Этнокультурные традиции башкир в духовно-нравственном воспитании личности.
статья по краеведению по теме

На данной странице размещены статьи написанные мной в разные годы на волнующие проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнокультурные традиции башкир

в духовно-нравственном воспитании личности.

        Анализируя и оценивая современную ситуацию в морально-нравственном состоянии общества народный поэт башкирского народа Мустай Карим писал: «Экономика на ноги встанет. Беда в другом. Первое – разрушается духовность, второе прекращается взаимосвязь искусства и литературы. Ни одна культура сама собой не развивается. Разрушение – общая беда».  Преодолеть нынешний кризис невозможно без духовного возрождения. Без ясного нравственного самосознания. Искать основу нужно в истории, в искусстве, в жизни. И начинать надо с воспитания порастающего поколения опираясь в деле воспитания детей на народную педагогику – этнопедагогику.

           Этнопедагогика  это наука, по которой учились и учатся жизни не только дети, но и взрослые. Бабушки исполняют нам песни, рассказывают баиты, сказки, учат нас жизни своими пословицами и поговорками, объясняют приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. И сегодня уже ни у кого не вызывает сомнение та огромная роль, которую всегда играло устное народное творчество в развитии человека и общества.

    В основе этнопедагогики башкир лежит сложная система башкирских верований, где значительное место принадлежит воображаемому миру духов, которые в свою очередь являются результатом различных анимистических представлений. С.И.Руденко в своем труде «Башкиры: историко-этнографические очерки»  пишет, что «     К древнейшему пласту анимистических верований башкир относятся представления о духах-хозяевах (эйэ). В народном сознании практически все компоненты земной сферы (горы, реки, озера, леса и т.д.), как место обитания человека, находятся в распоряжении духов-хозяев. Каждая вещь имеет своего духа-хозяина, и каждый дух называется тем предметом, в котором он обитает».

         В пережиточной форме они дошли до наших дней, сохранившись в памяти пожилых людей, которые и являются главным орудием в воспитании детей. При помощи всевозможных запретов старшее поколение закладывает в душе ребенка основы экологического, эстетического воспитания, нормы этикета народа. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь. Их трудно вытравить. Они ложатся в основу сознания личности, характера, определяют весь психический механизм будущих действий ребенка.

          Экологическое воспитание.

     Одним из самых главных в народе считался запрет загрязнять воду, родники. До сих пор существует обычай.  Когда в первый раз приходишь за водой к источнику, чтобы задобрить духа воды, нужно сделать ему небольшой подарок,  например, кинуть цветок со словами благодарности. Наиболее ярко нашло отражение эта традиция в свадебном ритуале, невеста кидает в воду монету.

    Любая оплошность или непочтительное отношение к духу-хозяину воды оборачивались несчастьями. Все еще верят, что нельзя попусту  тратить воду.

     Из духов-хозяев, связанных с жилищем человека у башкир известен хозяин всего домашнего хозяйства (йорт эйэхе, ой эйэхе). Одной из функций, приписываемых йорт эйэхе, было предупреждение о рождение скота. Существование духа-хозяина налагало на человека определенные обязанности, он должен был поддерживать в доме уют и спокойствие. Башкиры верят, что на человека нечистоплотного в помыслах и в делах дух-хозяин домашнего хозяйства обрушивает свой гнев в виде болезни. Его «гнев» проявлялся и уходом из данного дома, что в свою очередь, несет свои беды: дом пустеет, хозяин лишается удачи в делах. Поэтому всегда надо задабривать духа-хозяина дома. Защищаясь от мелких, незаметных и стремящихся в любую минуту навредить человеку злых духов, прибегали к различным магическим средствам и до сих пор строго соблюдают запреты.

- Запрещается  бить или пинать скотину, дабы не обидеть духа-хозяина скота (мал эйэхе). Для того, чтобы не ушел дух-хозяин скота, во время продажи скотины, покупателю дарят подарок. В свою очередь покупатель тоже должен с добрыми пожеланиями сделать ответный подарок.    

 - Помывшись в бане, нужно оставить со словами благодарности в тазике или в ковше немного воды духу-хозяину бани (мунса эйэхе).

- Запрещается оставлять на ночь открытыми пищу, напитки, чтобы ен (дух) не проник.

- Нужно избегать развалин старых домов, куч золы, навоза, мусорных ям, мест, куда выливают грязную воду. Нельзя выливать грязную воду вечером, т.к. на это место стаями слетаются духи и могут вселиться в человека. Поэтому, выкидывали мусор и выливали воду в укромном месте, подальше от тропинок и дорог.

- Нельзя заносить в сумерках воду в дом, потому что вместе с водой могли проникнуть в дом духи - ен.

- Нельзя дома свистеть, и, сидя на стуле, качать ногами, тем самым звать злых духов домой.

- Нельзя, спать во время заката солнца, между 5-7 часами, не  то заболеешь.

-  Нельзя разбрасывать волосы, где попало, не то голова будет болеть.

     Этикет народа.

 Кроме того сохранилось множество запретов примет,  воспитывающих национальный этикет. Нельзя опираться руками об подбородок -  потеряешь мать. Нельзя стричь ногти вечером – заболеешь. Чтобы раньше времени не состариться, нельзя  резать горячий хлеб ножом, для этого его   ломают руками или же об голову маленького ребенка при этом желаю ребенку счастья и здоровья.

     Башкиры - гостеприимный народ. Эти качества воспитываются с детства. Если во время трапезы приходит гость или заходит сосед, то обязательно нужно угостить его. В свою очередь, нельзя отказываться от приглашения, тем самым можно обидеть хозяев, выразив неуважение к ним.  Аштан оло булма – нельзя быть выше еды. По этой  же причине как бы вы не торопились, нельзя выходить в путь не попробовав готовое горячее блюдо.  Не будет успеха в пути. Если у кого-нибудь что- то берешь в долг, то нужно возвращать чуть больше. Посуду пустым не возвращают, это означает, что желаешь этому человеку бедность, обязательно туда нужно положить гостинец.

      Трудовое воспитание.

   Много внимания башкиры уделяли в воспитании детей  к труду. Существует обычай распределения между детьми детенышей живности (ягненка, цыпленка, теленка). Например, этот теленок будет Алмазу, он должен ухаживать за ним. Иногда дети начинают между собой соревноваться, чей питомец растет быстрее.  Когда вырастает питомец,  на вырученные деньги, в знак вознаграждения за труд,  покупают подарок,  по желанию сына или дочери.  При выращивании птиц, обязательно во время трапезы благодарят ребенка за труд, показывая тем самым, что он является важным и необходимым членом семьи. Такие поручения воспитывают в ребенке ответственное отношение к труду.

     Конечно, с возрастом человек перестает верить всем запретам, духам, но, заложенные в детстве навыки гостеприимства и доброжелательности, чистоплотности и трудолюбия,  уважения к старшим и бережного отношения к окружающему миру, остаются на всю жизнь.

      Таким образом, башкиры традиционно обращали большое внимание на воспитание подрастающего поколения. Начиная с бережного отношения к беременной женщине до конца жизни. Главным средством воспитания является слово. При помощи слова закладывается в душе ребенка экологическое, нравственное, патриотическое воспитание, ответственное отношение к труду. Услышанное в детстве не забывается никогда. Особенно если это сопровождается выразительным повествованием. Культура народной духовной памяти развивается при общении со старшим поколением. Необходимо оживить поэтическое наследие, которое хранится в памяти дедушек и бабушек, и превратить его в подлинное духовное достояние подрастающего поколения. Потому что без знания народного творчества невозможно полностью представить историю своего народа, своего края, историю своей  Родины, жизнь и быт. А всестороннее знание истории своей деревни, района, города, да и вообще истории Родины является признаком высокой культуры человека.

Список литературы:

  1. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. – Москва-Ленинград: издательство АН СССР, 1925. - С.34.
  2. Валеев И.И.  Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православные традиции как элемент духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ

В статье раскрыта связь православных традиций с духовно-нравственным воспитанием на уроках ОРКСЭ. Представлены интегрированные формы работы (чтение, музыка, ИЗО)....

Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания на уроках технологии

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям....

Возрождение русских традиций как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Возрождение народных традиций( традников) не только призывает формировать любовь к истории своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма....

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...