Басни – источник духовно – нравственного воспитания детей
материал по литературе

  Козырева Надежда Ивановна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basni_kak_istochnik_duhovno-nravstvennogo_sospitaniya_1.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Басни  – источник духовно – нравственного  воспитания детей

Выступление

31 октября 2020 г.

                                                          Козырева Н.И., учитель русского языка и                       литературы МБОУ Мерлинская школа

                   Что такое духовно – нравственные ценности? Это основополагающие  в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, истины и лжи.

                     Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей, когда многие сориентированы на материальные блага, а не на духовность и высокую нравственность.

                     Нынешнее поколение молодых называют по- разному: потерянным, продвинутым, компьютерным, бездуховным, безыдейным. Конечно, это относится не ко всей молодежи. Но! Посмотрите на наших детей, когда они выходят из классов. Они достают свои смартфоны и планшеты и уходят в свой мир, далеко не интеллектуальный. Многие дети даже не хотят общаться друг с другом. А язык общения становится все более убогим. Им трудно свободно и ярко выражать свои мысли. СМС- сообщения носят примитивный и безграмотный характер. Читать классику, да и вообще читать многим не хочется. А ведь именно чтение лучших классических произведений, как известно, воспитывает душу человека, очищает ее от дурного, наставляет на путь высокой нравственности и духовной гармонии. И здесь перед нами, учителями, открываются широкие просторы для практической деятельности.

                      Среди высших духовно – нравственных ценностей мы выделяем следующие:

* индивидуально-личностные  (жизнь человека, права ребенка, честь и достоинство);

* семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, семейные традиции);

* национальные (святыни Отечества, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации)

* общечеловеческие  (среда обитания, экологическая культура, мировая наука, мир на планете Земля)

                          Как сформировать эти ценности, как научить отличать добро от зла, как сформировать нравственные чувства? Прекрасным помощником этому станут русские басни, написанные живым и понятным языком, с простотой изложения, в наглядных образах животных, олицетворяющих нравы людей.

                         Известно, что жанр басни возник еще в Древней Греции. Автором первых басен , написанных прозой, был легендарный Эзоп (5-6 вв. до н. э.). Стихотворные версии басен  на латинском языке  созданы в 1 веке н.э. Федром. Его произведения послужили источником сюжетов и образов для последующих баснописцев. У Федра и его европейских последователей –Ж.Лафонтена, Лессинга- басня стала стихотворным жанром.

                            Первыми русскими баснописцами были поэты  18 века – А.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков. В начале 19 века басня стала очень популярным жанром. Ее замечательные образцы принадлежали перу И.И.Дмитриева и  В.Л.Пушкина. 

                           Наиболее читаемым автором своего времени был Иван Андреевич Крылов, человек непростой судьбы. По остроумному замечанию современника, «…Сумароков нашел басню в поле, Хемницер привел ее в город, Дмитриев ввел ее во дворец, Крылов вывел на площадь». Именно народность Крылова позволила ему поставить басенный жанр  едва ли не в центр литературного, духовно-нравственного воспитания человека.

                        Крылов свои басни писал для детей и для взрослых. Они были понятны всем. Кажется все очень просто и ясно в его баснях – он обличает человеческие пороки, не касаясь конкретных людей. Современники ставили ему это даже в вину. Но время показало, что прав был Крылов: прошли века, а человеческие пороки, осмеянные великим баснописцем, живы до сих пор. Живы и его басни.

                        Сегодня басни входят в круг детского чтения. Изучая басни Крылова, дети понимают, какие человеческие качества положительные, а какие отрицательные, что такое  вежливость, вера, верность, правдивость, совесть, терпимость, трудолюбие, честность, чуткость, уважение, грубость, корысть, тупость, лицемерие, ханжество и т. д. А также они усваивают этические понятия: добро и зло, правда и ложь, благородные манеры поведения.

                      Этот жанр понятен ребенку уже в 5-6 лет. Динамичный сюжет, диалог, юмор в стихотворной форме  привлекают детей к слушанию. Им нетрудно запомнить и проследить сюжет с  двумя-тремя персонажами, где за каждым закреплена характерная черта животного, черта, знакомая еще с народных сказок: Лиса – хитрая, Осел - упрямый, Мартышка –вертлявая, Ворона – доверчивая. Поэтому герои басен легко узнаваемы. При чтении басен идет воспитание смехом, иронией, намеком. Дети невольно примеряют на себе одежды героев басен, сравнивают себя с этими героями  и не хотят быть похожи на них.

                   В школьную программу басни входят со 2 –го класса.

2 класс –  «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»

3 класс –  «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»

4 класс –  нет

5 класс – «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и ягненок»

 6 класс – «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей» и басня И.Дмитриева «Муха»

Больше к басням мы не возвращаемся. А жаль! Ведь именно в период взросления происходит осознанное понимание прочитанного.

                      Если проследить тематику, нравственную составляющую басен в соответствии с возрастными особенностями  детей, то можно прийти к следующему выводу:

* басни рассматриваются с содержательной, воспитывающей стороны

* идет также изучение их с литературоведческой точки  зрения.

                    Отношение детей к содержанию басен бывает иногда неожиданным. Они могут пожалеть красивую Стрекозу и осудить трудягу Муравья. Не поймут, почему и как  это «Ларчик просто открывался».  Трудны для восприятия некоторые лексические обороты.

                   Не всегда обучающиеся сразу, без подсказки учителя способны понять истинный смысл басни и ее мораль. Например, басня «Волк и ягненок». Слова «У сильного всегда бессильный виноват» дети воспринимают достаточно прямолинейно. А своими словами объяснить смысл басни затрудняются. Они понимают  прочитанное или услышанное не так, как взрослые. Для них важен предмет, образный мир.  Поэтому необходимо выходить на ассоциативные связи: приводить примеры из сегодняшней жизни, искать соответствия смысла басни и русской пословицы. А пословица – это народная мудрость, это опыт народа, это мораль народа. И тогда дети лучше видят скрытый смысл басни, лучше усваивают ее нравоучительный характер. Также необходимо включать эмоции детей: что понравилось, что нет. Почему?  Что запомнилось, какой фрагмент произвел самое яркое впечатление, что бы вы сказали баснописцу при встрече? Почему нельзя так поступать? Какие выводы для себя вы сделали? Почему басни интересно читать и сегодня?

                      В процессе нравственного  развития главным звеном является нравственное просвещение, когда обучающемуся необходимо дать совокупность знаний о моральных принципах и нормах человеческого сообщества: «должного» и «недолжного», «допустимого» и «недопустимого», как  говорил Крылов. Ведь в баснях отражаются нравственные и общественные идеалы.

                       При изучении басен идет также работа по обогащению словарного запаса детей. Они начинают понимать  значение таких слов, как «невежда», «ужимки», «сатира», «на руку не чист», «лесть», «льстец», «гнусный» и пр. Происходит активное наполнения речи крылатыми выражениями из русских басен. Например:

«Как белка в колесе» - «Кот и Повар»

«Демьянова уха»  - из одноименной басни

«Видит око, да зуб неймет» - «Лисица и Виноград»

«Слона –то я и не приметил» - «Любопытный»

«Когда в товарищах согласья нет,/ На лад их дело не пойдет « - «Лебедь, Щука и Рак»

«А вы, друзья, как ни садитесь,/ Все в музыканты не годитесь» - «Квартет»

«С разбором выбирай друзей» - «Роща и Огонь»

«Кукушка хвалит Петуха / За то, что хвалит он Кукушку» - «Кукушка и Петух»

«От радости в зобу дыханье сперло» - «Ворона и Лисица» и многие другие.

Употребление таких выражений, изучение лексического строя слов позволяет глубже осознать, осмыслить прочитанное, активнее включиться в мыслительные процессы. Это делает речь богатой и содержательной. При помощи афоризмов мы выражаем свое отношение  к делам и поступкам, даем им нравственную оценку.

                       При чтении басен можно использовать театральные эффекты, чтение по ролям, разыгрывание отдельных фрагментов, просмотр мультфильмов, презентации, выполнение проектных работ, создание собственных рисунков. Интересны задания на внимательность, пересказы, викторины.

                     Хорошие результаты дает заучивание басен  или ее фрагментов наизусть. Пусть некоторые фрагменты, отдельные слова и строчки звучат по случаю и в обыденной жизни. Пусть литературное басенное слово, живое и  естественное, будет активно востребованным, будет крепким и воспитывающим. Например, человек не реагирует на замечания взрослых. Скажите словами басни: «А Васька слушает да ест». Другой не замечает своих недостатков, любит посмеяться над товарищами. Скажите: «Чем кумушек считать трудиться/ Не лучше ль на себя, кума, оборотиться».  А льстец вдруг услышит меткие слова: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…» Все это, несомненно, окажет положительное воздействие. Но, конечно,  следует и самим быть корректными, учитывать ситуацию, личность человека, в том числе и ребенка. Человека обижать нельзя!

                   Таким образом, изучение басен способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности, потому что , по словам Белинского, « в них вся житейская мудрость, плод практической опытности своей и завещанной отцами из рода в род». Басни – настоящий чистый источник  правильного воспитания человека.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного яязыка как источник духовно-нравственных ценностей

Методическое пособие посвящено проблеме развития духовно-нравственных ценностей у студентов на уроках иностранного языка в среднем специальном заведении. Оно освещает наиболее актуальные проблемы совр...

Семья - источник духовного развития человека

Статья посвящена проблемам духовного развития ребенка в семье....

Классный час на тему:"Патриот-источник духовных сил воина."

Классный час на тему:"Патриотизм- источник духовных сил воина."...

Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям....

«Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»

laquo;Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГОВОСПИТАНИЯ для обучающихся 7 класса «Дорогою добра»

Программа духовно-нравственного воспитания направлена на воспитание обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ с...