Семья - основной источник духовно-нравственного воспитания ребёнка
методическая разработка

Стрелкова Наталья Валентиновна

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lektsii.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Горловская специальная общеобразовательная школа – интернат № 25

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Конспект лекции

«Семья – основной источник духовно-нравственного воспитания ребенка»

Разработал:

воспитатель

Горловской СОШИ № 25 МОН ДНР

Стрелкова Наталья Валентиновна

Горловка – 2017


«Семья – основной источник

духовно-нравственного воспитания ребенка»

Покинут счастьем будет тот,

кого ребенком плохо воспитали,

побег зеленый выпрямить легко,

сухую ветвь один огонь исправит.

Саади

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • Пополнить знания родителей по вопросу духовно-нравственное воспитание детей в семье.
  • Показать родителям значимость духовно-нравственного   воспитания детей в семье.
  • Научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения.

Форма проведения: лекция.

Актуальность выбранной темы:

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. В обществе упал уровень духовно-нравственной культуры, дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Материальные ценности преобладают над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. От того, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему миру.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Именно семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о духовности и нравственности, о правилах общения, первые трудовые навыки, любовь к Родине. Родители являются первыми учителями и воспитателями для детей, имеют самое сильное влияние на них.  

Вопросы для обсуждения:

  1. Духовно-нравственное воспитание: понятие, принципы, источники.
  2. Семья – основной источник духовно-нравственного воспитания ребенка. Личный пример родителей.

Предварительная работа:

  • Изучение методической литературы по данному вопросу.
  • С детьми: наблюдение; чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»; рисование на тему «Моя семья»; беседа.
  • С родителями: наблюдение; опрос (тест-опросник изучения родительских установок, Шеффер Е. С. и Белл Р. К. Методика PARI).

Ход мероприятия

1. Приветствие. Разминка.

- Здравствуйте, уважаемые родители, свою лекцию я хочу начать с небольшой разминки.

Упражнение «Снежинки»

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

— складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

— снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

— в третий раз проделывает то же самое;

— и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Ведущий: - Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?

Обсуждение. (- Снежинки такие же разные, как и ваши семьи. Нет совершенно одинаковых семей.)

2. Чтение притчи «Ветер и Солнце»

- Послушайте, пожалуйста, притчу.

 «Ветер и Солнце»

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

3. Слово лектора

- Тема нашей лекции «Семья – основной источник духовно-нравственного воспитания ребенка»

Именно к доброте, любви к окружающему, терпимости призывает нас духовно-нравственное воспитание.

Что же собой представляет духовно-нравственное воспитание вообще?

Духовно-нравственное воспитание – процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образования и воспитания. Педагогика считает необходимым развитие у человека проявлений духовности, ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие.

Духовно-нравственное воспитание базируется на принципах, которые содержат в себе следующее:

  • Единство семьи на основе жертвенности и любви.
  • Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.
  • Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
  • Соблюдение иерархичности, чёткого распределения обязанностей в семье.
  • Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.
  • Признание свободы личности ребёнка и уважение его достоинства.
  • Сохранение чистоты супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребёнка.
  • Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям своего вероисповедания.
  • Участие в благотворительных программах общества.

В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

Источниками духовно-нравственного воспитания являются семья, общество, труд, наука, искусство, природа, страна, Родина. Но основным источником для ребенка является его семья, а в первую очередь – его родители.

«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека»

Родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Ребенок с точностью копирует манеры поведения своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок.

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ними разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или с врагами, как вы смеетесь или читаете газеты – всё это имеет для ребенка большое значение».

А. С. Макаренко

4. Просмотр видеоролика «Родители –пример для детей»

5. Слово лектора

Дети повторяют за родителями все: манеры поведения, общения, привычки (в т. ч. вредные). Ребенок совершает то или иное действие, даже не задумываясь над этим.

Пример родителей – самый убедительный пример для ребенка, потому что этот пример постоянно у него перед глазами. Поэтому именно поведение родителей определяет поведение ребенка.

«Тренируйся!» - а сам на диване лежишь?

«Сынок, не пей!» - а сам пьешь?

«Не кури!» - а сам куришь?

«Не матерись!» - а сам материшься?

Дети видят – дети повторяют.

Для полноценного воспитания каждого ребёнка требуется полная семья: папа и мама, дедушка и бабушка, братья и сестры. У каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, каждый должен выполнять свои функции. Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад, семейные ценности, традиции, праздники, моральные принципы родителей.

Ребенку необходимы теплые, гармоничные отношения, благополучный психологический климата в семье.

«Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей».

«…важный элемент семейной жизни – это отношения любви друг ко другу; не просто любовь, а взлелеянная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет».

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Ребенок, который вырос в атмосфере чрезмерной любви развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Нельзя возвышать ребенка над родителями, также, как и ущемлять его права и достоинство.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для ребенка является оценка со стороны родителей, которые являются для него авторитетом, образцом. Оценивая поступки ребенка, взрослый должен обратить внимание ребенка не только на то, как тот поступил – хорошо или плохо, но и на то, какие последствия это имеет для других людей. Таким образом ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое влияние на духовно-нравственное развитие оказывает художественная литература. В рассказах, сказках описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Особое влияние на ребенка оказывает труд взрослых в семье, трудовые поручения. Мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. Таким образом дети учатся заботе о ближних, у детей развиваются чувство ответственности, волевые качества, ответственность.

Доброта, скромность, простота, прямота, дисциплина, крепость духа, умение жертвовать собой, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющая любовь к Родине – это неполный перечень душевных качеств, которые дети перенимают от своих родителей.

«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

(вручение родителям памяток)

6. Итог

- Свою лекцию я хочу закончить словами В. Г. Белинского:

«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами, государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…»

Спасибо за внимание!


Список использованной литературы

  1. Афоризмы, цитаты, фразы и мысли великих людей... uchitel76.ru›aforizmy-i-citaty-o-vospitanii
  2. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 416 с.
  3. Блонский П. П. Педология: Кн. для преподават. и студ., высш. пед, учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина — М.: Гуманит, изд. центр СЛАДОС, 1999. – 288 с.
  4. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978. – 389 с.
  5. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович. - М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  6. Закон об образовании Донецкой Народной Республики. Принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС).
  7. Избранные главы из книги «Покаяние спасёт Россию. О Царской семье» http://xn--7sbbz2c8a3d.xn--p1ai/podrobnee_o_Carskoj_Seme 
  8. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики. Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832
  9. Подласый И. П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И. П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с.: ил. — (Педагогика и воспитание).
  10. "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983.
  11. Республиканский образовательный стандарт среднего общего образования Донецкой Народной Республики.
  12. Родители - пример для Детей. youtube.com
  13. Сборник психологических игр http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/104-correction-games/1429-sbornik-p 
  14. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  15.  Сухомлинский В. А.: Родительская педагогика [текст] / составили О. С. Богданова, В. З. Смаль, А.И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. - М.: Педагогика, 1981 - Т3 – 640 с.
  16.  Сухомлинский В.А.: Сердце отдаю детям [текст] / В. А. Сухомлинский. - Ми: Народная асвета, 1982 – 288 с.
  17. Уникальные факты о царской России / за-царя.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

Консолидация и координация деятельности образовательного учреждения, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на ...

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на родительское собрание...

Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям....

МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человек...