели, убаюкивая его. Отсутствие положительного примера в семье ведет к аморальному образу жизни: чрезмерному употреблению алкоголя, наркотиков, неприличному поведению на дискотеках и в ночных клубах.

Взаимоотношения семьи и школы важны как в первые годы пребывания ребенка в школе, так и в старшем возрасте. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумения поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили. Это самое прекрасное, солнечное чувство – любовь рождается в семье. В семье оно замыкается в великий , святой круг: любовь к родителям – с рождения, любовь к избраннику души – женщине, мужчине, любовь к детям, а у них вновь любовь к родителям… Этот круг не должен быть разорван! Без любви к детям даже при наличии педагогических знаний истинное воспитание невозможно.

И в то же время выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей». Есть несколько разновидностей неправильного воспитания детей или, как говорил Сухомлинский неправильной любви.

 Вот некоторые из них.

Чрезмерное умиление ребенком.  Ребенок, воспитанный в атмосфере чрезмерного умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ребенку кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Деспотическая любовь. Это форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и в человечность. В обстановке деспотичного воспитания, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Необходимо уважать детское желание быть хорошим и помнить, что сын или дочь – такой же человек, как и родители, его душа протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.

Родители читают детям нотации о том, как надо себя вести, дают им полезные советы, предостерегают от ошибок, а в итоге получают противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что поступки родителей не всегда соответствуют тому, о чем они говорят? Дети – это постоянные свидетели. Они видят падения родителей, срывы, провалы, как бы родители ни старались скрыть это, а часто и не скрывают этого.

Каждый человек должен понимать, какую ответственность он берёт на себя, а именно, воспитание человека, которому потом предстоит жить в обществе самостоятельно. И то, насколько ответственно молодые родители подойдут к этому, зависит целая жизнь. Ведь фундамент человеческой личности закладывается именно в семье. Затем ребёнок сам начнёт возводить свой небоскрёб, но если фундамент окажется некрепким, то рано или поздно небоскрёб разрушится.

Сильное воздействие на будущую жизнь ребенка оказывает атмосфера в семье. Если ребёнок живёт в семье, где родители постоянно ругаются, применяют жестокость в отношении друг друга, а порой и к самому ребёнку, то это сильно травмирует психику его. Если родители часто пьют, а в выпившем состоянии начинают скандалить, ругать ни за что ребёнка, и просто вести себя так, как в нормальных семьях не допускается, то они наносят сильный урон психическому здоровью ребёнка, что в последствие будет очень сильно сказываться на его жизни. Большинство всех проблем, причины которым родители пытаются искать в друзьях, школе, плохом окружении, в самом ребёнке, скрыты именно в семейных отношениях. Семья может оставлять в душе ребенка раны, которые не залечиваются до самой старости, а все нерешённые проблемы детства преследуют человека на протяжении всей жизни.

 Все проблемы должны решаться своевременно. То, какого человека родители воспитают и выпустят во взрослую жизнь, зависит только от родителей. Конечно, школа, окружение ребёнка играют немаловажную роль, но каркас человеческой личности формируется именно семьёй. Родители – это пример, модель человека в детском понимании. Каждый из родителей должен помнить об этом и приложить все усилия, чтобы вырастить достойного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

Современный урок иностранного яязыка как источник духовно-нравственных ценностей

Методическое пособие посвящено проблеме развития духовно-нравственных ценностей у студентов на уроках иностранного языка в среднем специальном заведении. Оно освещает наиболее актуальные проблемы совр...

Тема: «Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся».

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: " Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся»....

Отрицательное воздействие потребительской атмосферы семьи на духовное развитие ребенка

Невинное, казалось бы. стремление окружить себя "престижными" вещами оказывается чрезвычайно опасным в воспитательном отношении...

Родительское собрание в 6 классе «Книга в семье и духовное развитие ребенка».

Материал содержит результаты анкетирования "Ценность книги в представлении детей" и рекомендации родителям....

Семья-источник нравственности и духовности

Предлагается сценарий проведения тренинга для родителей по профилактике и просвещению духовно-нравственного воспитания....