«Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»
методическая разработка на тему

Самойлова Ирина Сергеевна

«Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_semina.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предисловие

Уважаемые члены жюри, коллеги представляю вашему вниманию  МС на тему: «Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»

 В современном расширяющемся информационном поле, знания устаревают с необычайной скоростью. Умения, востребованные 5 лет назад, уже завтра могут оказаться ненужными. Поэтому, в соответствии с новыми образовательными стандартами актуальны не столько знания и умения,  сколько способность их приобретать и усваивать.

Слайд 2. Проблема, или для чего это нужно?

Я,  стремлюсь отвечать на вызовы времени и готовить имеющимися у меня средствами ученика, способного и желающего учиться всю жизнь. Сложность заключается в существующем противоречии между деятельностной образовательной парадигмой и требованиями ФГОС  с одной стороны, и с другой стороны хроническим нежеланием учиться, низкой мотивацией к обучению, «клиповым восприятием» большинства современных подростков.  Постараться преодолеть это противоречие и развивать мышление на уроках ОРКСЭ позволяют визуальные методы обучения, использование наглядности, в частности – картин русских художников, как источников духовно – нравственной информации. 

Цель курса ОРКСЭ погрузить ученика в мир истинных духовных понятий.

Слайд 3. 

ФГОС предъявляет к предмету «ОРКСЭ» требование развития у обучающихся критического мышления, т.е. способности связывать события и явления, выявлять причинно – следственные связи, уметь оперировать понятиями и представлениями, сопоставлять различные версии и оценки событий, представлять собственное отношение к проблемным вопросам. Работа с привлечением произведений живописи активизирует мышление детей и развивает ум, наблюдательность ребенка. Он учится сопоставлять то, что видит, с тем, что знает. Конечно, в идеале, только сама жизнь дает наиболее яркие образы, но специфика моего предмета  заключается в том, что непосредственно наблюдать события прошлого мы не можем. На помощь приходит искусство, художественный образ, в том числе и визуализированный в картине художником. Я убеждена, что навыки работы с произведениями живописи, отражающими

духовно- нравственные сюжеты, представляют собой реальный путь формирования такого мышления. Картина непосредственно знакомит с фактом, осмысливание которого приводит к возникновению представления, а на основе научного представления – формируются понятия. На это в своих работах неоднократно указывали современные исследователи и методисты.  (Слайд 4)

Слайд 5. Что дает работа над картиной? Картина, является наглядным средством обучения на уроке.  В таком качестве она может использоваться, например,  для создания проблемной ситуации или  как объект сосредоточения внимания. Работая с картиной, ребенок учится составлять схемы, планы, готовить устный рассказ, последовательно излагать мысли, овладевать пространственными и временными представлениями. Картина становится способом перехода  к  «чтению вглубь», возможностью разговора с автором картины, критического анализа изображенного события или явления, формированию собственной позиции и, в конечном счете, получению достоверного знания. Работа с картинами ценна еще и тем, что позволяет запечатлевать в умах и сердцах ребят  высокохудожественные образы событий прошлого, развивать эстетический вкус быть исследователем.

Таким образом, картина  становится средством развития  образного мышления обучающихся, критерии развитости которого заключаются в способности рассматривать события с точки зрения их взаимосвязей, умении сопоставлять различные версии и оценки, умении определять свою позицию, находить способы применения усвоенных знаний.

Слайд 6. Что я делаю?

В своей педагогической практике я предпринимаю попытку разумного синтеза имеющихся методических подходов для работы над картинами с целью извлечения полезной информации и активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Использую для этого на уроках работы выдающихся русских художников, например Сурикова В., Васнецова А., Ге Н., Репина И.,  Рябушкина А., Лисснера Э., Иванова С., Верещагина В., Якоби В. и др.В своей  работе применяю различные технологии (элементы когнитивной, ТРИЗ-технологии, технологии обучения на образно-эмоциональной основе, технологии интенсификации обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, технологии проблемного обучения,  алгоритм многоуровневого анализа художественного источника (Е.Е.Вяземского)).

Слайд 7. Как я это делаю?

Когнитивная технология позволяет использовать методы и приёмы обучения, направленные на достижение понимания учебного материала, перехода знаний в личностно-значимые. Например, реализую метод символического видения, в контексте которого символ становится средством познания действительности.  Скажем, использую  картину И.Айвазовского «Чесменский бой» по теме урока: «Защита Отечества».  При этом  в качестве средства интерпретации художественно-образной символики выступает составленный по картине синквейн: баталия; морская, ночная; атакует, побеждает, уничтожает; русский флот установил господство в проливах; героизм. Метод позволяет получить обучающимся  личностные  результаты (ЛР),  т.к. помогает почувствовать себя патриотом, гордиться славной историей своих предков. Метод образного видения предполагает эмоционально-образное исследование художественного произведения.  Пример: картина Николая Лосева «Блудный сын» по теме урока: «Долг»

На завершающем этапе работы над картиной,  ребята рисуют или записывают словами возникшие при её рассмотрении эмоции. Такой метод работы с картиной позволяет развивать способность мыслить образами, формулировать возникающие эмоции, чувства, формировать эстетический вкус, что является метапредметным результатом обучения.  Метод гипотез предлагает выдвижение версий по формуле «что будет, если…». При работе над картиной М. Авилова. «Поединок Пересвета с Челубеем» по теме урока: «Подвиг» Я задаю ученикам вопрос: что будет, если поединке победит Челубей? Выдвижение гипотез позволяет развивать логику, навыки прогнозирования, творческую интуицию. Это так же  метапредметные результаты (МР).

Слайд 8. Приёмы ТРИЗ-технологии, позволили мне составить серию творческих заданий. Например: раскрасить картину. Группа учащихся получает задание поработать с репродукцией картины художника, нанести на неё условные обозначения к основным персонажам, сюжетным мизансценам и т.д. Данные приемы, увеличивают активность, сознательность (МР).

Слайд 9. Технология обучения на образно-эмоциональной основе помогает найти собственный личностный смысл в изучаемых  исторических событиях (ЛР). Работая с картиной В.Сурикова «Боярыня Морозова» по теме «Церковный раскол» я  зачитываю в начале урока отрывок из публицистического произведения В.Гаршина и создаю образно-эмоциональную педагогическую ситуацию и затем задаю вопросы: что сделала эта женщина? За что сына своего готова была отдать на растерзание псам? Какие идеи отстаивала?

Слайд 10. Технология проблемного обучения

 Позволяет активизировать мышление обучающихся путем формулирования  проблемного вопроса, познавательной задачи, противоречия, выдвижения гипотезы, поиска доказательств и, в конечном итоге, решения проблемы.

Слайд 11. Результаты (что есть).  Мной был проведен мониторинг результатов применения данных технологий. Он показал повышение уровня  обученности по предмету;  умение извлекать информацию из различных источников,  рост познавательной активности и интереса к предмету «ОРКСЭ», в том числе и во внеурочной деятельности  (проектно-исследовательская деятельность, успешное участие в предметных олимпиадах и конкурсах)

О достижении учащимися личностных результатов обучения говорят итоги проведенных администрацией  школы мониторингов и тестов. Итоги опросов демонстрируют высокий уровень удовлетворенности учебным процессом и внутренней мотивации к обучению, навыки  активно учиться, определять свою позицию, гордиться историей своей страны и т.д.

 Слайд 12.  Результатами формирования УУД является работы учащихся: проекты презентации, рефераты, эссе;  Владение  навыками работы с информацией, ведет к  развитию умений учиться. 

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного яязыка как источник духовно-нравственных ценностей

Методическое пособие посвящено проблеме развития духовно-нравственных ценностей у студентов на уроках иностранного языка в среднем специальном заведении. Оно освещает наиболее актуальные проблемы совр...

Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.

Для написания сочинения учащимся предлагается использовать  репродукции картин А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Дворик. Зима», «И. Грабаря «Мартовский снег»,  карточки для групповой ...

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)...

Православные традиции как элемент духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ

В статье раскрыта связь православных традиций с духовно-нравственным воспитанием на уроках ОРКСЭ. Представлены интегрированные формы работы (чтение, музыка, ИЗО)....

Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям....