Кризис тринадцати лет
консультация (7 класс) по теме

Копылова Татьяна Николаевна

Возрастные кризисы - это переломные моменты в жизни человека в его развитии, отделяющие один возраст от другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_trinadtsati_let.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис тринадцати лет

Возрастные кризисы - это переломные моменты в жизни человека в его развитии, отделяющие один возраст от другого. Кризис тринадцати лет совпадает с переходом к подростковому возрасту, который относится к числу критических периодов. Для подростка характерным является чувство взрослости. 

Избавление от родительской опеки – является  целью подросткового возраста (переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфичному для общения взрослых людей). Период перехода связан с тем, что родительская опека постепенно замещается зависимостью подростка от других институтов социализации (с сохранением эмоциональных связей с родителями и своей семьей). Этот переход создает трудности и для взрослых, и для самого подростка. Попытка взрослых избежать проявлений кризиса путем создания условий для реализации новых потребностей безрезультатна. Подросток как будто провоцирует запреты родителей, специально принуждая их к ним, чтобы потом иметь возможность проверить свои силы в преодолении запретов. Узнавая себя, свои возможности, через такие столкновения, он удовлетворяет потребность в самоутверждении. Когда же этого не происходит, в случае если отрочество проходит гладко и бесконфликтно, это может усилить и сделать болезненным кризис 17-18 лет. А также может повлечь за собой закрепление инфантильной позиции «ребенка», которая проявиться и в молодости.

Таким образом, позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через отстаивание своей взрослости, самостоятельности, происходящее в относительно безопасных условиях и не применяющее  крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. В результате возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, которые позволяют ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями (Дубровина И.В. «Практическая психология образования»).

Симптомы кризиса

Снижение продуктивности и способности к   учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм  мышления.

На смену конкретному приходит  логическое мышление - это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития. 

Второй симптом кризиса - негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма, сравнивают по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей. На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса. (Источник: Ефимкина Р.П. «Детская психология»)

Что же мешает взрослым формировать равноправное отношение к подростку:

1) он по-прежнему школьник  - общественное положение не изменилось;

2) от родителей он зависим материально;

3) родители как всегда его контролируют и направляют;

4) сохранение у подростка детских черт в поведении.

Поэтому успешность воспитания подростка в немалой степени зависит от преодоления взрослыми своего стереотипного отношения к нему как к ребенку.

Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос "Что я такое?". В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для него происходит теперь вне школы); ребенок стремится войти в детские компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять); иногда он начинает вести дневник. Поскольку никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит его в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь-то и складывается новая социальная ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.

Использованная литература:

1. Сапогова Е.Е. «Психология развития человека»: Аспект Пресс, 2005;

2. Ефимкина Р.П. «Детская психология: Методические указания» Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995;

3.Дубровина И.В. «Практическая психология образования»-  СПб: Питер, 2004,

4. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1997,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"

Презентация к уроку литературы в 6 классе на тему "Юмор в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"....

Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

На уроке большое внимание уделено работе с текстом. Используются разные виды чтения....

Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" представлена в презентации и позволяет проверить уровень усвоения учащимися изученного произведения....

Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.

Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....

Тринадцатая церемония награждения триумфаторов

О церемонии награждения медалистов и одарённых детей Похвистневского района "Триумф ума и таланта"...

Реферат: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса.Экономический кризис 1929-1933 гг. оказалась мировым. Он нарушила все международные экономические связи, приведя к массовому...

Газета любознательных родителей "Подростковый кризис. Кризис родителей"

Подростковый возраст считают одним из самых сложных. И еще неизвестно, кому в этот период больше требуется поддержки — подросткам или их близким. Как всей семье пережить этот кризис и выйти из н...