Консолидация и координация деятельности образовательного учреждения, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании
статья (10 класс) по теме

Печкурова Елена Анатольевна

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
   Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.

  Хотя, конечно, здесь необходимо, на мой взгляд, учитывать два существенных  обстоятельства: 1) возможности семьи объективно ограничены; 2) современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.   Однако важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semya_i_shkoly_v_duhovnom_vospitanii_detey.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консолидация и координация деятельности образовательного учреждения, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании

"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" А.С. Макаренко

  В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица [Приложение 1].

  Хотя, конечно, здесь необходимо, на мой взгляд, учитывать два существенных  обстоятельства: 1) возможности семьи объективно ограничены; 2) современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.   Однако важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

 Закон четко определяет участников образовательного процесса: это ребенок, образовательное учреждение и семья (родители).  Семья и школа должны объединиться в противостоянии всем негативным факторам.  Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Хочу отметить, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая  воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Ведь, духовно-нравственное воспитание – это развитие основных (собственно человеческих) способностей: нравственной - состоящей в различении добра и зла; эстетической, состоящей в различении прекрасного и безобразного и  религиозной, состоящей в различении истинного и ложного - является первостепенной задачей (часто, на мой взгляд, нереализуемой или стихийно реализуемой современной семьей). Но оно и средство преодоления разобщенности: между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и образовательным учреждением, между человеком и традиционной культурой.  О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил НИИ семьи и воспитания. В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания [Приложение 2]. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Нужно сказать, что пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.

  В 1928 году   Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье...   Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...».

  К сожалению, сегодня ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе.

 Причины такой несостоятельности известны, хотя и нуждаются в более глубоком дополнительном анализе:

- это утрата традиционного для нашей культуры понимания воспитания  (семейного воспитания, в первую очередь), жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми;
- это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;
-поразительная неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;
-современное   социокультурное окружение;

-скудость общественного опыта освоения традиций религиозного воспитания;

  -ориентация в формировании содержания и выборе форм духовно-нравственного воспитания на архаические, не всегда созвучные с особенностями восприятия в современном социокультурном контексте;

-отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь в духовно-нравственном воспитании современных детей, какие условия являются необходимыми для успешного решения этих задач;

- отсутствие представлений о прямой зависимости процесса становления духовной сферы детей, формирования содействующей духовно-нравственному становлению среды ОУ и семьи от внутренней духовной жизни педагогов и родителей;

  Сегодня всем очевидно, с одной стороны, объединение усилий семьи и учреждений образования в создании единого воспитательно-образовательного пространства для развития личности ребенка, а, с другой стороны, - неготовность, как семьи, так и системы образования к удовлетворению этой социально-педагогической потребности.

В связи с этим перед школой стоят следующие задачи:

просветительская (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми);

консультативная (совместные психолого-педагогические поиски методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков);

коммуникативная (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры).  

Порой  родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.

Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, к сожалению, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью.

А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских   традициях мы можем.  Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, учителя понимают, что на каком-то этапе мы теряем тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей?  Невозможно вырастить духовно-богатую личность, не воспитывая духа настоящих патриотов, не воспитывая уважения к своим корням, традициям.

В апреле-мае ежегодно у нас в школе и классах проходят мероприятия в честь Дня Победы: конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся» в начальных классах, конкурс инсценированной песни среди 5-8 классов, операция «Письмо ветерану» в 9-11 классах . Надо сказать, что в целом дети адекватно, доброжелательно  воспринимают и наши песни о войне, и стихотворения, и подобные встречи.  

На классных часах обсуждаю с детьми самые разные темы, в том числе жизненные и семейные ценности, взаимоотношения детей и родителей. Назову лишь некоторые из них: «В кругу друзей», «Мы родились на подольской земле»; «Когда начинаются ссоры»; «И жизнь, и слезы, и любовь»; «Дорогой мой человек»; «Не обижай меня». Такое общение ориентировано на собственный жизненный опыт ребенка, родителя и педагога. Получается доверительный разговор, к примеру, о семейных традициях, о важности заботы, согласия, уважения к старшим, ответственности за доброе имя семьи.

В общем мы, учителя, ориентируем ребят и родителей на доброе отношение друг к другу, к родным и близким, к своей малой родине, к труду, обязанностям.   И, конечно же, очень важны совместные семейные увлечения - поездки, походы, занятия техникой, музыкой.

Литература:

1. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.

2. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 2003.

3. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.

4. Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1999.

5. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 2003. - №6.

Приложение 1

Факторы, влияющие на  духовно-нравственное развитие ребенка

 

 Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%;

средств массовой информации - 30%;

школы - 20%;

 улицы - 10%.

Приложение 2

Проблемы семейного воспитания (было предложено 32 проблемы)

Выполняя задание,

- 80,2% респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей;

- 55,4% опрошенных отметили значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей; 

- 53% - недостаточное знание членами семьи друг друга;

- 53,3% - отсутствие возможности контролировать поведение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

Тема: «Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся».

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: " Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся»....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...