Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания на уроках технологии
статья по технологии на тему

Антипова Ирина Николаевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания на уроках технологии

                                                              Антипова Ирина Николаевна, замдиректора по УВР,

                                                                                      учитель технологии МОУ СОШ №4                                                                

 «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» разрабатывалась светскими специалистами в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), и освоение ее должно было стать первой ступенью при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов нового поколения) в российскую школу.

 «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» (далее — Концепция) включает «обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся». Неслучайно в первой публикации (в «Учительской Газете») Концепция была напечатана под общим заголовком — «Воспитание патриотизма». На вопрос: «Почему вдруг востребовалось возрождение духовно-нравственного воспитания в российской школе?» в Концепции дается ответ: «Развеялся миф о благотворном влиянии Запада на российскую действительность. Западные ценности, образ жизни, экономические и социальные отношения утратили однозначно позитивное значение. Международные отношения оказались жесткими и прагматичными, а ценности и цивилизационные нормы — эффективными средствами геополитического соперничества, навязывания миропорядка и властного влияния из одного центра силы.

  «В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Д.А.Медведев обратился к „ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам“, которые лежат в основе современной государственной политики, „выстраданы и выверены за века“ отечественной истории и без которых „мы не можем представить себе нашу страну“.

 Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.
     «Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия — среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок. Через СМИ, кино, рекламу, интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой».

«Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу.

 Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. „Система образования, — подчеркивает Д.А.Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации“. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». В первом разделе Концепции «Национальный воспитательный идеал» поднимается вопрос об основах воспитания детей и молодежи.

«Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть „встроенным“ в какую-либо систему. Но воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях». Далее в Концепции показывается, насколько важным в истории и духовно-нравственной культуре России был христианский идеал святости.
    «В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь
.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси».

Начиная с Петровских времен, в России процесс менялся не в лучшую сторону. Возобладали эгоизм и другие асоциальные явления. «В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох», — указывается в Концепции. Самая большая эпоха в истории России — это древнерусский период (X–XVII вв.). Следовательно, если мы желаем сохранить преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох, то этот период не должен быть изъят из педагогической российской традиции.

Когда в Концепции говорится о процессах модернизации, то и здесь в первую очередь отмечается важность религиозных ценностей: «Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные для России религиозные ценности».

«Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

Со ссылкой на проект Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в Концепции под образованием понимается не только усвоение человеком системы знаний, умений и навыков, но принятие им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

«Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, общественными организациями».

Важное место в Концепции занимает патриотическое воспитание. «Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

– любовь к России;
– любовь к своему народу;
– любовь к своей малой родине;

Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При этом государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности.

 В таком культурологическом контексте школьники могут усваивать системные представления о:

– вере в Бога;

– религиозных организациях;

– святости и благочестии».

Очень важен последний аспект, потому что воспитание в детях и молодежи чувства священного и составляет основу духовно-нравственного воспитания. Недаром Государственный Гимн России начинается словами «Россия — священная наша держава». Недаром и Великая Отечественная война в песнях именуется как «священная война». Священные чувства должны связывать детей и родителей, супругов, сограждан, стоящих на защите Родины. А если в душе школьника не будет ничего святого, священного, то дело воспитания можно считать загубленным.

Священные слова в Концепции посвящаются и семье.

«Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, которыми они хотят делиться с другими людьми:

– любовь и верность;

– здоровье и благополучие;

– почитание родителей;

– забота о старших и младших;

– продолжение рода».

Замечательно, что в Концепции наконец-то прозвучало здравое слово о такой добродетели, как трудолюбие. «Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает такие ценности, как:

– познание и истина;         – креативность и инновационность;
– целеустремленность и настойчивость;
– трудолюбие;
– бережливость».

В Концепции в разделе о воспитательном значении культуры и искусства патриотизм утверждается как нравственная норма.      «Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной пиродой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

- жизнь;
– родная земля;
– красота;
– гармония».

В рассматриваемой Концепции в разделе «Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании» довольно подробно говорится и о значении религиозного элемента в духовно-нравственном воспитании российских школьников.

«Перед человечеством всегда вставали проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, предназначения человека. В определенный период своей жизни каждый из нас задумывается над вопросами: кто я? зачем я живу? что будет после меня? Поиск ответов на эти вечные вопросы и достижение определенного понимания основ человеческого бытия составляет суть духовно-нравственного развития человека. Самые полные ответы на эти важнейшие вопросы человечества во многих случаях давала религия. Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Всеобщность религии — один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Она представляет собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека, и человеческих сообществ. Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важно для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности». Примечательно следующее положение, записанное в Концепции: «Для полноценной российской идентификации в структуре личностного самосознания гражданина должна присутствовать определенная религиозная идентичность или знание, понимание и уважение отечественных религиозных традиций. Вне религии или личностно значимого диалога культуры и религии духовно-нравственное развитие личности затруднено». Следовательно, атеисты не должны бы упрекать верующих людей в нее полноценности и отсталости, как практиковали ранее и ныне делают воинствующие безбожники. Верующим людям, по заповеди Господней, надлежит терпеть такие оскорбления и не возмущаться ими. Но консолидации гражданского общества и укреплению духовности и культуры России позиция воинствующих атеистов не способствовала никогда.

«Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты: научный, художественный, религиозный и др., а также виды образовательной деятельности: учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др. согласованно обеспечивали воспитание человека, гражданина и патриота. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., — а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.

Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это — часть ее миссии в мире. Религия способна обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали».

«С начала 1990-х гг. в содержание образования на уровне как регионального (национально-регионального), так и школьного компонента Государственного образовательного стандарта общего образования стали вводиться отдельные модули, курсы по истории и культуре традиционных для России религий: „Основы православия“ („Основы православной культуры“), „Основы ислама“, „Основы буддизма“, „История мировых релиигий“ и др. Характерными формами сотрудничества государственных и муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями являются координационные советы и смешанные комиссии по вопросам нравственного воспитания, в которые включены представители как государственных и муниципальных органов образования, так и конфессий (обычно — РПЦ), совместные научные конференции государственных образовательных учреждений и Церкви, поддержка государственными и муниципальными органами проводимых Церковью чтений (как правило, Рождественских), летних лагерей для школьников, организация конкурсов работ учащихся, участие представителей религиозных организаций в переподготовке преподавателей.

В нашей стране накоплен опыт диалога государства, общества, школы и отечественных религиозных организаций. Он должен быть сохранен и преумножен. Дальнейшее укрепление позиций традиционных религиозных организаций в обществе может обеспечить их активное участие в программах воспитания и социализации российских школьников. Религиозные организации обладают высоким духовным авторитетом, большим опытом миссионерской деятельности, что позволяет им самим разрабатывать и осуществлять социальные программы духовно-нравственного развития детей и молодежи, а также привлекать к их реализации семью, общественные организации, учреждения культуры, спорта, СМИ». А вот как в Концепции говорится о соотношении образования (обучения) и воспитания. «Отношение власти к воспитанию прослеживается в Законе „Об образовании“. В его первой редакции (1992 г.) о воспитании говорится всего один раз и только в связи с понятием образования: „Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства…“ В редакции 1996 г. термины „обучение“ и „воспитание“ были переставлены местами. Последняя редакция Закона, принятая в конце 2007 г., отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования. В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания». Заканчивается Концепция следующими словами:

«Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».

Даже такой краткий обзор основных положений Концепции показывает ее важность для возрождения духовно-нравственного воспитания российских школьников. К сожалению, эта Концепция (разработанная светскими, а не церковными специалистами и предложенная к реализации не Церковью, а Министерством образования и науки РФ) еще не стала реальным руководством для школьных учителей и воспитателей. Слишком сильны атеистические стереотипы воспитания. И хотя российским школьникам больше всего угрожают бездуховность, распущенность, пивной алкоголизм, наркомания, преступность, создается впечатление, что школа больше всего опасается религиозного влияния.

Остается пожелать, чтобы все учителя российской школы все-таки прочли «Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников», чтобы этот официальный документ стал предметом особого внимания со стороны школьных руководителей и чтобы преобразилось лицо российской школы.

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Родной край, его история» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.                                               Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  •  Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  •  гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  •  социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  •  человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  •  наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  •  семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  •  труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  •  традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  •  искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  •  природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Психологи установили, что школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание  школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания  школьников на каждом этапе урока. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

«Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

Информационный раздел

Мы переживаем сегодня далеко не простое время. Не возобновив традиционных начал жизни, можно только растратить окончательно и бесповоротно все плоды многовековых трудов предшествующих поколений.

Чтобы остановить культурную и духовную деградацию, нужно обратиться к созидающим началам жизни. В этом может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, которыми на протяжении веков жил наш народ, благодаря которым были пережиты все трудности исторического пути. Наши предки сложили всемирно признанное культурное наследие. Поэтому невозможно дух и смысл русской жизни отделить от высоких идеалов, рожденных христианской верой. «Русь выбрала себе святость, как высшее задание своей истории и своей культуры» (А.В. Карташов).

В процессе преподавания технологии я столкнулась с необходимостью развития творческой духовно-нравственной личности, с её потребностями в глубоких, обширных знаниях. Только на основе усвоения непреходящих духовных ценностей можно сформировать в детях способность противостоять миру вседозволенности и насилия.

В ходе педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с рядом противоречий, которые требовали своего разрешения:

между современной жизнью школьниц, их авторитетами и ценностями и необходимостью их духовно-нравственного формирования;

между ориентацией содержания обучения на развитие духовно-нравственной творческой личности и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний без учета духовно-нравственных аспектов;

между предметным образованием и целостным и развитием творческого потенциала.

 Пути решения данных противоречий вижу в необходимости составления такого плана работы, в процессе реализации которого развивалось бы не только творчество учащихся, но и духовно полноценная личность; в индивидуальном и дифференцированном подходе к личности учащихся; в различных формах проведения уроков, а также в процессе организации проектной деятельности школьников, тем более, что образовательная область «Технология» предоставляет для этого широкие возможности. В этой работе есть ряд трудностей, о которых нельзя промолчать.

1. Необходимо помочь ребенку не только обогатиться знаниями, но и направить его к поиску своего собственного пути к духовным ценностям.

  1. Не сомневаюсь ничуть, что формирование личности возможно только на собственном образе жизни, поэтому необходимо соответствие поступков и слов. Православие подразумевает перемену прежде всего в самом себе. И это не может не накладывать величайшей ответственности.
  2. На протяжении многих лет навязывались однобокие стереотипы и штампы, многие из которых глубоко укоренились в сознании людей и продолжают кочевать по учебникам, даже самым новейшим.

Вот почему на своих уроках я стремлюсь приобщить детей к тому лучшему, что сохранил наш народ на протяжении тысячелетий.

Диапазон охватывает систему работы учителя по формированию духовно-нравственного творческого начала личности учащегося, включает в себя организацию учебно-воспитательного процесса в максимально комфортной для учащихся обстановке, индивидуальный дифференцированный подход, диагностику творческого развития учащихся и прогнозирование результатов духовно-нравственного становления.

Ведущая педагогическая идея

В работе по духовно-нравственному воспитанию ведущей педагогической идеей вижу гармоничное сотрудничество коллектива учащихся и учителя на основе творчества и единого стремления к духовной красоте личности. Считаю необходимым формирование ее на основе свободного выбора объектов творческой деятельности, а также развития духовных качеств личности.

Работа по созданию единого творческого коллектива зарождается в начале среднего звена школьников. Своего расцвета сотрудничество достигает к тому времени, когда полученные ранее знания и умения переходят в качество профессиональных навыков в различных техниках рукоделия. С этого момента между учителем и учащимися возникает единый творческий союз. Мы обсуждаем свои глубокие традиции, истоки многих сохранившихся и возрождающихся обрядов. Это является основой будущей совместной работы. Пути наиболее удачного изготовления изделия, его возможные дефекты, причины их появления и способы устранения являются предметом решения на каждом уроке. Живой обмен мнениями, идеями, творческими предложениями помогает достичь единого восприятия и определить пути выполнения работы. В каждом творческом коллективном изделии равноценное участие принимает и учитель. Таким образом, достигается тот уровень, когда фрагменты работ учащихся и учителя сложно отличить, а результатом является авторское, профессионально выполненное, изделие, наполненное глубоким смысловым значением и содержанием.

Решая идею сотворчества и сотрудничества между учителем и учащимися, стремлюсь воспитывать высоко одухотворенную личность через знание своих истоков, традиций, через видение красоты окружающего мира и воплощение всего этого в своих изделиях.

Теоретическая база

В своей работе я использую теоретическую базу нескольких известных педагогических технологий.

  • Педагогика сотрудничества и гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.

В центре их внимания - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, творчеству, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразный жизненных ситуациях. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Подход к ребенку идет через атмосферу любви, заботы, сотрудничества.

♦        Технология проблемного обучения Дж. Дьюи, в которой основное внимание уделяется условиям успешности обучения.

Сама технология творческих проектов впервые появилась в российских школах в 20-е -30-е годы. Основа идеи заключалась в том, чтобы ребенком с большим увлечением выполнялась только та деятельность, которая им выбрана свободно самим. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения Дьюи, Лая, Торндайка - «Все из жизни, все для жизни».

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

  • Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, где основное внимание обращено на активно деятельный способ обучения, на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
  • Технология ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, которая нацелена на обучение творческой деятельности, ознакомление с приемами творческого воображения. Это педагогика сотрудничества, сотворчества ученика и учителя.

♦        Личностно-ориентированное   обучение (И.С.Якиманская),

реализация которого позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъективный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные способности каждого школьника.

Учебную деятельность стремлюсь организовать так, чтобы побуждать учеников мыслить, рассуждать, творить. Именно в данной ситуации большое значение отвожу организации самостоятельной работы учащихся. Самое главное, в этой работе должна быть строгая система.

В организационном плане она предполагает следующее:

♦        включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);

  • осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
  • постоянно обеспечивать консультации и контроль со стороны учителя;
  • включать в сферу самостоятельной творческой деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний. Источниками знаний при организации самостоятельной работы

учащихся являются учебники (рекомендованные и экспериментальные), периодическая, энциклопедическая, справочная и научно -популярная литература, Интернет.

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существует технология, в которой развитие творческих способностей является приоритетной целью. Одной из них является теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). Приемом данной технологии можно назвать экспертизу, которая позволяет проводить сравнения конечного результата с теоретическим эталоном, обучить учащихся экспертной деятельности.

Этапы обучения:

  • выбор теоретического эталона для сравнительного анализа;

♦        выделение существенных признаков экспертируемого изделия; сравнение существенных признаков экспертируемого изделия с существенными признаками теоретического эталона;

оценка творческой новизны продукта деятельности. Образовательная область «Технология» входит в базовое ядро общего образования, поэтому преподавание мною предмета осуществляется по рекомендованному Министерством образования РФ в 1997г. программному курсу. Важность преподавания технологии нельзя недооценивать, так как еще В.А. Сухомлинский писал о том, что развитие личности происходит через «рукотворение души». Решая проблему воспитания творческой духовной личности, общепринятый программный материал был обогащен разделами, изучающими православные обряды, традиции и быт. Учащиеся получили возможность прикоснуться к духовности через изготовление изделий в различных техниках декоративно-прикладного искусства. Только творчество приносит радость, не причиняя вреда здоровью. Оно развивает глаза и пальцы, будит фантазию, создает позитивный эмоциональный фон, расширяет кругозор. Творческий процесс является лекарством от уныния, стресса, усталости. Он служит эликсиром для умиротворения души. Такие изменения приводят к большей заинтересованности учащихся и раскрытию нового уровня их творческих способностей. Следствием данного шага стало адаптирование образовательного курса «Технология» к условиям и материальной базе гимназии. К изучению были предложены теоретические и практические разделы, обогащенные сведениями о культуре славян, а также виды рукоделия, получившие второе рождение после длительного забвения.

Изменения, привнесенные в программу в соответствии с разрешенными нормами, дают возможность расширить и углубить изучение исконно русских ремесел. Поскольку «Технология» является прикладным предметом и основная часть учебного времени должна быть посвящена практике, то я широко использую теорию поэтапного формирования умений и навыков (по П.Я. Гальперину).

Весь процесс формирования личности можно рассмотреть с двух сторон: воспитание и обучение. Каким должно быть духовно-нравственное воспитание ребенка, чтобы общество обогатилось не фигурой, а Личностью?

Воспитание должно образовывать и тело и дух. Оно должно быть стройным. Говоря о необходимости охвата всех способностей человека, нужно помнить, что каждую из способностей следует формировать по-разному. Не все их надо развивать одинаково, в равной мере. Воспитание обязано производить в человеке «единство и гармонию»: низшее необходимо подчинять высшему.

Способностям, нужным для определенного вида деятельности, надо уделять преимущественное внимание, а все прочие приводить в согласие с ними.

Воспитание должно быть соотнесено с индивидуальными способностями личности. Все детские способности по своей природе одинаковы, но существует различие относительно «образа и степени» их обнаружения. В детях, благодаря различию их наследственности, организации, темперамента, прежнего образа жизни и даже питания, образуются свойства личные, как духовные, так и телесные. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, и раскрываться в различных направлениях.

Отсюда следует различный подход к каждой личности.

Воспитание должно начинаться рано и в соответствии с возрастом. Если ребенок с ранних лет предоставлен сам себе, своим беспорядочным наклонностям, то процесс воспитания не может стать постепенным и результативным.

Для успешного педагогического воздействия учителю необходимы: доброжелательность, любовь к ученикам и мудрость. Непременным средством воспитания является личный пример учителя.

Обучение имеет свои методы, с помощью которых можно добиться больших успехов. Обратим внимание на самые главные, которые являются основой любой классификации:

  1. акроматический (повествовательный);
  2. эротематический (вопросно-ответный);
  3. эвристический (диалогический).

Все они усиливают воспитательную направленность обучения и указывают на две главные формы обучения. Акроматическая форма, она же повествовательная (от греч. «слушаю»), состоит в том, что я излагаю готовую информацию, а ученики ее воспринимают. Это необходимо для тех сведений, о которых ученик не может сам догадаться (например, исторические факты). Она же имеет и свои недостатки - нельзя проследить в тот же момент, насколько понимаема и осмыслена информация учеником. Это компенсируется второй формой обучения - эротематической (от греч. «спрашиваю»). В живой беседе с учениками обучение протекает направленно и развивающе.

Система обучения позволяет проводить своевременную корректировку в ходе педагогической работы. Наличие устойчивого познавательного интереса способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию духовно-нравственных задатков личности.

Мною используются различные формы обучения и воспитания (уроки, семинары, славянские праздники, творческие отчеты, защиты проектов, экскурсии, уроки-лекции в том числе и в музее декоративно-прикладного искусства, мастер-классы, практикумы). В связи с этим, индивидуальные задания требуют дифференциации по степени сложности на уроке и дома.

Интеграция изложенных идеи позволила мне сконструировать модель способов практической деятельности школьников.

Система работы учителя

Система работы учителя по интеллектуальному развитию учащихся через совершенствование способов практической деятельности включает в себя следующие компоненты:

  1. Диагностику уровня творческого развития и таких показателей степени его проявления, как чувство новизны, критичность, способность преобразовать структуру объекта, направленность на творчество.
  2. Диагностика духовно-нравственных качеств учащихся по уровням сформированности : ценностному, сознательному, индифферентному.
  3. Создание психолого-педагогических условий для реализации творческого потенциала учащихся и их духовно-нравственного совершенствования.
  4. Рефлексию эффективности работы учителя по творческому развитию школьников и в духовно-нравственном становлении личности.

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики в формировании у школьников творческого потенциала и совершенствование их духовно-нравственных принципов.

Главным двигателем в своем педагогическом опыте считаю первенство духовного начала личности, ее желание знать, творить и любить. Достижению этой цели служит решение задач: 1. Развитие творческих качеств личности.

2. Формирование   духовно-нравственной   культуры   на основе богатого культурного наследия предков. Исходя из этого, считаю важным достигать с учащимися такого уровня знаний, умений и навыков, которые позволят им решить проблему собственного самоопределения.

Непреходящие духовные ценности можно воспитывать в детях только своим образом жизни, своими делами, своим мировоззрением. Также считаю необходимым учить пониманию значения праздничных обрядов и традиций, владению новейшими и старинными техниками рукоделия. Условиями решения считаю следующие положения:

• Приобщение к великому наследию традиций прошлого.

Реализацию творческого потенциала учащихся и художественной инициативы через систему индивидуальных заданий и разработку индивидуальных проектов.

Развитие интереса учащихся к исконно русским видам рукоделия путем знакомства со старинными рисунками, схемами и техниками исполнения работы.

Возрождение православных традиций и обрядов путем проведения различных форм уроков по узко специализированной тематике.

Формирование стремления самостоятельно обустраивать свой быт (русская национальная кухня, одежда, предметы интерьера.

Совершенствование практических навыков в различных техниках декоративно-прикладного искусства и доведение их до мастерства.

Ознакомление с основами дизайна, современного производства и сферы услуг.

Для реализации перечисленного необходимо правильно распределить отводимое учебное время на изучение теоретического и усвоение практического материала. Основная часть предусмотренного программой времени (около 70 %) отводится на практическую деятельность, направленную на овладение трудовыми умениями и навыками. При этом значительная доля практических работ реализуется методом творческих проектов, как индивидуальных, так и коллективных.

Поэтому при их выполнении учащиеся пользуются правом свободного выбора тематики.   Охват  возможностей  очень  широк.   Для примера представлю узкое направление в связи с освящаемой темой опыта.

8

Христианские посты (традиции, обряды, назначение, кухня).

Изготовление одного постного блюда, его защита и дегустация.

9

Православные праздники (история, обряды, традиции).

Изготовление праздничных подарков по выбору.

Воспитывая у учащихся видение глубоких духовных истоков, я стремлюсь помочь им освоить способы самовыражения:

  • в широком, свободном духовном взгляде на жизнь;
  • в приоритетах нравственного поведения;
  • в формировании себя как уникальной личности;
  • в возможностях культуры и быта;

в дизайне повседневного и праздничного интерьера (изготовление изделий и подарков в различных техниках рукоделия);

в тонкостях кулинарии (постный и скоромный стол). Многолетний опыт работы доказал необходимость совершенствования логичного построения и обновления программы. Глубокое знание русской истории, культуры и быта, умелое сочетание и переход от одной техники рукоделия к другой, дают возможность стимулировать и поддерживать неиссякаемый интерес к творчеству. Это обогащает внутренний мир учащихся, воспитывает терпение и усидчивость. Эти факторы являются основными в воспитании гармонично развитой личности.

В своей работе использую систему «урок-внеклассной работы» и репродуктивно-рационализаторские приемы и методы, подразумевающие применение и совершенствование известных теорий и законов образовательного процесса, разработку своих дидактических материалов, создание собственной системы работы.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

анализ существующих в педагогике взглядов на проблемы православного духовно-нравственного воспитания школьников; экспериментальная проверка возможностей организации учебно-воспитательного процесса на уроках технологии с использованием разработанной системы совместной творческой деятельности учащихся и учителя; разработка       календарно-тематического планирования, позволяющего    применять    его    в    школах, лишенных этнокультурного компонента. С    учетом    поставленной    цели    мною    разработана система педагогической   деятельности,   позволяющая   посредством раскрытых факторов, добиваться воспитания в духе глубоко нравственного отношения к окружающему миру и обучения творческого созидающего человека.

Наиболее полно эта технология реализуется при выполнении творческих проектов учащимися. Их изучение начинается в 5-м классе и продолжается до завершения изучения программы. Структура проекта зависит от возраста учащихся, но схематично ее можно представить так:

1.        Обоснование возникшей проблемы и потребности.

  1. Схема обдумывания. Выявление основных параметров.
  2. Теоретические сведения.
  3. История и современность.
  4. Банк идей.
  5. Эскизная проработка базового варианта.
  6. Требования к изделию.
  7. Дизайн-спецификация.
  8. Оборудование и инструменты. Используемый материал.
  9. Правила безопасности во время работы. Санитарно-гигиенические требования.
  10. Технология изготовления.

12.        Контроль качества. Экологическое обоснование.

  1. Экономическое обоснование. Самооценка.
  2. Реклама.
  3. Словарь терминов. Список литературы.

Работа над проектом в среднем составляет от 14 до20 часов, в зависимости от уровня сложности. За это время учащиеся выполняют изделие, готовят теоретическое обоснование, защищают свою работу. На всех этапах свободно применяются информационные технологии: используются различные компьютерные программы (Exel - для создания таблиц, схем, чертежей; «Рукодельница» - для создания рисунков вышивки, Arcon - для визуального трехмерного изображения и другие); применяются разные поисковые системы сети Internet, используются мультимедийное и сканирующее оборудование, которыми оснащен кабинет технологии. Защита проектов традиционно сопровождается презентациями, которые иллюстрируют все этапы работы. Такая организация обусловлена всесторонним изучением и применением в жизни изготавливаемых изделий, изготавливаемых по выбору учащихся.

Поставленная цель средств обучения:

Наглядность  (иллюстрирование рассказа выставкой готовых изделий других учащихся и учителя);

Словесное создание образа (стимулирование интереса к истории нашего народа и его быта в древности и современности); Практическая направленность (совершенствование практических навыков путем постоянных тренировочных упражнений);

Наглядность - одно из основных средств обучения и воспитания При непосредственном воздействии возникает образ. Это служит драгоценным запасом для внутренней деятельности, для творчества. Через наглядность «окрыляется» воображение, создается прочное основание для ума и чувств. Образованный таким образом ребенок, будет во всем находить любовь, гармонию и красоту.

Дисциплина - это первое условие для воспитания добрых навыков -это установленный порядок для каждого ученика и класса в целом. Порядок в малом приучает учеников к внутреннему порядку, а этот опыт дает возможность учителю полагаться на свободу выбора во многом.

При реализации содержания образования в сфере воспитания духовно-нравственной личности основными принципами моей работы являются:

  • развитие творческих способностей;

сочетание активных форм и методов обучения, что служит стимуляцией интереса учащихся;

применение знаний в реальной жизни; развитие мировоззрения учащихся

Таким образом, содержание любой темы программы неотделимо от исторической жизни наших предков, их бесценного опыта, необходимости на их примере формировать духовность и нравственность у молодого поколения с чистыми помыслами и творческим стремлением к созиданию прекрасного.

Основой урочной деятельности является четкое логическое тематическое построение (Приложение № 4), которое позволяет каждый урок рассмотреть в системе одной темы, годичного курса и всего цикла обучения. В планировании предусмотрены не только темы, но и основные используемые понятия, система учебных творческих заданий, работа по организации не только практики, но и теории. Это дает возможность постепенно и последовательно реализовывать учебно-воспитательный процесс, оптимально обеспечивая систему повторения ранее изученного материала.

Большое внимание уделяю такому наглядному средству обучения как технологические карты (Приложение № 6.). Их цель - помочь учащимся в освоении и систематизации полученных знаний и умений. Когда учащиеся овладевают   технологией   выполнения   работы   на   высоком уровне, появляется творческое начало. Ценность этого периода в том, что резко возрастает скорость мысли, а, следовательно, нетрадиционный подход к изготовлению практических творческих проектов. Особенно трепетно отношусь к индивидуальному раздаточному материалу, который дифференцирован по степени сложности и классифицирован по темам. Мною за годы работы накоплен его большой объем, к его разработке и изготовлению привлекаю учащихся:

  • карточки - задания;
  • разноуровневые тематические тесты;
  • инструкционные карты поузловой обработки;

мастерский альбом (лучшие работы учащихся с полным описанием технологии изготовления);

Также использую в работе и общепринятые средства обучения: учебники (рекомендованные и экспериментальные); сборники олимпиадных заданий по технологии (наряду с печатными изданиями собираю тексты городских и областных олимпиад на протяжении 5 лет); энциклопедические источники; таблицы и кроссворды по технологии; обширную периодическую литературу по ручным видам ремесел; Всемирную информационную сеть Интернет.

Оптимальный выбор и соотношение перечисленных средств обучения дают возможность реализовывать поставленные цели и задачи и комплексно отражаются в системе преподавания предмета.

Достижению желаемого также способствует использование практических методов обучения, в ходе которых учащиеся понимают причины возможных ошибок и самостоятельно находят способы устранения дефектов, что в значительной степени улучшает внешний вид изделия. Учащиеся в своей творческой работе руководствуются девизом «Успех не приходит сам».

Важным аспектом в своей деятельности считаю работу по охране труда и здоровьесбережению учащихся. Соблюдение техники безопасности на протяжении всего урока для меня очень важно и это находит отражение в оценке выполненной работы, вне зависимости от изучаемой темы. С моей стороны эта работа производится в виде вводного, текущего и заключительного инструктажа. А также одним из моих требований является обязательное отражение вопросов охраны труда в творческих проектах учащихся.

Высокая нравственная ориентация обеспечивается глубокими знаниями, которые дают возможность продемонстрировать свои авторские работы на школьной ежемесячной выставке.

В организации работы по изложенной технологии есть и свои трудности:

необходимо   терпение,   желание   и   глубокое стремление возрождать истоки культуры русского народа; подготовить техническую базу, которая представляет собой набор электронных носителей, индивидуальных технологических карт к каждому уроку и к домашнему заданию;

в освоении форм работы необходимы психологическое равновесие, доброжелательность и терпимость, а также знание православных аспектов воспитания.

Результативность

Результаты изучения учащимися этнокультурного компонента трудно переоценить. Их можно рассмотреть в различных направлениях:

Духовно-нравственное совершенствование личности учащихся. В школе отсутствуют сквернословие, курение, воровство, драки. На переменах общение детей протекает в спокойной, умиротворенной атмосфере, часто играет музыка.Критерием результативности является степень духовно-нравственного воспитания и уровня творческих способностей учащихся.

Основу духовно-нравственного воспитания составили уровни сформированности духовно-нравственных качеств личности, а именно:

Ценностный (высший) уровень - «прорыв» из царства внешней моральной необходимости во внутреннее царство ответственности. Духовно-нравственные знания согласованы с личными ценностными ориентациями, гармонируют с ценностными отношениями к окружающему миру, к людям, к самому себе. Ценностные отношения проявляются в поведении, побуждаемом духовно-нравственными мотивами.

Сознательный уровень сформированности духовно-нравственных качеств предполагает, что ученик знает смысл духовно-нравственных ценностей, признает их значимость для личности и общества. В то же время, общественные ценности не приобрели статуса личностных, ученик умеет соотносить с ними свои поступки, но его нравственное поведение ситуативно, зависит от обстоятельств, настроения и др.

Индифферентный уровень (лат. indifferens - безразличный, безучастный) уровня обладают слабыми, разрозненными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», Усвоенные нравственные знания не всегда становятся основой убеждений, мотивы деятельности рассогласованы с нормами общественной морали (отмечается стремление к личной выгоде и др).

На начальном этапе было выявлено: в контрольной группе 38% учащихся находятся на индифферентном уровне сформированности духовно-нравственных качеств, 57% - на сознательном, 5% - на ценностном (в экспериментальной группе, соответственно, 44%, 48%, 8%). Такие показатели отразили недостаточную степень сформированности духовно-нравственных качеств и подтвердили актуальность рассматриваемой темы. (Приложение № 2).

Таким образом, внедрение предлагаемой системы способствует формированию творческой духовно-нравственной личности. Успешность обеспечивается тем, что традиции православных праздников представлены не только в теоретическом, но и в практическом раскрытии.

Таким образом, четко построенная система преподавания образовательного курса «Технология» обеспечивает воспитание духовно-нравственной личности с высоким творческим потенциалом.

Представленный мною опыт работы - результат ежедневной кропотливой подготовки к урокам, анализа достигнутых результатов и допущенных     ошибок,     которые     неизбежны     при непрерывном развивающемся творческом процессе. Обучая, я постоянно совершенствуюсь сама. По сути - это только начало пути в выбранном мною направлении. Мы возвращаемся к своим истокам, стремимся познать заложенное в нас природой и предками, поэтому путь к самосовершенствованию духа не имеет границ.

Для меня каждый ученик - неповторимая личность, требующая особенного отношения, поэтому я продолжаю искать новые пути организации учебного процесса.

Список литературы

  1. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»

Материал подготовлен председателем Отдела образования Новосибирской епархии протоиереем Борисом Пивоваровым. «Источниковедение в школе» №1(9) 2010г.

  1. Амонашвили, Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. / Ш. А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. -64 с. (Антология гуманной педагогики).
  2. Архимандрит Иоанн (Экономцев) задачи нравственного и культурного возрождения народа и современная школа /И. Экономцев. Выступление на Х1УМеждународных Рождественских образовательных чтениях - М.: 2006.
  3. Карташов, А.В. История русского народа до XII в.н.э. /А.В. Карташов - М.: «КСП»,1995. - 224с.
  4. Глинские чтения «Духовно-нравственное воспитание в современной школе» / сборник материалов - М.: ООО «Самшит издат», 2006.
  5. Шевченко, Л.Л. Православная культура / Л.Л.Шевченко - М.: Издательский дом «Покров», 2004. - 112с.
  6. Маслов, Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики /Н.В.Маслов - М.: ООО «Самшит издат», 2005.
  7. «Нужно жить нелицемерно... Духовные поучения преподобных старцев Оптинских».

9. Бондаренко, Э.О. Праздники христианской Руси / Бондаренко Э.О. -Калининградское книжное издательство, 1993. - 415с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Национальные ценности это стержень духовно-нравственного воспитания

  Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития нашей любимо...

Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся

На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует в...

Православные традиции как элемент духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ

В статье раскрыта связь православных традиций с духовно-нравственным воспитанием на уроках ОРКСЭ. Представлены интегрированные формы работы (чтение, музыка, ИЗО)....

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...