Социально-педагогическое партнерство школы-интерната с семьями обучающихся
статья по теме

Краснянская Елена Илларионовна

Данный материал способствуюет установлению взаимосвязей между школой-интернатом и семьями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sotsialno_pedagogicheskoe_partnerstvo.zip7.58 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое партнерство школы-интерната

                                     с семьями обучающихся.

Одно из условий развития открытых образовательных систем – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать социальное партнерство как действенный инструмент вовлечения в обсуждение и решение проблем развития  образования широкого круга заинтересованных лиц в первую очередь, родителей учащихся.

    В педагогику термин «социальное партнерство» пришел из других сфер, где он трактуется далеко не одназначно и многоаспектно: как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как специфический тип общественных отношений, как способ взаимодействия между различными социальными группами.

     Как механизм регулирования общественных отношений социальное партнерство направлено на решение проблем, связанных с несовпадением или противоречием интересов различных социальных слоев и групп населения. Оно призвано способствовать решению активных экономических и политических задач, укреплению демократизации, формированию социального государства и гражданского общества.

Социальное партнерство – это инструмент, с помощью которого представители разных субъектов собственности, групп населения, имеющих специфические интересы, достигают консенсус, организуют совместную деятельность, либо координируют ее в направлении достижения общественного согласия.

 Социальное партнерство в образовании имеет свою предысторию. Так, в первой трети ХХ века идеи педагогики  среды нашли  свое отражение в опыте социального воспитания С. Т. Шацкого и А.С. Макаренко.

    С.Т. Шацкий выделил три точки зрения на проблему взаимодействия учебного заведения с окружающей средой. Первая точка зрения состоит в том, что школа в своей деятельности не нуждается в среде; она выполняет свое специальное дело – учит детей. Вторая точка зрения исходит из того, что школа должна взаимодействовать с окружающей средой. Третья точка зрения заключалась в том, что организацию работы школы в окружающей среде необходимо рассматривать в качестве активного фактора воспитания человека.

    На основе анализа этих точек зрения С.Т.Шацкий определил собственный подход, суть которого может быть выражена в таких положениях:

  • при организации воспитательного процесса в школе необходимо учитывать влияние на коллектив окружающей среды;
  • школа, используя воспитательные возможности среды, выполняет роль главного организатора детской жизни как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и за его пределами.

Педагогика среды С.Т. Шацкого предполагала устойчивые связи с семьями, микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями.

     Для отечественной педагогики социальное партнерство в области образования  -  это одно из направлений взаимодействия школы с  социумом. Оно базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку стратегии единых действий. Определяя принципы, на которых строится социальное партнерство, на первое место следует поставить принцип социальной справедливости и согласования интересов.  Второй принцип  -  законодательное закрепление отношений, что делает партнерство прочным. Третьим должен быть принцип ответственности партнеров друг перед другом.

     Социальное партнерство, построенное на этих принципах, позволяет интегрировать в едином образовательном и информационном поле  интересы различных социальных групп, способных предложить эффективную стратегию образования.

  Система социального партнерства побуждает коллектив школы учитывать мнение родителей о качестве учебно-воспитательного  процесса; стимулирует педагогов к самосовершенствованию, к заботе об авторитете и конкурентоспособности их школы; вызывает стремление коллектива к обновлению и совершенствованию образовательных и воспитательных программ.

   Но для того чтобы социальное партнерство состоялось, необходима определенная стратегия сотрудничества школы и родителей, не формальное, а реальное понимание родителями своей роли как субъекта учебно-воспитательного процесса. Такое партнерство возможно лишь в случае, если родители активно участвуют в жизни класса, группы, школы.

    Гарантия и стимул развития школы  -  практика открытого сотрудничества с родителями. К сожалению, сегодня во многих школах участие родителей в жизни школы минимально.  

      Наиболее эффективная форма управления современной школой – государственно-общественное. Оно определяется как интегрированное взаимодействие администрации, педагогов, обучающихся, их родителей и общественности, нацеленное на инновационное развитие школы, ее гуманизацию и демократизацию.

       Государственно-общественное управление может стать эффективным средством инновационного развития школы, если оно опирается на такие принципы.

   1.Уважение чужого мнения, желание не просто понять собеседника, но и учесть его точку зрения.

    2.Гуманизация и демократизация образования – направленность на удовлетворение потребностей всех субъектов  управления, на их включенность в обсуждение, выработку и принятие решений на всех уровнях управления.

    3.Определение приоритетных направлений развития школы, учет интересов  субъектов                                                                                                                                                                                                                                                                                        инноваций и возможностей их реализации, выявление проблем школы, соизмерение их по масштабу.

    4.Открытость – возможность обсуждения проблем школы и компетентного участия в их решении всех заинтересованных лиц, доступность информации о ходе и результатах инновационного процесса для всех субъектов управления.

      В европейской системе образования можно выделить несколько моделей участия педагогических коллективов и родителей в управлении школой.

  1.Административная модель характеризуется сильным контролем со стороны административной власти.

  2.Профессиональная модель. В отличие от предыдущей, она характеризуется делегированием власти учителю. Эта модель основана на таком принципе: школой должны управлять профессионалы, так как их готовили для этой цели.

   3.Родительская модель. Государство делегирует родителям ответственность за управление делами школы.

   4. Коллективная модель. Власть в школе представлена тремя главными субъектами – администрацией, педагогами и родителями, которые являются равноправными партнерами.

    Из всех перечисленных моделей последняя – наиболее сбалансированная. Коллективная модель требует высокой степени демократической зрелости и большого опыта.

     В последнее время в российской системе общего образования педагоги, руководители образовательных учреждений, родительская общественность все больше стремятся работать в творческом союзе.

      Сегодня школа не может быть монополистом, диктовать родителям только свои условия и не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и т. д.  

      Попечительский совет школы и совет родительской общественности – это органы представительства общественности. Попечительский совет школы участвует в определении стратегии и тактики развития школы; анализирует качество образования в учебном заведении, контролирует и распределяет внебюджетные средства, поступающие в образовательное учреждение, обеспечивает социально-педагогические контакты школы, занимается поддержкой социально незащищенных семей, профориентацией обучающихся, воспитанников.

    Совет родительской общественности  - это орган родительского представительства на уровне города, который формируется из выборных представителей родительских комитетов школ. Совет способствует созданию максимально благоприятной образовательной  среды, обеспечивает взаимопонимание между родителями и педагогами, проводит просветительскую работу.

      Высокий уровень развития школы как образовательной системы может быть достигнут благодаря целенаправленному, согласованному и прогрессивному управлению, которое обеспечит приспособленность школы к жизни в новых условиях.

 

 

 ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

 

                  СОВЕТЕ ПО ТЕМЕ: 

«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

 С СЕМЬЯМИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ»

                                       КРАСНЯНСКАЯ Е.И.

                                       УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

                                                        ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА

                                                                          Г. ДОНЕЦКА

                               

                                    ДЕКАБРЬ 2013 Г.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ МСКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

АНАЛИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ...

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"

     Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста

Кто они, герои и кумиры молодежи? Эти и другие вопросы мы обсуждаем на классных часах и отрабатываем на интегрированных уроках (психология + русский язык и литература; история + психология; психология...

Нравственное воспитание в школе-интернате: единство воспитывающих и обучающих технологий

 Внимание государства к работе  воспитателей приобрело в последние годы характер стратегический. Тому  причиной, на наш взгляд, является пришедшее понимание роли воспитателя в фо...