Круглый стол для родителей "Как помочь творческому воспитанию ребенка"
материал на тему

Кириленко Галина Валентиновна

Конспект родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь творческому развитию ребенка

Форма проведения: круглый стол.

Цель: способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей.

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий, он там СВОЙ:

 Любим тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

          Да, семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви. Эта любовь дает ребенку не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, старших друзей. Но родители всегда должны помнить, что воспитание детей - это воспитание себя. Родители должны помнить, что ребенка воспитывают не нотации, не детский сад, не школа. Детей воспитывает образ жизни, ваш, дорогие родители, образ жизни, образ жизни общества, государства в целом. И что бы ни говорилось взрослыми, какие бы мудрые системы воспитания ни применялись, дети будут следовать сложившемуся вокруг них образу жизни большинства людей. Следовательно, получается, что воспитание детей всецело зависит от вашего собственного миропонимания, от того, как живете вы сами, ваши родители и общество в целом. А если общество не здорово, значит, и семья больна. Поэтому, чтобы излечиться, надо, дорогие родители, начинать с себя, то есть изменить свой образ жизни в сторону нашего ребенка.

         Так какие же принципы творческой педагогики можно использовать в семье? Но вначале обратимся к этимологии слова «творчество». Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто сотворённое в крепком союзе с детьми. Использование принципов творческой педагогики в семье - создать такие ситуации, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон - родителей и детей - к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом будут развиваться не только исполнительные способности: память, внимание, умение копировать, подражать действиям родителей, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития ребенка, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, закономерности.

        Успешность использования творческой педагогики, прежде всего, зависит от личностных ресурсов семьи, взрослых и детей. Уклад жизни в семье, вся обстановка решающим образом влияет на детей. Воспитание детей - это 24х часовое занятие.

          Родители несут ответственность за то, каким вырастает их ребенок. Два условия уже с самых ранних лет необходимы для того, чтобы энергия ребёнка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера окружающей среды. Что такое воспитание в семье? Беседы? Наставления? Нет, и ещё раз нет! Воспитание ребёнка в семье - это образ жизни всей семьи в целом, взаимоотношения между членами семьи, и прежде всего - между родителями. Трудно, пожалуй, найти родителя, который бы не замечал в детях стремление подражать. Вся жизнь вашего ребёнка - с первого шага - это стремление быть похожим на взрослых и прежде всего на тех, кто всегда рядом - папу и маму, дедушку и бабушку. Дети, особенно дошкольники, подчиняясь высокому авторитету  родителей, многое делают «как папа», «как мама» - играют в те же игры, любят - не любят  читать, мыть посуду, рисовать, делать зарядку, ходить - не ходить в театры, музеи, на  выставки. И формируется, либо не формируется строй нравственных качеств и  ценностных ориентаций: быть добрым, скромным, честным, порядочным,  принципиальным, верным дружбе и товариществу, уважать старших, помогать слабым и  младшим, любить беречь природу. Наслаждаться истинно прекрасным, ненавидеть зло.

          Родители, понимающие  сына или дочь, становятся старшими друзьями, помощниками, советчиками. В общем желанными. А потом, кто раньше, кто позже, приходят к потребности быть опорой и поддержкой стареющим родителям. Таков естественный цикл нравственных  взаимоотношений в семье между родителями и детьми, сложившейся веками у многих  народов.

       Жизнь показывает, что чем богаче и развитее личность родителей, тем больше они занимаются развитием своего ребёнка, тем более у них развита потребность развить и  воспитать ребёнка «лучше, чем сам». Вот почему так верна истина: «воспитатель - всегда  самовоспитатель».

      Родители многое могут сделать для формирования личности ребёнка. Например, не обязательно родителям ребёнка быть музыкантами, чтобы привить сыну любовь к музыке и желание играть на каком-либо инструменте. Достаточно только проявлять интерес к музыке и любить её, иногда вместе спеть песенку, послушать детскую песенку, обратить его внимание на поющих и играющих на музыкальном инструменте детей, на красивую мелодию. Замечено, что к музыке наиболее неравнодушны те дети, которых с самого раннего возраста учили слушать звуки: как чирикает воробышек, как мяукает кошка, поёт птичка.

         Хорошие родители важнее хороших педагогов. Потому что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Так как именно папа и мама  должны «заразить ребенка» любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, отвести в музыкальную школу, наконец. Но и потом (обязательно!) интересоваться занятиями в музыкальной школе. Представьте себе ситуацию: ваш ребенок мечтает показать вам, чему он научился в музыкальной школе. Но... концерта не получается. После первых же тактов папа уткнулся в газету, а потом не дослушав до конца, сказал: «Чем такой ерундой заниматься, лучше бы в бассейн записался или на танцы. И полезнее и меньше времени отнимает». Какой вывод? ребенок бросит музыкальную школу. Иногда родители считают, что музыкальные задатки развиваются сами собой. Надо только ни во что ни вмешиваться и предоставить детям свободу. Как вы считаете, это правильное суждение?   Какое заблуждение! Если задатки специально не развивать, они, увы, увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности с родителями.

  Кто холоден к гармонии прелестной,

  Тот может быть предателем, лжецом...

Известный педагог В.А. Сухомлинский, исследуя образ жизни, привычки, увлечения подростков - правонарушителей, отметил, что они в большинстве своем не знали и не любили серьезную музыку. «Человек, взявший в руки скрипку, - гласит народная пословица, - не способен совершить ничего плохого». Музыка учит добру.

А чтобы полюбить музыку, чтобы понимать её, надо прежде всего её слушать. Музыка откроет вашему ребёнку целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Она сделает их духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке ваши дети найдут в себе новые силы, прежде им неведомые. Так стоит ли не заниматься музыкой!? В семье? Помните, музыка начинается в семье.