Комплексы артикуляционной гимнастики
консультация по теме

Плешкова Ирина Борисовна

Материал содержит комплексы упражнений, ежедневное выполнение которых будет способствовать профилактике и устранению нарушений звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_artikulyatsionny_gimnastiki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы артикуляционной гимнастики

Данные комплексы применяются в работе с детьми, имеющими выраженные проявления дизартрии. Каждый комплекс используется в течение месяца. Параллельно вводятся упражнения дифференцированной артикуляционной гимнастики для постановки того или иного звука. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз, выполнение всего комплекса не должно превышать 5 минут.

Комплекс № 1

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Крокодил» – открыть и закрыть рот.
  2. «Рыба» – открыть рот широко, наполовину закрыть, полностью закрыть.
  3. «Шарик» – надуть щёки при сомкнутых губах, надуть одну щеку, другую.
  4. «Змея» – просовывать язык при закрытом рте между губами.
  5. «Бабочка» – при открытом рте кончиком высунутого языка делать движения от нижней губы к верхней и наоборот.
  6. «Поцелуй» - чмокать, как бы целуя куклу.

Упражнение для выработки правильной воздушной струи:

Игра на любом духовом музыкальном (дудочка, труба), следить, чтобы щеки не надувались, плечи не поднимались. Вдох через нос.

Упражнение для развития мелкой моторики:

«Погладим котёнка» – плавно имитировать это движение. Сначала левой рукой, потом правой. От трёх до пяти раз.


Комплекс № 2

Упражнения для губ:

  1. «Улыбка» - зубы сомкнуты. Губы улыбаются, хорошо видны нижние зубы. Под счёт один, два, три, четыре, пять.
  2. «Трубочка» – зубы сомкнуты, губы трубочкой, тянуть вперёд, не подтягивая к носу.
  3. «Колёсико» – рот открыт, как при звуке «О», губы округлены.
  4. Чередовать под счёт один, два:

а) «Улыбка» – «Трубочка»                                    

б) «Улыбка» – «Колёсико»                                    

в) «Улыбка» – «Трубочка» – «Колёсико»  

         

Развитие силы голоса:

Игра «Птички» - птички летают, машут крылышками, собираются в стаи. Встать, руки крепко сжать в кулачки, согнуть в локтях, громко на выдохе, помогая руками:

А – А – А, У – У – У, О – О – О

Развитие мелкой моторики:

 Научить ребёнка шнуровать ботинки, завязывать бантики, застёгивать и расстёгивать пуговицы.


Комплекс № 3

Упражнения для языка:

  1. «Лопаточка» - рот широко раскрыт, губы в улыбке, язык широкий  на нижней губе, держать под счёт до пяти. Язык расслаблен, нижнюю губу не подтягивать.
  2. «Протискивание» – губы в улыбке, видны зубы, широкий язык медленно под счёт один, два, три протискивается между сжатыми зубами.
  3. «Накажи непослушный язычок» – язык широкий на нижней губе, губы в улыбке, пошлёпать язык верхней губой.
  4. «Рубим капусту» – губы в улыбке. Покусать передними зубами широкий кончик языка, покусать середину языка. Следить, чтобы язык был широким.

Упражнения для развития воздушной струи:

  1. «Погрели ладошки» – открыть рот и сделать выдох на руки. Воздух должен быть теплый, язык у нижних зубов.
  2. «Ныряльщики» - глубоко вдохнуть, задержать вдох, «нырнуть в воду» (присесть), встать – выдох.

Упражнения для развития мелкой моторики:

«Весёлый оркестр» – имитация игры на музыкальных инструментах: пианино, дудочка, барабан.


Комплекс № 4

Упражнения для языка:

1. Кусаем боковые края языка, губы в улыбке, пожевать боковыми зубами боковые края языка, язык широкий, отодвинут от нижних зубов, зубы видны. Язык и губы как при звуке «И».

  1. «Горка» – губы в улыбке, упереть широкий кончик языка в нижние зубы, а середину языка поднять горкой. Следить, чтобы горка была широкой.

3. «Саночки скатываются с горки» – язык широкой «горкой», губы в улыбке, зубы – «саночки» скатываются вниз. Зубы ставить как можно дальше от кончика языка, медленно съезжать вниз к кончику языка.

4. «Волны» – упражнение «Горка» и движение языка вперёд-назад, двигается середина языка, кончик языка упирается в нижние зубы.

Упражнение для развития нижнедиафрагмального дыхания:

Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем.  (Надуваем живот)

Шарик лопнул, – выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (Плечи не поднимаются)

Упражнения для развития мелкой моторики:

  1. «Гусь» – большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы сжать в кулак.

2. «Кольцо» – большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные сжимаются и разжимаются.


Комплекс № 5

Упражнения для языка:

  1. «Конфетка» – губы улыбаются, хорошо видны зубы, рот открыт, спинка языка присасывается к нёбу, кончик языка не виден, сильнее растягивать подъязычную связку.
  2. «Вкусное варенье» – обнять широким языком верхнюю губу, видны нижние зубы. Можно помогать руками, тянуть подбородок вниз.

Упражнение для выработки правильной воздушной струи:

«Гоняем лягушку» – положить кусочек ваты или бумаги на тетрадь, взять её в руки и держать на уровне подбородка. Широкий язык на нижней губе, сдуем ватку, чтобы щеки не надувались, струя воздуха по середине языка.

Развитие мелкой моторики:

«Кулачки» – локти опираются на стол, руки крепко сжать в кулачки и разжать 5 раз.


Комплекс № 6

Упражнение для языка:

  1. «Чашечка» – широкий язык лежит на нижней губе, рот широко открыт, загнуть края языка чашечкой.
  2. «Киска лакает молоко» – положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка чашечкой и задвинуть в рот, губы в улыбке, видны нижние зубы.
  3. «Качели» – рот широко открыт, широкий язык двигается вверх-вниз, зубы видны, губы улыбаются.
  4. «Качели за зубами» – широкий язык вверх-вниз, зубы видны, губы улыбаются.

Упражнения для выработки правильной воздушной струи:

«Фокус» – обнять широким языком верхнюю губу и сдуть ватку с носа медленным спокойным выдохом.

Упражнения для развития мелкой моторики:

«Улитка – коза» - выдвигать пальцы на обеих руках:

а) мизинец – указательный;

б) средний – указательный;

«Весёлые маляры» – синхронные движения кистей обеих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха. Впереди себя, слева и справа по три раза.


Комплекс № 7

Упражнения для языка:

  1. «Лошадка» – пощёлкать языком, остановить лошадку – вибрация губ.
  2. «Завести мотор» – положить язык между зубами и губами и вызвать вибрацию языка.
  3. «Сплевывание» – на кончик языка положить кусочек бумажки и сплюнуть её. Язык при этом между губами.

Упражнение для выработки правильной воздушной струи:

Поддувание вертушек. Губы в улыбке, язык широкий на нижней губе, струя воздуха посередине языка, щеки не надувать.

Упражнения для развития мелкой моторики:

  1. «Курочка пьёт воду» - локти упираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперёд с подключением кистевого замаха. Впереди себя, слева и справа.
  2. «Качаем лодочку» – пальцы рук сложены в замочек. Плавные движения рук в горизонтальном направлении.


Комплекс № 8

Упражнения для языка:

  1. «Маляр» – губы в улыбке, широким кончиком языка «красим потолок» – нёбо, вперёд-назад.
  2. «Барабан» – губы улыбаются, широкий язык ударяется в бугорки за верхними зубами. Произнести: «т – т – т». Нижняя челюсть не двигается, рот открыт.
  3. «Громкий барабан» – то же самое, только произнести: «д – д – д».
  4. «Пулемёт» – то же самое, только в быстром темпе: «д – д – д». Следить, чтобы язык не падал, ударял в бугорки, а не в зубы.

Упражнения для выработки правильной воздушной струи:

Надувание шариков, пускание мыльных пузырей, гонять на воде лодочку.

Упражнения для развития мелкой моторики:

«Крючочки» – поочерёдное сцепление соответственных пальцев обеих рук с растяжкой их.


Комплекс № 9

Упражнения для языка:

  1. «Мотор» – губы в улыбке, широкий кончик языка на бугорках за верхними зубами. Присосать кончик языка к бугоркам. Произносить «д – д- д» и в это время быстро ударять прямым указательным пальцем правой руки под кончиком языка, вызывая вибрацию его.
  2. «Грибочек» – поставить язык кончиком и серединой на нёбо. Подъязычную уздечку растянуть, удерживать язык под счёт до пяти.

Упражнение для выработки правильной воздушной струи:

«Сдуть бумажку с грибочка» - поставим «грибочек», положим на язык бумажку и резко сдуем её, вызвав вибрацию языка.

Упражнения для развития мелкой моторики:

«Пальчики здороваются» – одновременное соединение подушечек соответственных пальцев обеих рук с их нажатием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Упражнения артикуляционной гимнастики, подобранные в отдельные комплексы и изложенные в мультимедийной презентации...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей

Комплекс артикуляционной гимнастики расчитан для учащихся 1-8 классов для использования на занятиях по пению....

Комплексы артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов...

Комплекс артикуляционной гимнастики "Ребятки и зверятки" с презентацией.

Данная презентация предназначена для наглядной демонстрации  при проведении артикуляционной гимнастики в процессе разучивания песен, работе ...