Причины девиантного поведения у детей
материал по теме

Причины девиантного поведения у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_deviantnogo_povedeniya_u_detey.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Причины девиантного поведения у детей

Актуальной проблемой современной педагогики является проблема девиантного поведения. Девиантное поведение - это отклонение от социальных норм поведения. Как оно формируется, какие стадии проходит? Можно ли уберечь от этого ребенка?

Конкретными формами девиантного поведения в образовательном учреждении являются неврозы, страх, воровство, ложь. А основным аморальным поведением являются: детский разврат, проституция, детский алкоголизм и наркомания. Эти пороки общества проникают в жизнь школы. Где корни этих явлений? Улица? Телевидение? Сама жизнь? Оказывается, в семье.

Семья - главный институт социализации человека. Это место, где человек учится нормам жизни. В России семья переживает кризис, изменяются отношения, меняются взгляды на жизненные ценности. Постоянная нехватка материальных и духовных ресурсов приводят к формированию девиантного поведения. Семья перестает выполнять свои функции. А семья выполняет следующие функции:

1.        Воспитательную

Цель семейного воспитания - это формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Взрослые должны подготовить детей к этим трудностям. Нельзя выбросить ребенка в море жизни, не научив плавать.

2.        Хозяйственно - бытовая.

Необходимо обеспечить семью всем, но парадокс, детей - наркоманов из

обеспеченных семей больше, чем из семей с небольшим достатком.

3 .Эмоциональная радость семейной жизни отсутствует, если у матери нет

удовлетворенности семейной жизнью, (например, отец уходит из семьи, и т.д. и

т.п.) то ребенок растерян и реагирует соответственно.

4.Фукция духовного обогащения.

Родители не обсуждают ценности жизни с детьми. Редко посещают (если вообще посещают) выставки, театры, концерты. Не слушают музыку, которую слушают дети.

5.Первичный социальный контроль.

Кто тебе скажет, если не родители. Воспитывать мы не можем, а требовать всегда.

б. Сексуально-эротическая (репродуктивная), почти закрытая тема в наших семьях. И взрослые, и дети учатся этому на стороне, (результат печальный). А как готовить детей к семейной жизни, чтобы они не повторяли ошибок взрослых? Как их учить? К этому не готовы многие родители. Даже у учителей нет единого мнения.

Однако, наши дети - это не только наша радость и счастье, но и наши тревоги и боль. Ведь нужно не только родить ребёнка, но и воспитать его настоящим, прекрасным человеком.

Детство ребёнка в настоящее время длится очень долго, чуть ли не 20, а то и более лет. И все эти годы родители должны не только материально содержать своё дитя - кормить, поить, одевать, обувать, но и воспитывать. А воспитание детей - самый трудный вид деятельности, так считает подавляющее большинство психологов. Родители от младенчества до зрелости детей сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество. Родители из зрелых семей знают это, родители из незрелых - надеются всех сложностей, связанных с воспитанием, избежать.

Воспитывать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Известный педагог А. С. Макаренко о воспитании детей сказал такие слова: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Так хотим ли мы себе плохую старость, попрёки и пренебрежение?! «То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно, наверстать в зрелые годы» - считает В. А. Сухомлинский.

Сегодня институт семьи переживает глубочайший кризис. Рхли раньше в семье объединялись для выживания, дом становился крепостью, где люди рождались, осуществляли все ритуальные действия, воспитывали друг друга и умирали, то сейчас Дома с большой буквы нет. Он перестал быть средоточием нашей жизни. В нём мало детей, почти совсем не передаются традиции и методы воспитания. Папа уходит из дома неизвестно куда и неизвестно зачем. Вечером появляется неизвестно откуда, усталый, издерганный, ничего хорошего ребёнку о проведённом времени рассказать не может. Подчас у последнего образ жизни отца вызывает страх и настороженность. Раньше сыновья с 6-7 лет работали в иоле вместе с отцом и другими родственниками, друг у друга на виду, связанные экономической и физической зависимостью. Почитание родителей основывалось на осознании их вклада в жизнь семьи. Это давало цель и смысл сегодня, а не через 15-20 лет, как у теперешних детей при обучении в школе. В таких непростых для современной семьи условиях больше всего страдают дети.

Ваше, родители, собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если вы дома грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете свою мать, вам уже не нужно думать о воспитании; вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот

первый и самый главный метод воспитания! Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями, от них дети страдают больше, чем сами родители.

Нам всем хочется, чтобы дети походили на нас таких, какими мы себя хотим видеть. Мы стремимся воспитывать у них те качества, которые считали хорошими. Но иногда маленький человечек перенимает как раз то, что нам хотелось бы подавить, спрятать от окружающих. Это происходит потому, что ребёнок особенно чувствителен к словам и поступкам, наиболее эмоционально окрашенным. В минуты волнения нам труднее следить за собой, и мы просто выплёскиваем на ребёнка глубоко запрятанные чувства, которые потрясают его и запоминаются. Через некоторое время они становятся частью его поведения.

Психологам часто приходится заниматься незрелыми семьями, где лица родителей мрачны, глаза в пол, голос резкий, скрипучий. Они просят детей быть вежливыми, сами шлёпают их при малейшем поводе, унижая их достоинство. В незрелых семьях дети страдают неврозами.

Невроз — это личностное расстройство, вызванное нарушением целостности системы отношений. Чаще всего он является результатом неудовлетворения какой-то очень важной для личности потребности, например, в ласке и заботе.

Мать — глава семьи может представлять собой страшное явление, если она властна и ворчлива, нечутка и неласкова. Вот как описывает такую мать один из пациентов психиатрической клиники: «Бывало, так захочется, подойдите уткнуться ей лицом в колени, чтобы погладила или хотя бы взглядом обняла...» «Нет! Не лезь! Отстать от меня! Устала до смерти!» - «И жаль её и больно за себя».

Не редкость и тапр семьи, где - либо нет одного родителя, либо они оба есть, но поддерживают холодно-формальные отношения. В результате таких отношений ребёнок чувствует себя не нужным ни одному из родителей. Но и в семьях, где родители любят друг друга и своих детей, у детей могут быть серьёзные недуги. О психологическом здоровье детей в последние двадцатилетия говорят всё чаще. Подчеркнём» что только семья способна дать ребёнку психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Лишь она способна наполнить ребёнка радостью события. Для психологического здоровья детей необходимы ласковые прикосновения. Не поцелуи, не объятия, а именно прикосновения. Довольно редко встречаются родители, которые по доброй воле, без всякого повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребёнку, обнять его за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам. Члены зрелой семьи чувствуют себя настолько свободно друг от друга, что не стесняются говорить о своих чувствах. Всё, что они чувствуют, может быть высказано: разочарование, страх, боль, гнев, критика. И в.ответ они не услышат крик: «Как ты разговариваешь с отцом!», родители в таких семьях не являются авторитарными руководителями. Они учат детей оставаться людьми в любых ситуациях, сообщая им негативные оценки их поступков так же часто, как и позитивные. Они готовы огорчаться, расстраиваться, веселиться и радоваться: их поведение не расходится со словами и событиями жизни.

Претерпевает изменения традиционное распределение семейных ролей. Более    выраженной    становится    тенденция    к    равенству    и партнерству супругов, к расширению участия несовершеннолетних детей    в экономической     жизни     семьи     и     принятии     решений. (Спрашиваем у детей, чего они хотят?)

Какие же позиции занимают дети в   семьях? Они есть в каждом классе.

1.        "Герой семьи». Пытается выполнить всю работу. Дома отвечает
за все, уроки делает самостоятельно. Смотрит за младшими
детьми.   Но они дети!

Возможны ошибки. И этот герой тяжело переживает ошибки, возможен срыв и аморальное поведение. Родителям необходимо предоставлять ребенку право на ошибку, учить ребенка не огорчаться но этому поводу, показать, что он любим.

  1. «Козел отпущения». Агрессивные, бунтари. Они бросают вызов. Но это только маска. За этим стоит обида, несправедливость. Нужно учить детей выплескивать агрессию.
  2. «Шут». Над     всеми смеется, но за шутками скрывается одиночество. Этих детей нужно учить общаться. Им необходимо тепло, любовь и доверие родителей. 4.Потерянный ребенок.

Это ребенок, который отказывается от контакта. Не заметен, но из них вырастают потом интересные люди, с богатым внутренним миром. Но есть опасность, что они пойдут по аморальному пути .

Тяжело детям в современных семьях, где родители постоянно выясняют отношения, между ними возникают постоянные трения. И этим самым родители подталкивают своих детей в ряды наркоманов, алкоголиков, и проституток.

Девиантное поведение не формируется внезапно, оно       проходит   определенные   стадии.   Родителям необходимо увидеть и услышать эти стадии, повернуться к ребенку, поговорить с ним по душам.

  1. стадия. Стадия возникновения предпосылок отклонения. Формируется в дошкольный период. Это результат недостаточного развития воли, внимания (эти дети устраивают экзамен родителям при людях) Дети становятся несносными. Родители (особенно мамы) начинают воспитывать. - А детям только этого и надо!
  2. стадия. Появление начальных форм отклонений в поведении в начальных классах. Это - ложь, страх, неврозы, воровство.

Начинают курить. Причина: отсутствие успеха в учебе. Мы к этому подталкиваем сами.

Все время спрашиваем  ребенка («Какие отметки он получил?». «Почему тройка'?» и т.п.), ребенок начинает бояться оценок, начинает придумывать. Более мудрые дети отвечают «Сейчас в дневнике посмотрю» - как бы подсказывая,    что   есть   более    важные    вещи,   чем    оценка.    У   них

вырабатывается чувство вины, страха, что они не оправдали надежды своих родителей

Совет» Любую оценку принимать нормально. Найти ребенку такое дело, где у него будет успех (спорт, рисование, танцы) Сегодняшняя выставка наглядно представляет это.

3 стадия. Устойчивые признаки асоциального поведения. Они возникают в 13-14 лет.

Рекомендации родителям, если они все же упустили ребенка.

1.        Установить границы - затем требовать их соблюдения.

2.        На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно (для
родительской власти). Нет ничего более сокрушительного, чем несобранность
родителей.

3.        Отличайте своеволие от детской безответственности. Не вымыл пол - это
безответственно, но наказывать за это нельзя.

  1. После конфликта утешьте и объясните - почему все так.
  2. Не требуйте невозможного. Никакими наказаниями нельзя заставлять учиться.
  3. Руководствуйтесь любовью.

Еще А.С.Макаренко писал, что родительская любовь - самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, творит новых людей. Мир и лад между мужем и женой - залог детского спокойствия и Жизнерадостности. Детей из таких семей видно издалека. Без нее никакие педагогические меры не смогут

восполнить ее влияние на ребенка. Поэтому храните эту любовь или найдите силы не показать нелюбовь. Всех детей с     девиантным      поведением    объединяет     одно -незащищенность и ненужность их. Будьте внимательны к детям!

Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми.