Консультация для родителей.Упражнения для постановки звуков Ть и Ц
консультация по теме

Лебедева Светлана Ивановна


Упражнения для развития фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.odt22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей учащихся 1-2 классов

«Методы исправления нарушений различения звуков Ть-Ц».

В письменных работах учащихся нередко встречаются ошибки типа: «пцыцы»-птицы, «цяпнуть»-тяпнуть, «цепло» - тепло, «лецят» - летят, что объясняется неумением учеников различать звуки [ть] и [ц]. Данная консультация направлена на предотвращение и преодоление таких ошибок.

I. Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию (по В.А. Ковшикову).

Взрослый демонстрирует артикуляцию смешиваемых звуков на себе, обращая внимание на сходство и различие положений артикуляционных органов.
«Ц»: При произнесении «ц» кончик упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка смыкается с альвеолами. Зубы сближены. Воздушная струя холодная, идёт посередине языка, выходит плавно. Голосовые складки не работают, звук глухой.
«Ть»: » кончик упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка смыкается с нёбом. Воздушная струя тёплая, выходит толчком. Голосовые складки не работают, звук глухой

II. Различение звуков на слух.

Приготовить две карточки с буквами Т и Ц.

Задание 1. Покажи карточку (букву) того звука, который ты услышишь.

Ть , ц, ц,ть, ц, ть, ть, ц, ть,ц,ть, ц, ть.
Тя, ти, ца, цо, тю, цу, цы, те, тё, цо.
Ать, ац, оть, уц, оц, ыть, уть, эц, ыц, ать, оц, оть, атя, аца, оцо, отё, ицы, ити.
Мять, огурец, цапля, тепло, мять, цыплёнок, цветок, тёмный, целый, телефон, хотел, зацепил, котёнок, поцелуй, месяц, месить, пуговица, катер.

Задание 2. Повтори как я.

Ать-ац, оть-оц, уть-уц, ить-иц, эть-эц, ыть-ыц, ац-ать, оц-оть, уц-уть, иц-ить, ыц-ыть , эц-эть.
Тя-ца, тё-цо, тю-цу, ти-цы, те-це, ца-тя, цу-тю, цы-ти , це-те, цо-тё.
Ац-ать-ать, ац-ац-ать, оц-оть-оть, оц-оц-оть, уц-уц-уть, уть-уть-уц, цо-цо-тё, тё-тё-цо, тя-тя-ца, ца-ца-тя, ти-ти-цы, цы-цы-ти, те-те-це.

Задание 3. Хлопни, если услышишь слово непохожее на все остальные.

Цып, цып, цып, цып, цып, цып, тип, цып, цып, цып, цып, тип, цып, цып, цып.
Ценить, ценить, ценить, ценить, ценить, ценить, тенить, ценить, ценить, ценить.

Задание 4. Разложи картинки со звуками [ть] [ц] на 2 группы.

Т

Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

Телефон, цыганка, пуговица, цыпленок, утюг, индеец, картина, курица, цветок, ножницы, тюльпан костёр, котята, нить, костюм, катер, яйцо, цепь, цапля, тюль, овца (или другие подобные).

III. Различение соответствующих букв на письме.

Задание 1. Послушай внимательно и напиши в два столбика слоги, слова с буквами Т, Ц.

Т

Ц

Тя, ца, ти, тё, цу, цы, тю, оц, уц, те, ить, цо.
Мять, буц, цок, цап, тень, заяц, тип, цепь, тёпло, цена, целый, тёмно, катер, улица, овца.

Задание 2. Вставь пропущенные буквы.

Лепи…ь , …веток, коне.., носи…ь, емно, молоде…, лиси..а, зая…, ко..ёнок, ..ирк.

Задание 3. Подчеркните слова с буквой Т.

Целина, прислать, затем, ценить, пальцы, пылить, пыльца, картина, колодец.

Задание 4. Подчеркните слова с буквой Ц.

Пятница, колесить, кольцо, настенный, цыплёнок, мотоцикл, тесто, мыльница.

Задание 5. Выпишите из текста слова с буквами Ти Ц в 2 столбика.

Т

Ц

Буква «Ц»! Такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
Мало моднице такой целой цепи золотой!
Снизу с правого конца прикрепила два кольца!

Задание 6. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы: Т и Ц. Спишите.

Поло..ен..е, ..елова..ь, мас..ери..а, ..емен..ировать, за..вес..и, …еф…ели, …епли..а.

Задание 7. Запишите под диктовку.

Стояла тёплая осень. Целыми днями Артём гулял в парке. Там он собирал разноцветные листья. По небу летели перелётные птицы. Когда стемнело, Артём вернулся домой. Дома его ждали котёнок Тима и щенок Цыбик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Упражнения на развитие слоговой структуры слова"

Упражнения на развитие слоговой структуры слова, которые любой родитель может легко выполнить с детьми длма....

Консультация для родителей "Упражнения для развития речевого и неречевого дыхания".

Упражнения для развития речевого и неречевого дыхания....

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Описаны приемы для родителй по развитию памяти в нимания у детей младшего школьного возраста...

Консультация для родителей "Упражнения на формирование пространственных представлений"

А.В. Семенович пишет о том, что пространственные представления, прежде чем простроиться «от головы», должны быть сформированы «от тела», начиная с внутриутробного развития....

Консультация для родителей "Упражнения для развития мелкой моторики рук"

Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психиче...