МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
статья по музыке

Масляева Анжелика Ивановна

В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Этнокультурологический подхо­д к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализирует проблемы изуче­ния народной педагогики. Нельзя забы­вать, что истоком педагогики является народное начало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word24.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        МАСЛЯЕВА А.И.

        МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ      УЧАЩИХСЯ

        В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализирует проблемы изучения народной педагогики. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Использование  национально-культурных ценностей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Творческое применение исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания  детей. Истинная народная культура — это не только народное творчество,  но и история народа, его язык, обычаи и традиции.
       Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм поведения того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления человека. Все это формирует подрастающее поколение и оказывает большое влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

        Этнокультурные воспитательные традиции, народное музыкальное творчество мордовского народа представляют собой систему нравственных ценностей, отношений, которые являются составной частью общероссийской культуры. В связи с этим главная задача этнокультурного образования - сплочение этнически разноаспектного и мозаичного образования в единое образовательное, воспитательное пространство, которое объединяется общими ценностями высокой духовной российской культуры, основанной на принципах гуманизма и толерантности.

        Ведущим компонентом народной культуры, имеющим важное духовно-нравственное воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, загадки, народный героический эпос, песенное искусство). Народное музыкальное творчество мордвы играет огромную роль в сохранении родной музыкальной культуры, этнического самосознания, этномузыкального языка).

        Особенностью фольклора являются его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Мордовский музыкальный фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил воспитательную функцию и сегодня.

        Музыкальный фольклор впитал в себя нравственно-эстетические идеалы  народа, он отразил его особое мировосприятие и мировоззрение, демонстрирующее чувство гармонии с окружающим миром, природой. Мордовское народное музыкальное  искусство воспитывает такие качества, как любовь к близким, верность, доброта, смелость, честность, уважение к труду, семье, роду, общине, Родине, природе, земле; несет стереотипы поведения в различных ситуациях в русле общинной традиции; причем нравственное, поддержанное ярко выраженными эмоциями, окрашенное эстетическими чувствами превратилось в духовно-нравственную субстанцию, обладающую огромной силой воздействия. Душа народа, его жизнь, история, обычаи, перекодированные в музыкальные интонации, станут частью души ребенка, будут способствовать формированию его личности. В музыкальном фольклоре мордовский народ передал песенный опыт, наиболее типичные чувственно-эмоциональные состояния, в которых обобщены, закодированы эмоции, воплощен их наивысший накал, напряжение.

        Мордовский музыкальный фольклор способствует нравственному очищению благодаря стройной вековой системе жизненных правил, передает от поколения к поколению понятия о добре и зле, справедливости и чести, совести, любви; выступает как образец гармонии, красоты  человеческих взаимоотношений. Знакомство с фольклором своего народа помогает ребятам соприкоснуться с миром прошлого, в котором отражено веками сформированное представление человека о мироздании, природе, круговороте жизни.

        С другой стороны, мордовский музыкальный  фольклор  несёт в себе особый национально-своеобразный музыкальный язык, особую эмоционально-образовательную сферу, присущую только конкретному народу и способствующую сохранению его самобытности. Именно в мордовском музыкальном фольклоре отражено этническое своеобразие музыкального языка, которое проявляется в интонационно-ладовом содержании, в типах музыкального мышления, жанровой специфике, тембровой окраске и передается из поколения в поколение благодаря традиции.  

        Таким образом мордовское народное музыкальное творчество в полном объеме вбирает в себя этнообразовательный идеал и этно-своеобразный музыкальный язык, которые призваны стимулировать процесс этнокльтурной и этномузыкальной идентификации учащихся.                                Мордовский музыкальный фольклор сформировался на основе архаичных форм народного музыкального искусства и вобрал в себя излюбленные, типичные для мордовского народа попевки, интонации, заимствовал наиболее распространенные мелодии, на которые накладываются разнообразные тексты. Творчески претворяя все типичные элементы мордовского музыкального языка в соответствии с эстетикой и психологией детского восприятия, мордовский музыкальный фольклор стал особым, хотя и не совсем самостоятельным, жанром народного музыкального искусства.

       Одним из главных элементов творчества мордовского народа является песня. Именно она  сопровождала и будет сопровождать человека всю его жизнь – от рождения до смерти - в труде, в праздники и в быту. Сопереживая персонажам народных мордовских песен, ребенок приобретает способность глубже и тоньше чувствовать. Детский возраст - это тот возраст, когда возможно естественное, полноценное «погружение» в истоки национальной музыкальной культуры. Именно в этот период фольклор близок детям, их мировоззрению и мироощущению из-за способности целостно воспринимать мир и видеть окружающие предметы живыми и одушевленными. Слушая и исполняя мордовские песни, написанные в разное время, ребенок получает представление о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, мордовское народное музыкальное искусство  воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Благодаря широкому диапазону, фольклор обогащает эмоциональный мир ребенка, его духовную сущность. Произведения мордовского музыкального фольклора содержательны, высокохудожественны, лаконичны, доступны для восприятия и исполнения.

        Народные песни можно классифицировать:

1. по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; 2. по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.;

3. по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные,  песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.

        В мордовских песнях, как и в других видах народного творчества, воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеиваются пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям  жизни семьи и общины. Поэтому произведения мордовского фольклора  имеют ярко выраженный воспитательный характер, формируют те или иные качества человека.

        Воспитательные функции мордовской народной  песни различны. Это эстетическое воздействие  музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения музыкального произведения.

       Таким образом, приобщение детей к мордовскому музыкальному творчеству является насущной необходимостью и позволяет развивать у них духовно-нравственные качества, эмоциональную восприимчивость, способствует формированию чувства национальной гордости, самоуважения и уважения как к своей культуре, так и к культуре других народов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного яязыка как источник духовно-нравственных ценностей

Методическое пособие посвящено проблеме развития духовно-нравственных ценностей у студентов на уроках иностранного языка в среднем специальном заведении. Оно освещает наиболее актуальные проблемы совр...

Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям....

Музыкальное краеведение, как средство духовно-нравственной и музыкально-эстетической культуры учащихся

Статья посвящена важности внедрения в школьную программу музыкального краеведения, которое формирует в современных учащихся ряд личностных качеств, являющихся основой для воспитания духовно-нравственн...

«Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»

laquo;Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»...

Фольклор как средство духовно нравственно воспитания дошкольников

„Что такое фольклор?„• Фольклор - это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.„• Фольклор - это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Совр...