Культурно-историеские традиции российского казачества как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
статья по теме

Кукленкова Ксения Андреевна

Педагогика казачества: традиции и новации в современном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Кукленкова Ксения Андреевна

МБОУ «СОКШ №4»

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В отечественном образовании активно осмысливается и находит конкретное воплощение в педагогической практике аксиологический вектор, рассматривающий методологические основы с точки зрения нахождения человеком личностных смыслов, идеалов, ценностей, ментальных стереотипов в соответствующей культурно-исторической среде. Это в свою очередь  актуализирует поиск соответствующих традиционных моделей российской ментальности и  создание педагогических концепций, основывающихся на преемственной передаче социально-культурного опыта в рамках национальных  традиции в российской образовательной системе.

Речь идет о смене  модели рационального знания на вектор культуросообразности и культуротворчества просвещения. Одновременно осуществляется поворот от абсолютизации ценностей знаниевой педагогики к осознанию и реализации в образовательной практике гуманистических и культурных ценностей.[2]

Аналитический обзор исследований, рассматривающих образование в контексте культуры, показывает, что в основе культурологической образовательной модели  лежат следующие концепции:

- деятельностная (В.Е. Давидович, М.С. Каган, В.С. Леденев), культурологическим инструментом которой выступает деятельность – познавательная, практико-преобразующая, коммуникативная, ценностно-ориентационная, эстетическая;

-ценностная (А.А. Зворыкин, Г.Г. Карпов, В.Я. Нечаев), представляющая процесс учения как формирование культурных личностных качеств, отвечающих идеальным характеристикам носителя культуры;

-диалогическая (М.М. Бахтин, В.С. Библер), направленная на диалог в едином образовательном пространстве прошлых, настоящих и будущих культур.[5]

Культурологические основы российского образования ориентируют  на некий образец (константу) российской культуры.Таким образцомдля современного образования стала культура российского казачества.   Обращение к казачеству как к феномену истории и культуры в аспекте методологии обосновывает социальную значимость казачьей идеи, в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Педагогику казачества можно рассматривать как этнопедагогику, обобщающую социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа.  И в то же время - это казачья идея-традиция, выражающаяся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни.  Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпириеского опыта, позволяющие решать многие проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования.[7]

Педагогика казачества основывается на глубинной российской традиционности. В то же время её не следует понимать как простое воспроизводство прошлого. Современная педагогика казачества, как инновационная идея, находящаяся на начальном этапе своего научно-теоретического осмысления и развития, воплощает в себе синтез традиционного и нового. Её инновационность характеризуется появлением новых форм и моделей учебно-воспитательной деятельности, образованием духовно-воспитательных пространств, определяющих её значительную социопрактическую направленность.[7]

Основными идеями педагогики казачества выступают: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, многовековой российской традиции народовластия; становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую родину, культуру и историю России; воспитание молодёжи в духе патриотизма,  становление в сознании молодёжи психологической готовности к служению Отечеству.

Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны.

Воспитание начиналось чуть ли не с младенческого возраста. Свято соблюдалась заповедь: «Чти отца своего и матерь твою. Детей учили чтению молитв перед сном, при пробуждении, до и после принятия пищи. С пяти лет они обязаны были знать молитвы «Отче наш», «Царю небесный», «Пресвятая троица» и другие.Подавляющее большинство казаков с малых лет становились глубоко верующими православными людьми. И тем не менее они с уважением относились к мусульманам, католикам, лютеранам и верующим других общепризнанных конфессий.[6]

Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и родную землю до самопожертвования.. Казачество в России всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за других». И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине.

Основой семейного воспитания были положительные примеры боевых подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников. Будущих воинов учили не теряться при любых обстоятельствах, находить выход из любого положения, стойко держаться и выживать в самых трудных условиях, приходить на помощь не только товарищу, но и любому станичнику в опасную минуту, «не жалеть живота своего задруги своя».[6]

Детям не прощались вранье, грубость, окрики на старших, строго запрещались азартные карточные игры, игры с унижением личного достоинства. Одной из особенностей казачьего воспитания являлось то, что каждый старший по возрасту казак, казачка, даже не родственники, могли не только сделать замечание младшему, но и наказать за проступок. Младшие же с уважением и почтительностью относились к старшим, а при необходимости помогали им по своим силам и возможностям.

Педагогика казачества считала, что в основе успешного воспитания должны лежать доброта и благожелательность.

Анализ источников показывает, что казачество имело четко определенную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволявшие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казачат к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа.

Таким образом, духовно-идеальный вектор казачьего мировоззрения конкретизируется в определенном философско-педагогическомпостулате: «Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть». Целями такого непрерывного воспитания и самовоспитания в казачьем социуме выступали образы людей казачьей культуры, наполненные в каждом отдельном случае конкретным культурно-историческим воспитательным содержанием.

В  2011 в кадетской школе г. Нефтеюганска  был открыт первый кадетский казачий класс. Сегодня в нашей школе реализуется программа развития «Духовно-нравственные и культурно-исторические ценности российского казачества как средство воспитания, развития и социализации учащихся кадетских казачьих классов».  На основе системного использования культурно-исторических традиций казачества  в условиях интеграции основного, дополнительного образования и институтов социализации обеспечивается процесс духовно-нравственного воспитания учащихся. Такой подход к системе воспитания  определяет становление современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего.

Сегодня вся Россия с надеждой смотрит  на возрождение Казачества, веря в то, что возрождается не только форма, но и духовная основа общества.

Список литературы

  1. Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью: избранные педагогические труды: в 2 т., т. II / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 314.
  2. Иванова, Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя: автореф. дис.  докт. пед. наук / Т.В. Иванова. - Волгоград, 2002. - С. 1.
  3. Лукаш, С.Н. Педагогика казачества: традиции и современность/ С.Н. Лукаш // Педагогические науки. - 2008. - № 4 (32). -
    С. 30-32.
  4. \Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. - Ростов-на-Дону, 1992.
  5. Руденко, В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования  / В.Н. Руденко // Педагогика. - 2004. -  1. - С. 43.
  6. http://snic.vfmgutu.ru/index.php/kazachestvo-kak-etnos1/traditsij-vospitaniya (История казачества с XIII века до наших дней:Традиции семейного воспитания казачества).
  7. dibase.ru (Библиотека авторефератов и тем диссертаций.Воспитание подрастающего  поколения в традициях  и инновациях культуры казачества).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

«Внеурочная иноязычная проектная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания учащихся»

Статья представляет собой осмысление  опыта проектной деятельности за три года, особое внимание  уделяется процедуре выбора темы,формам презентации и мониторинга результатов...

Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания на уроках технологии

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...