Родительское собрание "Воспитание без насилия"
статья (6 класс) по теме

Шуфаева Ольга Сахиповна

Родительское собрание, предложенное родителям учащихся 6 класса. Цель данного собрания - дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.иложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_bez_nasiliya.doc116.5 КБ
Microsoft Office document icon vospitanie_bez_nasiliya.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное  учреждение

для  обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья

« Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат VIII вида»

Родительское собрание

«Воспитание без насилия»

6 класс

                                                                      Cоставила: Шуфаева Ольга Сахиповна,

                                                                      учитель I  квалификационной категории

                  1 квалификационной категории

                  1 квалификационной категории

Родителями быть нелегко, но плохо,

 если нелегко от этого нашим детям.

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. 

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний. Сегодня многие родители не умеют наказать своих детей. Само слово «наказание» кажется почти неприличным: в нем слышатся отголоски авторитаризма, он отбрасывает нас на десятилетия назад, когда детей воспитывали с помощью подзатыльников и порки ремнем.

Итак, можно ли иногда, когда ребенок совершенно невыносим или когда он сделал что-то ужасное, поднять на него руку? Донесет ли до него «ремень» наше отношение к происходящему лучше, чем слова?

Мы предлагаем разделиться на две команды: первая команда будет за наказания, а вторая – против. Девиз первой команды – нет, никогда. Девиз второй – можно, в крайних случаях. Каждая команда должна отстоять свой девиз, поддержать его фактами, примерами из вашей жизни.

Первый вопрос: подумайте и скажите, допустимы ли физические наказания?

Ответ первой команды.

А сейчас послушайте, что об этом думают психологи. Нет, никогда. Физические наказания должны быть полностью исключены. Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми; дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

Ответ второй команды.

Можно, в крайних случаях, когда совершен поступок, выходящий за рамки приемлемых семейных отношений (кража, первая попойка и т. п.). Таких случаев может быть всего несколько.

Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок. При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом: выработка рефлекса через болезненные ощущения.

К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:

1.  Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья.

Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.

2. Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми).

3. Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей).

4. Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Леви.

Учитель раздает памятки:

1.Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

3. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

4.Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

5. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

6. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

7. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

8. За один проступок – одно наказание.

9. Смысл наказания –  вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

1. Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

2. Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

3. Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

4. Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.

5. Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания.

6. Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.

7. Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Практический блок. "Наши ошибки в воспитании детей"

         Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Мнение родителей: Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. «Мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Совет родителям: Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако, эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – ребенок будет воспринимать вас как людей лживых.

Лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Безразличие
«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым.

Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей: Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

Детей надо баловать
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Совет родителям: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

Навязанная роль
«Мой ребенок – мой лучший друг»

Мнение родителей: Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как взрослый человек.

Совет родителям: Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь родители главнейшие люди на свете. Дети даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

«Больше денег – лучше воспитание»

Мнение родителей: Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Совет родителям: Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности. И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Совет родителям: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ваше настроение
«Может или нет. Это зависит от настроения»

Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя»

Мнение родителей: Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Совет родителям: Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо.

Анкетирование родителей.

В. Как Вы считаете, присущи ли Вашему ребёнку (да, нет) следующие черты: 

  • Неуверенность в себе
  • Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих)
  • Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любит ли он ласку)
  • Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимает самостоятельные решения)
  • Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникает, опускает руки)
  • Склонность к самобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения)
  • Недостаточная общительность и незрелость личности.

Если на большую часть вопросов Вы даёте положительный ответ, у Вас есть повод для беспокойства. Более подробную информацию по этому вопросу вы можете получить у профессионального психолога в ближайшем от Вас центре психологической помощи.

В. Далее оцените уровень своей осведомленности о наличии обсуждаемой проблемы: 

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Если более чем на семь вопросов Вы дали утверждающий ответ, то у Вас и Вашего ребёнка есть все шансы успешно выходить из различных проблемных ситуаций, если же положительных ответов менее четырёх, то Вы рискуете столкнуться с неприятными сюрпризами.

В случае если Вы из этой анкеты поняли, что не всегда умеете “держать удар”, обратитесь к квалифицированному психологу, который вызывает у Вас доверие. Он поможет Вам и Вашему ребёнку стать более уверенным в себе человеком.

Результаты ответов учеников на два вопроса.

 Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Учащиеся

Боевики

Фильмы ужасов

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другое

11 человек

64%

55%

45%

36%

18%

27%

Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

Учащиеся

Желание

победить

Желание испугаться

Красивые люди, наряды

Сказочная, добрая атмосфера

Желание узнать что-то новое

Желание быть таким же

11 человек

55%

36%

18%

36%

45%

64%

 После просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения. А что же делают с детьми компьютерные игры?

 Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;
  • Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;
  • Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;
  •  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;
  •  Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;
  •  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;
  •  В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

        

  Подведение итогов.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут вам найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Хотелось бы закончить собрание стихотворением, ещё раз подтверждающим это.

Инсценировка стихотворения «Товарищи взрослые»

Товарищи взрослые! Вы в ответе

За все, что сделали ваши дети.

Дело было вечером.

Делать было нечего.

-А у нас в квартире газ.

А у вас?

-А у нас водопровод.

Вот!

-А у нас сегодня папа

Пришел домой навеселе.

Кошку выбросил в окошко,

Вместо кошки стало две.

-А мой папа, между прочим,

Не ночует дома ночью.

-А мой папа – бегемот.

Его мама так зовет.

-Бегемотом удивил,

Да я у папы – крокодил.

Брат – осел, сестра – свинья.

Зоопарк, а не семья.

-А у нас соседка Нюра – дура,

У нее извилин мало.

Это мама так сказала.

-А у нас сосед соседа

Бил вчера велосипедом.

-Велосипедом – ерунда,

Вот мотоциклом – это, да!

-Ах, ты драться? Получи!

Где тут были кирпичи?

Петя Вову колотил,

Вова Петю укусил,

Два забора поломали,

Две рубахи изодрали,

Час каталися в пыли,

А потом домой пошли.

Папа с мамой от ужаса белые:

«Что с ребенком улица сделала».

А ведь улица-то дело пятое,

Ведь не улица виноватая!

-Товарищи взрослые! Вы в ответе

За все, что делают ваши дети!

Решение родительского собрания

Принимается в форме рекомендации родителям.

Рекомендации родителям

Для успешного взаимодействия родителей и школьников необходимо:

1.Беседовать со своим ребенком обо всем, в том числе об алкоголе, наркотиках, о ролевом поведении мужчины и женщины.

2.Научиться слушать и принимать мнения, даже если они не соответствуют вашему.

3.Знать круг друзей, с которыми общается ребенок, и если это возможно, родителей    

  детей.

4.Установить четкие границы поведения и придерживаться их. Интересоваться, как и

  где ребенок проводит свое свободное время.

5.Помочь ребенку поверить в себя; ценить и уважать своего ребенка.

6.Поддерживать ребенка в собственных его начинаниях.

7.Развивать самостоятельность мышления и навыки сопротивления манипулированию сознанием.

8.Помочь сформировать ребенку жизненные ценности.

9.Стараться увидеть в ребенке хорошее, хвалить, воодушевлять его.

10.Предлагать ему здоровые и творческие увлечения.

11.Обмениваться опытом с другими родителями и своими друзьями о проблемах воспитания.

12.Быть самим примером для своего ребенка.

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

Е.Агашкова «Ремень по наследству» 

Эта история трёх поколений. Мать жестоко избивала свою дочь. Дочь, когда выросла, пальцем не тронула своего ребенка. Казалось бы, всё хорошо, но. . . 
Очень много писем о жестокости родителей, о том, что жестокость порождает жестокость, я с этим согласна, и считаю, что надо добраться до первопричин. 
Хочу поделиться случаем из своего детства. Когда началась война, я уже была без отца, разошлись отец с матерью, когда мне было три года… Неудачи в личной жизни, война, лишения – всё это сказалось на состоянии моей матери, вызывало у нее раздражение даже против единственной маленькой дочери… 
Первый случай побоев я помню, когда мне исполнилось 4 года. Недосмотрела воспитательница детского сада, заговорилась с подружкой, а с меня сняли красивое плюшевое пальто в тот момент, когда мы гуляли по саду. Велико было горе матери, когда в субботу она пришла брать меня домой, а я без пальто зимой, в военные годы когда ничего нельзя было купить, достать, когда детские пальто стоили очень дорого. Всю дорогу домой она шла, и била меня, раза два её останавливали работники милиции, грозились отнять ребенка. Пришли домой, она меня не пустила, так я и уснула у порога дома, как щенок. 
Помню далее, била меня уже в школьные годы за все: за то, что не вымыла посуду к её приходу домой, за то, что не подмел пол. Била особенно жестоко, каждый раз выдумывая приемы, то мокрым полотенцем, то проволокой, то ставила коленками на горох… Помню, в 4 классе рассмеялась на уроке, кто-то меня рассмешил, а я не могла остановиться. Так учительница вызвала мать, которая тут же, при всех в школе стала бить меня, как попало, с такой злостью, что учителя стали отнимать меня у нее. После этого она ни разу в школу не приходила, учителя ее вызывать боялись, да и не за что было, училась я хорошо. 
Била она меня однажды за разбитый графин уже в 5 классе, а мне обидно было не за то, что бьёт, я считала, что заслужила, а за то, что я целый день до её прихода стояла на коленях перед иконой и молилась, чтобы не била (кто-то из подруг посоветовал), потом со злости на бога я спрятала икону так, что ее и мать не могла найти. 
Однажды, начитавшись про героизм, про пытки, казни, про партизан, я решила не плакать, если будет бить, а вообразить себя партизанкой на пытках и терпеть. Бьёт она меня очередной раз, сильно бьёт, зажав между колен, а я молчу, она бьёт, а я молчу, страшно ей стало, что она с ребенком сделала, почему молчит, почему не кричит? Посмотрела она мне в глаза, погладила и горько заплакала, дала мне денег на кино и попросила, что если она когда-нибудь еще начнет бить, чтобы я бежала. 
Пришел такой случай, я и побежала, а она догнала меня на улице, добавила еще и за то, что позорилась, бежала по улице. 
Конец всем этим избиением все же пришел, когда мне исполнилось 16 лет, я не вытерпела, считала себя уже не девочкой, а самостоятельной девушкой, скрутила ей руки и повалила на кровать. Это был взрыв, она остолбенела, ничего не понимая, что случилось. Её послушная, забитая, худенькая, маленькая дочка подняла на нее руки, как же так? 
После этого она меня не тронула ни разу, мы с ней стали как подруги, дружили всю жизнь до последнего ее дня. Я свою дочку вырастила, ни разу не тронув, только иногда говорила ей: «И тебе, Танюшенька, не стыдно?». Этого было достаточно, чтобы Танюшенька разревевшись, сама себя ставила в темный угол, сама себя наказывала на неопределенный срок, сама себя освобождала из угла. 
Сейчас Таня сама уже мама, воспитывает дочку и сына, и я поражаюсь, когда она их бьёт за шалости, откуда эта озлобленность? Я ведь ни разу ее не била. Неужели от бабушки? Может быть, от всяких неприятностей на работе, дома? 
Сейчас я работаю преподавателем в СПТУ, работаю с трудными детьми, являюсь классным руководителем группы, запрещаю мастеру производственного обучения бить учащихся, убеждаю родителей, что бить детей – это не педагогичный прием, это не принесет положительных результатов в воспитании. 
Но все-таки никак не пойму, почему у меня дочка такая злая с детьми? 

Используемая литература.

  1. Н.И.Дереклеева. “Справочник классного руководителя 5 – 11 классы” - М.: “ВАКО”, 2002 г.
  2. Н.П.Аникеева. “Учителю о психологическом климате в коллективе” - М.: Просвещение, 1983 г.
  3. И.Ахметова и др. “Мой выбор”. Учебно – методическое пособие для учителя средней школы. Издание третье, исправленное и дополненное. М.: ЗАО “Учительская газета”, 2002 г.
  4. Н.В. Ковалёва. “Родительские собрания в 5-7х классах” Издание 2-е. – Ростов н/д: Издательство “Феникс”, 2004 г.


Памятка для родителей

1.Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

3. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

4.Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

5. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

6. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

7. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

8. За один проступок – одно наказание.

9. Смысл наказания –  вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Памятка для родителей

1.Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

3. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

4.Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

5. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

6. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

7. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

8. За один проступок – одно наказание.

9. Смысл наказания –  вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Памятка для родителей

1.Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

3. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

4.Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

5. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

6. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

7. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

8. За один проступок – одно наказание.

9. Смысл наказания –  вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;
  • Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;
  • Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;
  •  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;
  •  Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;
  •  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;
  •  В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;
  • Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;
  • Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;
  •  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;
  •  Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;
  •  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;
  •  В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Анкета для родителей

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Анкета для родителей

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Анкета для родителей

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Анкета для родителей

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Боевики

Фильмы ужасов

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другое

Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

Желание победить

Желание испугаться

Красивые люди, наряды

Сказочная, добрая атмосфера

Желание узнать что-то новое

Желание быть таким же

Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Боевики

Фильмы ужасов

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другое

Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

Желание победить

Желание испугаться

Красивые люди, наряды

Сказочная, добрая атмосфера

Желание узнать что-то новое

Желание быть таким же

Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Боевики

Фильмы ужасов

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другое

Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

Желание победить

Желание испугаться

Красивые люди, наряды

Сказочная, добрая атмосфера

Желание узнать что-то новое

Желание быть таким же



Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное  учреждение

для  обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья

« Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат VIII вида»

Родительское собрание

«Воспитание без насилия»

6 класс

                                                                      Cоставила: Шуфаева Ольга Сахиповна,

                                                                      учитель I  квалификационной категории

                  1 квалификационной категории

                  1 квалификационной категории

Родителями быть нелегко, но плохо,

 если нелегко от этого нашим детям.

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. 

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний. Сегодня многие родители не умеют наказать своих детей. Само слово «наказание» кажется почти неприличным: в нем слышатся отголоски авторитаризма, он отбрасывает нас на десятилетия назад, когда детей воспитывали с помощью подзатыльников и порки ремнем.

Итак, можно ли иногда, когда ребенок совершенно невыносим или когда он сделал что-то ужасное, поднять на него руку? Донесет ли до него «ремень» наше отношение к происходящему лучше, чем слова?

Мы предлагаем разделиться на две команды: первая команда будет за наказания, а вторая – против. Девиз первой команды – нет, никогда. Девиз второй – можно, в крайних случаях. Каждая команда должна отстоять свой девиз, поддержать его фактами, примерами из вашей жизни.

Первый вопрос: подумайте и скажите, допустимы ли физические наказания?

Ответ первой команды.

А сейчас послушайте, что об этом думают психологи. Нет, никогда. Физические наказания должны быть полностью исключены. Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми; дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

Ответ второй команды.

Можно, в крайних случаях, когда совершен поступок, выходящий за рамки приемлемых семейных отношений (кража, первая попойка и т. п.). Таких случаев может быть всего несколько.

Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок. При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом: выработка рефлекса через болезненные ощущения.

К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:

1.  Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья.

Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.

2. Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми).

3. Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей).

4. Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Леви.

Учитель раздает памятки:

1.Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

3. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

4.Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

5. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

6. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

7. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

8. За один проступок – одно наказание.

9. Смысл наказания –  вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

1. Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

2. Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

3. Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

4. Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.

5. Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания.

6. Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.

7. Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Практический блок. "Наши ошибки в воспитании детей"

         Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Мнение родителей: Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. «Мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Совет родителям: Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако, эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – ребенок будет воспринимать вас как людей лживых.

Лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Безразличие
«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым.

Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей: Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

Детей надо баловать
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Совет родителям: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

Навязанная роль
«Мой ребенок – мой лучший друг»

Мнение родителей: Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как взрослый человек.

Совет родителям: Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь родители главнейшие люди на свете. Дети даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

«Больше денег – лучше воспитание»

Мнение родителей: Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Совет родителям: Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности. И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Совет родителям: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ваше настроение
«Может или нет. Это зависит от настроения»

Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя»

Мнение родителей: Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Совет родителям: Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо.

Анкетирование родителей.

В. Как Вы считаете, присущи ли Вашему ребёнку (да, нет) следующие черты: 

  • Неуверенность в себе
  • Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих)
  • Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любит ли он ласку)
  • Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимает самостоятельные решения)
  • Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникает, опускает руки)
  • Склонность к самобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения)
  • Недостаточная общительность и незрелость личности.

Если на большую часть вопросов Вы даёте положительный ответ, у Вас есть повод для беспокойства. Более подробную информацию по этому вопросу вы можете получить у профессионального психолога в ближайшем от Вас центре психологической помощи.

В. Далее оцените уровень своей осведомленности о наличии обсуждаемой проблемы: 

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Если более чем на семь вопросов Вы дали утверждающий ответ, то у Вас и Вашего ребёнка есть все шансы успешно выходить из различных проблемных ситуаций, если же положительных ответов менее четырёх, то Вы рискуете столкнуться с неприятными сюрпризами.

В случае если Вы из этой анкеты поняли, что не всегда умеете “держать удар”, обратитесь к квалифицированному психологу, который вызывает у Вас доверие. Он поможет Вам и Вашему ребёнку стать более уверенным в себе человеком.

Результаты ответов учеников на два вопроса.

 Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Учащиеся

Боевики

Фильмы ужасов

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другое

11 человек

64%

55%

45%

36%

18%

27%

Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

Учащиеся

Желание

победить

Желание испугаться

Красивые люди, наряды

Сказочная, добрая атмосфера

Желание узнать что-то новое

Желание быть таким же

11 человек

55%

36%

18%

36%

45%

64%

 После просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения. А что же делают с детьми компьютерные игры?

 Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;
  • Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;
  • Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;
  •  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;
  •  Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;
  •  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;
  •  В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

        

  Подведение итогов.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут вам найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Хотелось бы закончить собрание стихотворением, ещё раз подтверждающим это.

Инсценировка стихотворения «Товарищи взрослые»

Товарищи взрослые! Вы в ответе

За все, что сделали ваши дети.

Дело было вечером.

Делать было нечего.

-А у нас в квартире газ.

А у вас?

-А у нас водопровод.

Вот!

-А у нас сегодня папа

Пришел домой навеселе.

Кошку выбросил в окошко,

Вместо кошки стало две.

-А мой папа, между прочим,

Не ночует дома ночью.

-А мой папа – бегемот.

Его мама так зовет.

-Бегемотом удивил,

Да я у папы – крокодил.

Брат – осел, сестра – свинья.

Зоопарк, а не семья.

-А у нас соседка Нюра – дура,

У нее извилин мало.

Это мама так сказала.

-А у нас сосед соседа

Бил вчера велосипедом.

-Велосипедом – ерунда,

Вот мотоциклом – это, да!

-Ах, ты драться? Получи!

Где тут были кирпичи?

Петя Вову колотил,

Вова Петю укусил,

Два забора поломали,

Две рубахи изодрали,

Час каталися в пыли,

А потом домой пошли.

Папа с мамой от ужаса белые:

«Что с ребенком улица сделала».

А ведь улица-то дело пятое,

Ведь не улица виноватая!

-Товарищи взрослые! Вы в ответе

За все, что делают ваши дети!

Решение родительского собрания

Принимается в форме рекомендации родителям.

Рекомендации родителям

Для успешного взаимодействия родителей и школьников необходимо:

1.Беседовать со своим ребенком обо всем, в том числе об алкоголе, наркотиках, о ролевом поведении мужчины и женщины.

2.Научиться слушать и принимать мнения, даже если они не соответствуют вашему.

3.Знать круг друзей, с которыми общается ребенок, и если это возможно, родителей    

  детей.

4.Установить четкие границы поведения и придерживаться их. Интересоваться, как и

  где ребенок проводит свое свободное время.

5.Помочь ребенку поверить в себя; ценить и уважать своего ребенка.

6.Поддерживать ребенка в собственных его начинаниях.

7.Развивать самостоятельность мышления и навыки сопротивления манипулированию сознанием.

8.Помочь сформировать ребенку жизненные ценности.

9.Стараться увидеть в ребенке хорошее, хвалить, воодушевлять его.

10.Предлагать ему здоровые и творческие увлечения.

11.Обмениваться опытом с другими родителями и своими друзьями о проблемах воспитания.

12.Быть самим примером для своего ребенка.

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

Е.Агашкова «Ремень по наследству» 

Эта история трёх поколений. Мать жестоко избивала свою дочь. Дочь, когда выросла, пальцем не тронула своего ребенка. Казалось бы, всё хорошо, но. . . 
Очень много писем о жестокости родителей, о том, что жестокость порождает жестокость, я с этим согласна, и считаю, что надо добраться до первопричин. 
Хочу поделиться случаем из своего детства. Когда началась война, я уже была без отца, разошлись отец с матерью, когда мне было три года… Неудачи в личной жизни, война, лишения – всё это сказалось на состоянии моей матери, вызывало у нее раздражение даже против единственной маленькой дочери… 
Первый случай побоев я помню, когда мне исполнилось 4 года. Недосмотрела воспитательница детского сада, заговорилась с подружкой, а с меня сняли красивое плюшевое пальто в тот момент, когда мы гуляли по саду. Велико было горе матери, когда в субботу она пришла брать меня домой, а я без пальто зимой, в военные годы когда ничего нельзя было купить, достать, когда детские пальто стоили очень дорого. Всю дорогу домой она шла, и била меня, раза два её останавливали работники милиции, грозились отнять ребенка. Пришли домой, она меня не пустила, так я и уснула у порога дома, как щенок. 
Помню далее, била меня уже в школьные годы за все: за то, что не вымыла посуду к её приходу домой, за то, что не подмел пол. Била особенно жестоко, каждый раз выдумывая приемы, то мокрым полотенцем, то проволокой, то ставила коленками на горох… Помню, в 4 классе рассмеялась на уроке, кто-то меня рассмешил, а я не могла остановиться. Так учительница вызвала мать, которая тут же, при всех в школе стала бить меня, как попало, с такой злостью, что учителя стали отнимать меня у нее. После этого она ни разу в школу не приходила, учителя ее вызывать боялись, да и не за что было, училась я хорошо. 
Била она меня однажды за разбитый графин уже в 5 классе, а мне обидно было не за то, что бьёт, я считала, что заслужила, а за то, что я целый день до её прихода стояла на коленях перед иконой и молилась, чтобы не била (кто-то из подруг посоветовал), потом со злости на бога я спрятала икону так, что ее и мать не могла найти. 
Однажды, начитавшись про героизм, про пытки, казни, про партизан, я решила не плакать, если будет бить, а вообразить себя партизанкой на пытках и терпеть. Бьёт она меня очередной раз, сильно бьёт, зажав между колен, а я молчу, она бьёт, а я молчу, страшно ей стало, что она с ребенком сделала, почему молчит, почему не кричит? Посмотрела она мне в глаза, погладила и горько заплакала, дала мне денег на кино и попросила, что если она когда-нибудь еще начнет бить, чтобы я бежала. 
Пришел такой случай, я и побежала, а она догнала меня на улице, добавила еще и за то, что позорилась, бежала по улице. 
Конец всем этим избиением все же пришел, когда мне исполнилось 16 лет, я не вытерпела, считала себя уже не девочкой, а самостоятельной девушкой, скрутила ей руки и повалила на кровать. Это был взрыв, она остолбенела, ничего не понимая, что случилось. Её послушная, забитая, худенькая, маленькая дочка подняла на нее руки, как же так? 
После этого она меня не тронула ни разу, мы с ней стали как подруги, дружили всю жизнь до последнего ее дня. Я свою дочку вырастила, ни разу не тронув, только иногда говорила ей: «И тебе, Танюшенька, не стыдно?». Этого было достаточно, чтобы Танюшенька разревевшись, сама себя ставила в темный угол, сама себя наказывала на неопределенный срок, сама себя освобождала из угла. 
Сейчас Таня сама уже мама, воспитывает дочку и сына, и я поражаюсь, когда она их бьёт за шалости, откуда эта озлобленность? Я ведь ни разу ее не била. Неужели от бабушки? Может быть, от всяких неприятностей на работе, дома? 
Сейчас я работаю преподавателем в СПТУ, работаю с трудными детьми, являюсь классным руководителем группы, запрещаю мастеру производственного обучения бить учащихся, убеждаю родителей, что бить детей – это не педагогичный прием, это не принесет положительных результатов в воспитании. 
Но все-таки никак не пойму, почему у меня дочка такая злая с детьми? 

Используемая литература.

  1. Н.И.Дереклеева. “Справочник классного руководителя 5 – 11 классы” - М.: “ВАКО”, 2002 г.
  2. Н.П.Аникеева. “Учителю о психологическом климате в коллективе” - М.: Просвещение, 1983 г.
  3. И.Ахметова и др. “Мой выбор”. Учебно – методическое пособие для учителя средней школы. Издание третье, исправленное и дополненное. М.: ЗАО “Учительская газета”, 2002 г.
  4. Н.В. Ковалёва. “Родительские собрания в 5-7х классах” Издание 2-е. – Ростов н/д: Издательство “Феникс”, 2004 г.


Памятка для родителей

1.Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

3. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

4.Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

5. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

6. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

7. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

8. За один проступок – одно наказание.

9. Смысл наказания –  вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Памятка для родителей

1.Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

3. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

4.Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

5. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

6. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

7. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

8. За один проступок – одно наказание.

9. Смысл наказания –  вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Памятка для родителей

1.Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

3. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

4.Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

5. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

6. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

7. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

8. За один проступок – одно наказание.

9. Смысл наказания –  вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;
  • Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;
  • Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;
  •  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;
  •  Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;
  •  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;
  •  В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;
  • Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;
  • Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;
  •  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;
  •  Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;
  •  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;
  •  В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Анкета для родителей

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Анкета для родителей

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Анкета для родителей

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Анкета для родителей

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Боевики

Фильмы ужасов

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другое

Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

Желание победить

Желание испугаться

Красивые люди, наряды

Сказочная, добрая атмосфера

Желание узнать что-то новое

Желание быть таким же

Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Боевики

Фильмы ужасов

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другое

Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

Желание победить

Желание испугаться

Красивые люди, наряды

Сказочная, добрая атмосфера

Желание узнать что-то новое

Желание быть таким же

Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Боевики

Фильмы ужасов

Шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другое

Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

Желание победить

Желание испугаться

Красивые люди, наряды

Сказочная, добрая атмосфера

Желание узнать что-то новое

Желание быть таким же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Семья и школа: детство без жестокости и насилия"

Выступление психолога на родительском собрание, призентация к нему, анкетирование учащихся и буклет для родителей в раздатку....

Родительское собрание "Насилие в семье"

Характеристики урока:Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: педагог-психолог, родители  Тема собрания: Жестокое обращение. Насилие в семье. Цели со...

Родительский всеобуч. Психологическое насилие:Признаки того, что ваш ребенок подвергается запугиванию со стороны окружающих.

В современном мире дети подвергаются многим опасностям. Одна из серьёзных опасностей - психологическое насилие.Иногда ребёнок может стать объектом запугивания со стороны окружающих. Что должно насторо...

Презентация к родительскому собранию на тему "Как уберечь ребенка от насилия?"

Данная презентация может быть полезна в работе классным руководителям и педагогу-психологу школы, так как материал, содержащийся в ней, расскажет родителям о видах насилия, которым может подвергнуться...

Родительское собрание " Нет! насилию в семье"

·        Показать, что мир в семье — главное условие благо­получия, счастья и здоровья всех членов семьи;Познакомить родителей с различными видами насилия в семье;Фо...

Родительское собрание "Против насилия над детьми"

Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов....