Православные традиции как элемент духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ
статья по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

Бардина Любовь Алексеевна

В статье раскрыта связь православных традиций с духовно-нравственным воспитанием на уроках ОРКСЭ. Представлены интегрированные формы работы (чтение, музыка, ИЗО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bardina_l._doklad_pravoslavnye_traditsii.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Бардина Любовь Алексеевна,

бюджетное общеобразовательное учреждение

города Омска «Гимназия № 75»

Православные традиции как элемент духовно-нравственного воспитания на уроке ОРКСЭ

Предмет ОРКСЭ формирует первоначальное представление о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре и истории. С появлением этого курса у педагогов появилась возможность помочь подрастающему поколению присвоить духовно-нравственные ценности, основанные на православных традициях и определиться, что есть добро и что есть зло. Когда знания православных традиций становятся личностно-значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, только тогда происходит развитие личности ребенка и формируется его внутренний мир. Получив на уроке знания о православных традициях, ребенок может поделиться своими впечатлениями и  эмоциями дома, в кругу семьи. Родители, в свою очередь, должны рассказать о семейных традициях, связанных с православием, т.к. семья, в первую очередь, является наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций и воспитывает детей своим укладом жизни, своими традициями, переданными предыдущими поколениями.

        Презентация Курьяковой Валерии (4 А класс) раскрывает секреты семейной традиции празднования Пасхи. Тема «Праздники и календари» из учебника «Основы мировых религиозных культур» позволяет семье и школе решать задачу духовно-нравственного воспитания. Тему распределяю на два часа. Первый урок – это знакомство с праздниками иудаизма, ислама, буддизма. Второй урок - полностью посвящаю теме «Пасха». Цель данного урока: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить эмоции и интерес к православным традициям. У учеников формируется собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ. Дети учатся слушать собеседника и признавать иную точку зрения; осуществляют поиск и обработку информации.

На уроке планирую различные виды деятельности – это беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, прослушивание мелодий (звон колоколов), чтение стихотворений, выполнение рисунков в группе. Все эти виды деятельности на уроке организую так, чтобы ребенок заинтересовался, проявил свои эмоции, доверился учителю и одноклассникам, рассказал о своих семейных традициях и выполнил творческое задание (роспись пасхального яйца).

Подробнее расскажу про этот этап работы на уроке в 4 классе по теме «Праздники и календари». Познакомившись с традициями праздника Пасха и теми угощениями, которые обязательны для праздничного Пасхального стола (Пасхальные крашенные яйца, Пасхальный кулич, творожная пасха), дети выполняют творческое задание, т.к. практическая деятельность тоже способствует духовно-нравственному развитию ребенка. Обучающиеся обводят шаблон в форме яйца, выполняют эскиз украшения пасхального яйца. Затем каждый ребенок самостоятельно выполняет роспись, вырезает свой рисунок для составления общей композиции. Заранее готовится изображение корзины, в которую дети в дальнейшем «помещают свои работы» (можно привлечь родителей, они приготовят изображение корзины). Композицию учащиеся находят под руководством учителя в ходе совместного обсуждения. После нахождения удачной композиции дети приклеивают свои рисунки. Организуется выставка творческой работы «Корзина пасхальных яиц».

Продолжением урока является выполнение проекта «Пасха в моей семье», который дети выполняют дома вместе с родителями. При выполнении проекта у детей появляется необходимость обращаться к книгам, Интернету. Такое задание помогает формировать семейные ценности, способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Духовно-нравственное воспитание ребенка происходит в тесном контакте семьи и школы. Многие родители воспитывают детей так, как воспитывали их, основываясь на православных традициях и семейных обычаях, а школа старается на основе материала урока совершенствовать это воспитание. Только в семье, в которой сохраняются православные традиции и обычаи, у ребенка формируется образ семьи, который он пронесет через всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурные традиции башкир в духовно-нравственном воспитании личности.

На данной странице размещены статьи написанные мной в разные годы на волнующие проблемы....

Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания на уроках технологии

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям....

Возрождение русских традиций как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Возрождение народных традиций( традников) не только призывает формировать любовь к истории своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма....

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Основы Православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания

Иܰнтерес к дуܰхоܰвܰно-ܰнрܰаܰвстܰвеܰнܰноܰму восܰпܰитܰатеܰлܰьܰноܰму потеܰнܰцܰиܰаܰлу прܰаܰвосܰлܰаܰвܰиܰя яܰвܰлܰяܰютсܰя дܰвܰиܰжуܰщеܰй сܰиܰлоܰй нܰаучܰнܰыܰх поܰисܰкоܰв в рܰазܰлܰичܰнܰыܰх отрܰасܰлܰяܰх зܰнܰаܰнܰ...