Жизненные ценности в семейной жизни и формирование разумных потребностей и жизненных ценностей у старшеклассников
статья по теме

Паймулкина Эльвира Асхатовна

Лекция для родителей учащихся 9-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизненные ценности в семейной жизни и формирование разумных

потребностей и жизненных ценностей у старшеклассников.

 Несколько слов о современных условиях, в которых формируются

личности наших детей.

В наше время, как ни в какое другое, научно-технический прогресс прямо пропорционален количеству как взрослых, так и детских драм и страданий.

Это время, когда нравственные ценности становятся менее значимыми и часто даже вызывают насмешку и иронию. Неопределенность — вот основная временная характеристика нашего времени. И сегодня многие философы и психологи говорят о том, что велика возможность антропологической катастрофы, т.е. идет процесс дегуманизации. Мы наблюдаем уход человека от активной жизни в обществе, от природы, от труда и в конечном итоге, от самого себя.

 Чем усиливается социальный драматизм? В первую очередь -безработицей, социальным неравенством‚ бедностью. На фоне социального драматизма прорастает драматизм человека.

По мнению психологов, в стране неуклонно растет количество негативных проступков В школе появляется все больше так называемых проблемных детей. Мы знаем, что проблемные дети появляются как в неблагополучных так и в суперблагополучньтх семьях, в которых гипертрофированы нравственные ценности.

Отсюда возникает вопрос: «Как же воспитывать детей в таких неблагополучных условиях, чтобы в них гармонично сочетались свободолюбие и стремление к независимости, любовь к ближнему, трудолюбие и порядочность, гражданственность и человечность?»

Как ориентироваться в современном воспитании, когда кругом бушуют войны, а новые рыночные отношения порождают алчность и безумие? Как соединить реализацию детского само (самостоятельность, самообслуживание, самораскрытие, самоконтроль, самозащита) с разумным руководством взрослых, чтобы избежать вседозволенности, чтобы сформировать разумные жизненные потребности и жизненные ценности, с тем, чтобы дети росли счастливыми?

С одной стороны, современные родители нуждаются в конкретных советах, а с другой — в педагогике сложилось незыблемое правило: в воспитании нет и не может быть рецептов. Рецептов, может,  и нет. Но мы знаем, что сегодня нужно исходить из общечеловеческих жизненных ценностей.

Сама жизнь подсказывает, что сегодня истинные духовные ценности переместились в семью. Семья стала хранительницей и исповедальницей высокой Любви, Труда, Свободы. А на одном из первых мест обозначилась

такая необходимая жизненная ценность как защищенность личности ребенка и его родителей. Конечно, защищенность должна обеспечиваться государством, но прежде всего от семьи зависит то, как распорядиться правами и обязанностями в мире войн, как уберечь ребенка от неоправданных стрессов и страданий, как сделать семью защитницей гуманного воспитания.

Обратившись к трудам психологов-гуманистов, можно выделить основные направления гуманистического воспитания:

1. Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.

2. Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализации личности.

3. Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребенка, как на его потребность побыть в одиночестве, так и на желание общения.

Огромное значение имеет работа по развитию нравственных качеств.

Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Что мы, родители, может сделать в этом направлении?

1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальной жизненной ситуации.

2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях (ведь самое ценное в жизни — это сама жизнь).

3. Воспитывать интерес ребенка к самому себе, и желание совершенствоваться.

4. Развивать волевые качества старшеклассника, способность к критическому

осмыслению своих сильных и слабых сторон.

5. Формировать позитивное отношение к обычаям и традициям своего народа, своей семьи, осознавать и делать выводы о самом себе.

Это то, что должны делать мы по развитию нравственных качеств. Но в

наше время очень часто можно услышать фразу: «Идет переоценка ценностей». И все чаще на первый план выходят такие жизненные ценности,

как материальное обеспечение и общественное признание.

А что наши дети думают о жизненных ценностях? Что ставят они на первое место? Ведь гармонично развитая личность характеризуется еще и тем, какие ценности признаются самыми высокими.

Вот что показало анкетирование, которое было проведено среди учащихся7 классов по методике «Ценностные ориентации».

В методике сказано, что система ценностных ориентаций определяет

содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее

отношений к окружающему миру.

В этой методике описаны 2 класса ценностей:

Терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Учащимся было предложено из 18 ценностей выбрать самые важные (здесь были и активная деятельная жизнь, и мудрость, и здоровье, интересная работа, любовь, общественное признание, материальное благополучие и др.).

На I место старшеклассники поставили здоровье.

На II место -наличие хороших и верных друзей.

На III место - любовь.

На IV место-  свобода; счастье других.

На V место — счастливая семейная ;жизнь.

Среди ценностей-средств дети выбрали:

1. воспитанность;

2. независимость;

3. образованность;

4. терпимость;

5. чуткость.

Итак, те ценности-цели, которые стоят того, чтобы к ним стремиться.

Я хочу обратить ваше внимание на такую ценность, как свобода. Именно старшеклассникам свойственно желание быть независимыми, самостоятельными, свободными. А для нас, взрослых, свобода детей — это

очень болезненная тема. Попробуем, основываясь на опыте педагогов- гуманистов, разобраться в этой проблеме.

Всем нам понятно, что первая цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в самостоятельности. Человек — хозяин своей жизни. Чтобы помочь родителям, государство создало систему образования. Но образование оказывается почти бесполезным и не ведет к самостоятельности, если не вырабатывается у человека внутренняя самостоятельность, не укрепляется тот жизненный хребет, от которого зависят другие качества, подобно тому, как наши физические силы зависят от нашего позвоночника. Ускользающий от нас секрет слова «самостоятельность» заключается в том, что самостоятельный - значит свободный, а свобода зависит от важности и величины доступных нам жизненных выборов. Образованный свободнее неграмотного, потому что у него больше выбора в жизни, ему многое доступней. Но у него больше ответственности за выбор, поступки его сильнее влияют на судьбу.

Отчего же одни подростки, имея свободу, раскованы, а другие распущенны? Разница в том, как пришла к ним свобода. Ребенка развивает не

сама свобода, а собственные действия по добыванию свободы, так называемое самоосвобождение.

Когда ребенка оставляют без внимания, без влияния взрослых, без воспитания, он борется за себя в компании сверстников, на это уходят все его

силы, и он вырастает духовно бедным.

Когда родители исходят только из собственных представлений о жизни

разлад между ними и детьми неизбежен. В таких семьях дети с нетерпением ждут своего взросления, чтобы выйти из-под повседневной родительской опеки и начать жить так, как хочется им. Поэтому, когда ребенок освобождается от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа не дают толчка для развития самостоятельности.

Если же в семье мир, если ребенок чувствует себя свободным с первых

шагов и знает вкус самостоятельности, то он стремится стать лучше, сильнее.

Порыв к самоосвобождению, поддержанный старшими, и дает самостоятельного, свободного, раскованно-воспитанного ребенка. Итак, чтобы научить ребенка самостоятельности, наделить его такой душой, таким духом, чтобы он стремился к свободе и умел управлять собой на свободе.

Теперь немного о счастье. Спросим себя: что такое счастье? Ведь, говоря о детях, мы все повторяем: - Были бы они счастливы! Что кроется за этим словом? Какого счастья мы желаем детям? Обратимся к этимологии, происхождению слов. Счастье — это часть, у-часть, лучшая доля из всего, что может дать жизнь. И когда мы говорим: «Пусть дети будут счастливыми», мы словно желает им счастливого пути по жизни. Но чтобы наши дети нашли свое счастье, они должны стремиться к нему. И здесь многое зависит от нас с вами.

Если бы нам удалось пробудить его, оно стало бы главным воспитателем в нашем доме, оно само сделало бы все остальное. Педагог Соловейчик писал, что искусство воспитания — вырастить скромного в быту, нежадного, независимого человека — но стремящегося к высоки целям, к большой жизни. Как это достигается? Не отказам детям в их желаниях и не потачками, а воспитанием духа.

Сила же счастья зависит не от размеров и значения цели, а от силы желания. Когда отец устраивает сына в институт, то счастливым бывает отец, а не сын. Ничего не желающий человек никогда не узнает счастья. Для того, чтобы воспитывать счастливых детей, возбудить у них стремление к счастью, наш дом может быть и бедным, и богатым, и каким угодно, но необходимо, чтобы хоть кто-нибудь в окружении ребенка был счастлив, заражал его желанием счастья и поддерживал веру в его возможность.

Я понимаю нелепость призыва быть счастливыми и не хотела бы вслед за Козьмой Прутковым повторять : «Если хочешь быть счастливым - будь им». Но как быть? Доказано, что несчастные люди не могут воспитать счастливых, это невозможно.

И еще одна цитата:

Ты понял жизни цель: счастливый человек,

Для жизни ты живешь.

В конечном счете все сводится к тому, чтобы найти свою цель в жизни и честно служить ей, исполняя свой долг. Как бы там ни было, пусть выпадет нашим детям лучшая доля, пусть никогда не угаснет в них стремление к счастью, пусть они чувствуют себя счастливыми (многое здесь зависит от нас

с вами). Были бы дети счастливы и были бы они здоровы.

Такая жизненная ценность, как здоровье, у старшеклассников на 1 месте. Дети это прекрасно понимают. А мы, взрослые, насколько представляем себе связь физического состояния детей с духовным, с душевным покоем.

Вспомним самую банальную ситуацию, когда ребенок делает не то, что

мы хотим. Мы поднимаем крик, давим своим родительским авторитетом. Так мы воюем по каждому поводу, а иногда и без повода, просто из желания покомандовать. При этом не задумываемся, что подвергаем ребенка стрессу. И подобные ситуации случаются у нас изо дня в день.

Группа врачей из Канзасса установила, что люди, перенесшие инфаркт, в детстве мало получали родительской любви или жили в неблагополучных семьях. «Ты меня до инфаркта доведешь!» - кричит мама своему ребенку, не

подозревая, что своим криком сама может довести его до инфаркта, язвы, рака или минимум до зубной боли в будущем. «Стрессовые недуги» -таким

названием определяют сейчас специалисты  целый ряд заболеваний, в основе

которых лежат отрицательные эмоции.

Так давайте же стараться понять своих детей, будем к ним снисходительней, поможем разобраться с их детскими трудностями. Ведь воспитание — это не только когда пальчиком грозят, главное — когда любят,

жалеют, понимают, стараются помочь.

«Легко сказать, - скажете вы, - у ребенка столько желаний, мы только с

ними и сражаемся». А давайте не будем с ними сражаться, потому что желание - это не одно из проявлений личности, а сама личность. Воспитание желаний-  это не пресечение капризов, не борьба с потребительством‚ не обуздание разрушительной энергии, а воспитание всей личности ребенка. Мы должны подвигать своих детей к доброму поступку. И только родительская любовь и самоотверженность может помочь в этом. Ведь любовь правит миром, в данном случае родительская любовь. Да, это трудный путь, и немногим родителям он доступен. Если уделять ребенку полчаса, вряд ли добьешься хороших результатов. И все-таки найдите время, чтобы сказать ребенку, что он достойный, умный, добрый. И у него появится стремление жить достойно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

«Главные жизненные ценности - фундамент самой жизни»

Цель: развитие у учащихся навыков анализа и решения проблемных задачЗадачи:1. Познакомить школьников с понятием и класификацией "жизненных ценностей";2. научить различать цену материальных п...

Тренинговая программа “Моя жизнь” по формированию позитивных жизненных ценностей.

Программа "Моя жизнь" направлена на профилактику девиантного поведения и формирование позитивных жизненных ценностей....