«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. КАК ПРИНЯТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА».
статья (5 класс) по теме

Копнина Татьяна Ивановна

 

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает актуальный характер. По данным авторов, описываемых этот феномен, до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью и расторможенностью. Но не всегда такие проявления связаны с гиперактивностью, иногда более активного ребенка принимают за гиперактивного. что приводит к ряду проблем и трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Копнина Татьяна Ивановна

МБОУ «СОШ №7», педагог- психолог

«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. КАК ПРИНЯТЬ ПРОБЛЕМЫ СВОЕГО РЕБЕНКА».

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает актуальный характер. По данным авторов, описываемых этот феномен, до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью и расторможенностью. Но не всегда такие проявления связаны с гиперактивностью, иногда более активного ребенка принимают за гиперактивного. что приводит к ряду проблем и трудностей.

Что же такое гиперактивность?

Понятие  «гиперактивный» происходит от слияния двух слов – от греч. «Hyper» (над, сверху) и «активный» (действенный, деятельный). Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать внимание.

СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом (Heinrich Hoffman) в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман был к тому же поэтом. Он начал писать детские стихи, когда не смог найти подходящую книгу для чтения своему трехлетнему сыну. Результатом этого стал иллюстрированный томик стихотворений о детях и их характерных чертах. В "The Story of Fidgety Philip" ("История неугомонного Филиппа") точно описывался маленький мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. [1,66]

Ж. Филипп и П. Бонакур в своей книге «Психологические аномалии среди учащихся» наряду с эпилептиками, астениками, истериками выделяли учащихся, имеющих неустойчивое поведение. [2,8]

Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности лишь в 1972 году. Известный педиатр Ю.Ф. Домбровская на симпозиуме педиатров в своем выступлении выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего внимания родителям и учителям. [3,23]

В 1987 году американскими специалистами в области психиатрии был введен термин «синдром дифицита внимания с гиперактивностью». По их мнению, это название наиболее точно отражает сущность явлений гиперактивности. Также были определены критерии изучения данного явления. [4,96]

Каковы предпосылки образования данного симптома у ребенка?

По данным исследования Рассела – Баркли [5,9]:

  • из 30 учеников в каждом классе есть 1-3 гиперактивных ребенка;
  • темп эмоционального развития гиперактивных детей на 30% ниже, чем у сверстников;
  • 65% гиперактивных детей имеют проблемы с подчинением, что может привести к враждебности и вспышке агрессивности;
  • у гиперактивных детей наблюдаются проблемы с выражением своих мыслей и пониманием услышанного;
  • плохо засыпают и спят ночью 50% гиперактивных детей;

Современные исследования гиперактивности свидетельствуют о том, что данный синдром может возникнуть в процессе развития ребенка 3 - 4–летнего возраста (например, он не может долго сидеть на одном месте, долго сосредоточитьс на одной игре, слушать внимательно сказку и т.д.) Но пик проявления синдрома приходится на период подготовке и обучения в школе.[4,97] Д.А.Фабер утверждает, что именно в 6 – 7- летнем возрасте происходит смена стадий интеллектуального развития и формируется условия для развития абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.[6,99]

Причины гиперактивности.

Причины гиперактивности могут возникнуть при сочетании ряда факторов, таких как:

  • наследственность (у большинства гиперактивных детей кто-то из родителей гиперактивен);
  • здоровье матери (существует возможная взаимосвязь между курением и употреблением алкоголя в течение беременности);
  • беременность и роды (стрессы аллергия, осложненные роды);
  • дифицит жирных кислот в организме;
  • дифицит питательных элементов (не хватает в организме магния, цинка и витамина В12). [7,211]

Внутрисемейные отношения.

Не мало важную роль играют взаимоотношения в семье, где воспитываются гиперактивные дети. Именно неудовлетворенность общения, особенно с матерью, может являться причиной вспышки агрессии и неадекватного поведения  ребенка, так как для дошкольника центром эмоционального благополучия являются контакты с близкими людьми и привязанность. Поэтому в большинстве случаев воспитание сводится либо к умеренным проявлениям эмоциональных реакций членов семьи, либо к ужесточению режима воспитания. А в некоторых случаях дети могут сами провоцировать родителей на агрессию:  часто наказывают, запрещают заниматься любимым делом, постоянно указывают на ошибки, а иногда считают неполноценным. [8,7]

Проведенные исследования показали, что две трети гиперактивных детей из семей высокого социального риска: [3,102]

  • неблагополучные с экономическим положением (один или оба родителя безработные);
  • неблагополучной демографической ситуацией (неполные или многодетные семьи);
  • семьи, с высокой психологической напряженностью (постоянные ссоры, конфликты между родителями, жестокое обращение с ребенком);
  • семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдающие алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями).

Проявление гиперактивности в школьной среде.

Зваденко Н.Н. и Успенская Т.Ю. выделяют критерии проявления синдрома дифицита внимания в школьной среде: [9,6]

  1. Беспокойные движения в кистях рук и топах, не может долго усидеть на стуле.
  2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  3. С трудом дожидается своей очереди во время игр и различных ситуаций в школе (н-р, во время ответа на уроке).
  4. Испытывает затруднения при выполнении заданий на внимательность и требующих усидчивости.
  5. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  6. Не может играть тихо и спокойно.
  7. Постоянно болтает.
  8. Мешает другим, пристает к окружающим (н-р, во время игры или упражнения).
  9. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (н-р, ручки, карандаши, книги и т.д.)
  10. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (  н-р, может ударить или толкнуть ребенка, выбежать на дорогу не смотря по сторонам).

Наличие у ребенка восьми из перечисленных симптомов являются основанием для диагноза «синдрома дефицита внимания».

Какова роль психолога в работе с гиперактивными детьми?

I. Ключевой момент программы коррекции – это изменение окружения ребенка в школе и дома.  Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог использует разные направления работы: [1,80]

1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).

2 . Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

  • смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
  • реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),
  • снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
  • выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов («Драка», «Черепаха», массаж кистей рук, пальчиковые игры М.С. Рузиной из книги «Страна пальчиковых игр»);
  • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
  • применение мультисенсорных техник обучения;
  • избегание категоричных запретов.
  1. Развитие дефицитарных функций:
  • повышение уровня внимания (использование упражнений «Гонка за лидером», «Запомни ритм», Пишущая машинка», «Повтори за мной» и т.д.);
  • снижение импульсивности (упражнения «Съедобное – несъедобное», «Черное и белым не носить, «да» и «нет» не говорить», «Подскажи молча», «Подскажи ритм» и т.д. );
  • снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Море волнуется», «Скамья запасных», «Восковая скульптура», «Живая картина» и т.д.)

II. В оказании психологической помощи решающее значение имеет работа с окружением гиперактивного ребенка – родителями и учителем. Поэтому родителям гиперактивного ребенка необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных взаимодействий, вот некоторые из них. [10, 25]

Рекомендации для родителей. 

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели» - хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности внимания.
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
  8. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  9. Давайте ребенка возможность расходовать избыточную энергию: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  10. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удержаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. [10, 30]

Рекомендации педагогам.

  1. Работа с гиперактивным ребенком должна строиться индивидуально.
  2. Следует игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.
  3. Во время уроков целесообразно до минимума ограничить отвлекающие факторы.
  4. Ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю.
  5. Гиперактивному ребенку рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем.
  6. Большие задания необходимо разбивать на части и учитель контролирует ход выполнения работы каждой части.
  7. Во время учебного дня предусмотреть возможности для двигательной «зарядки».

Заключение.

        Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно и в наши дни становится более значимой, так как с каждым годом количество гиперактивных детей растет. Анализируя литературные источники, я пришла к выводу, что проводимые исследования в этой области позволяют авторам многих диагностических и коррекционных методик более глубоко расширить диапазон гиперактивности. Именно в подборе коррекционных методик, игр и упражнений должны учитываться факторы, выявленные в диагностике.

        Необходимо знать, что не нужно бороться с гиперактивностью, а необходимо принять проблему ребенка и помочь ему справиться с трудностями, которые диктует школьная среда. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в школе необходимо наладить совместную работу психолога с родителями и учителями.

Литература.

  1. Викжанович С.Н.  Рабочая тетрадь «Дети с нарушением эмоционально- волевой сферы и интеллекта» (компьютерный вариант).
  2. Ж. Филипп и П. Бонакур  «Психологические аномалии среди учащихся», М., Книгоиздательство К.И.Тихомирова.
  3. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб.: Сфера, 1994.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  5. Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. - С-Пб.: Питер 2004.
  6. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989.
  7. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:Просвещение, 1991.
  8. Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. - 2000. - №10.
  9. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - № 4.
  10. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. — М.: Гном-экспресс, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия индивидуального консультирования по проблемам ребенка.

Тема: Стратегия индивидуального консультирования по проблемам прав ребёнка  Содержание  TOC \o "1-3"Введение.....................................................................

" Особенный ребенок. Как принять весть об инвалидности малыша". Информация для родителей

Когда родители узнают о болезни, хроническом заболевании. а тем более инвалидности своего малыша, они вступают в жизнь, полную сильных эмоциональных переживаний, трудного выбора, общения с различными ...

Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей...

Проблемы ребенка в выборе друзей.

Вконсультации для родителей рассмотрены проблемы детей в выборе друзей....

Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?

На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают,...

Неполная семья – мифы и реальные проблемы ребенка

В обществе долгое время было принято считать, что дети из неполных семей чувствуют себя менее счастливыми в отличие от детей, живущих с папой и мамой, и что они находятся в зоне риска, так как менее у...