Главные вкладки

    Родительское собрание "Как достичь взаимопонимания?"
    методическая разработка по теме

    Родительское собрание "Как достичь взаимопонимания?"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключи Кирово-Чепецкого района

    Родительское собрание по теме: «Как достичь взаимопонимания?»

    Выполнила Морозова Илона Владимировна

    учитель математики

    2012 г.


    Теоретическое обоснование выбранной темы и анализ собрания.

    Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.

    В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

    Статистика - упрямая вещь, а в данном случае еще и достаточно неприятная. Согласно ей среди подростков в возрасте от 10 до 14 лет:

    • самый большой процент суицида,
    • каждый 4-ый пробовал наркотики,
    • 95% подростков пробовали курить, многие курят,
    • 30% уходят или уходили из дома.

    Очевидно, что причина вышеуказанного - недостаточное внимание, которое уделяется ребенку, и непонимание между родителями и детьми.

    Чего хотели бы от родителей подростки? Чаще всего взрослые думают, что ребенок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время анонимных опросов большинство подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители воспринимали их всерьез и прислушивались к их словам.

    Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении. На собрании проводятся тесты, которые помогают выявить, в каких аспектах существуют возможные недопонимания, при участии родителей детей решается педагогическая ситуация, применимая к данному классу, предлагаются тесты для родителей, даются советы родителям в виде памятки, составленной детьми, а для детей памятка составляется родителями.

    Также на собрании организуется обмен опытом семейного воспитания, формулируются советы по теме собрания. На каждом этапе присутствует обмен мнениями родителей и детей. Всё делается для того, чтобы понять истоки возможных конфликтов родителей и детей, и дать советы по установлению взаимопонимания в семье.

    По результатам собрания были сделаны следующие выводы:

    • Главное во взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, нужно проявлять инициативу и не таить обид.
    • Нужно знать о том, что нравится ребенку. Возможно, это будет непросто, но способность соотносить склонности и антипатии ребенка является важной частью построения открытых и значимых отношений с ним.
    • Ежедневное общение является важным для поддержания открытости между родителями и детьми. Ребенок будет более расположен, если общаться с ним ежедневно.
    • Нужно поддерживать уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства.
    • Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.
    • Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

    Родительское собрание по теме: «Как достичь взаимопонимания?»

    Цель: предоставить возможность родителям и детям глубже узнать друг друга, настроиться на конструктивное взаимодействие.

    Задачи:

    • помочь понять возможные психологические истоки конфликтов, непонимания,
    • формировать умение видеть те или события глазами другого человека, анализировать жизненные ситуации,
    • способствовать установлению взаимопониманию родителей и детей.

    Оборудование: мультипликационный фильм, таблички с надписями (ребёнок, деньги, квитанция, компьютер, телефон, кошка – наблюдатель, часы), эмоциональный термометр, 2 листа А4 для составления памяток, ручки, музыка, раздаточный материал к тест – игре «Какой вы родитель?»

    Ход собрания:

    1. Введение.

    Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Я рада вновь видеть вас. Прежде чем я объявлю тему нашего собрания, прошу вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции:

    • согнуть лист пополам;
    • еще раз пополам;
    • оторвать верхний правый угол;
    • оторвать нижний правый угол.

    Откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.

    Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и мы  все разные.

    И поэтому случается такое, что мы друг друга не всегда понимаем. Как же нам исправить эту ситуацию?

    Перед тем как ответить на вопрос, давайте посмотрим мультипликационный фильм, демонстрирующий разные взгляды на вещи, «Винни-Пух и день забот».

    - О чем был данный мультфильм?

    Варианты ответов: не важно, кто ты, важно, какой ты; у каждого есть свой взгляд на вещи; нужно уважать чужое мнение; чтобы понять другого, нужно поставить себя на его место.

    Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы вместе попробовать сделать несколько шагов навстречу друг другу, лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордиться и т.д.

    В определенный возрастной период мы на какое то время, как нам кажется, начинаем хуже понимать друг друга. Родители находятся на одном полюсе, их повзрослевшие дети на другом. И это расстояние, к сожалению, не уменьшается, а все увеличивается и увеличивается. Давайте сегодня попробуем сделать несколько шагов навстречу друг другу, ведь и одной и второй стороне, бесспорно, хочется, чтобы придя домой, в нем царил мир и гармония, чтобы это было то место, где тебя принимают таким, какой ты есть.

    Уточним, в каких аспектах взаимоотношений родителей и детей на самом деле существуют разногласия.

    1. Блиц – опрос.

    Участникам встречи раздаются листы бумаги и ручки. На каждый из 10 вопросов нужно ответить «да» или «нет».

    Для родителей

    Для детей

    1. Самостоятельность

    Ваш ребенок растет самостоятельным, инициативным, способным к принятию важных решений?

    Ты считаешь себя  самостоятельным, сам проявляешь  инициативу в делах, принимаешь важные решения?

    1. Степень защищенности

    Вы всегда защищаете своего ребенка, даже если он не прав?

    Ты полностью уверен в том, что твои родители всегда тебя защитят.

    1. Доверие

    Вы полностью доверяете своему ребенку и уверены в том, что у него нет от вас тайн.

    Всегда ли ты говоришь правду родителям?

    1. Совместное времяпровождение

    Вы мало времени проводите со своим ребенком.

    Ты хочешь чаще общаться с родителями.

    1. Похвала.

    Вы всегда хвалите ребенка за его успехи.

    Родители всегда замечают твои успехи и не забывают похвалить тебя.

    1. Степень ответственности

    Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками?

    Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками?

    1. Критика

    Вы часто критикуете ребенка, делаете ему замечания.

    Ты слышишь в свой адрес только одни упреки и замечания.

    1. Организация досуга.

    Вы позволяете своему ребенку выбирать себе друзей  и проводить свободное время по его усмотрению.

    Ты сам выбираешь, с кем тебе дружить и как проводить свободное время.

    1. Семейные обязанности

    Вы считаете, что  Ваш ребенок недостаточно помогает Вам в семейных делах.

    Ты считаешь, что у тебя должно быть больше свободного времени.

    1. Любовь

    Вы часто говорите ребенку, что любите его.

    Ты хочешь чаще слышать, что родители тебя любят.

    Обсуждение результатов:

    Давайте посмотрим на результаты.

    По каким вопросам мнения совпадают, а по каким есть расхождения?

    3.   Сюжетно – ролевая игра.

    Оценить себя объективно – довольно сложно. Для этого нужно уметь посмотреть на себя со стороны.

    В жизни любому человеку приходится в какой-то мере быть артистом. Только играем мы не актерские роли, а психологические. Понятие «психологическая роль» можно раскрыть так: построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут.

    «Пьеса» исполнителя психологической роли - это реальная ситуация . «Режиссер» - это воспитатели, родители, учителя, авторитетные представители сегодняшнего окружения . «Сорежиссер» - это сам человек, который предъявляет определенные требования к содержанию и стилю своего поведения. Есть и «публика», которую может представлять всего один собеседник, чьи ожидания человек схватывает и сознательно или бессознательно стремится согласовать свое поведение с этими ожиданиями.

    В каждом человеке, по мнению американского психотерапевта Э. Берна, существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интереcы других и распределять ответственность между собой  и ими).

    Сейчас вы попробуете себя в самых различных ролях.

    Ситуация: мама, уходя на работу, просит ребенка после школы оплатить квитанцию за телефон, так как подошел последний день оплаты. Ребенок, придя из школы, садится за компьютер, и забывает про просьбу. Телефон отключают.

    Раздаются карточки с ролями, и 2 раза проигрывается сюжет, в зависимости от варианта позиций героев: «главное – дело», «главное – добрые взаимоотношения»

    Роли:

    Мама

    Ребенок

    Деньги

    Квитанция

    Компьютер

    Компьютерная игра

    Телефон

    Кошка – наблюдатель

    Часы

    Финал: участники должны выбрать одну из позиций, отойдя к той стороне, которую определяет ведущий. Например, направо - «главное – дело», налево - «главное – добрые взаимоотношения»

    В процессе общения возникают  непростые ситуации. С социально-психологической точки зрения общение является основным содержанием, конструктором человеческой жизни.

    Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех и в работе, и в личных отношениях.

    4.   Эмоциональный термометр.

        Установлению  тесных взаимоотношений с родными людьми способствуют и  следующие моменты:

    1. Привязанность (чувство близости, основанное на привязанности, симпатии)
    2. Самораскрытие (обнаружение сокровенных переживаний и мыслей перед другим  

    человеком)

    1. Преданность (поскольку двое доверяют друг другу, они свободно открывают свои

    сокровенные тайны, мир фантазий, делятся жизненным опытом, не требуя ничего

    взамен, кроме радости общения)

    1. Бескорыстность (подлинные друзья с готовностью оказывают помощь даже в тех

    случаях, когда не может идти речь ни о какой компенсации. Желание «дарить»

    выступает как глубокая внутренняя потребность)

    Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть своими чувствами, надо познакомиться с собственным эмоциональным устройством. Изменить собственное состояние, настроение, эмоцию можно, посмотрев на себя со стороны. Вот как выглядит «эмоциональный термометр».

    Если  на вопрос: «Присутствуют ли в ваших отношениях с детьми (с родителями) следующие отношения, вы можете ответить «Конечно, да», то кружок соответствующего цвета нужно поместить на шкалу термометра.

     

    Все присутствующие размещают разноцветные кружки на изображении эмоционального термометра.

    Ведущий озвучивает  результаты: какие отношения присутствуют в достаточной степени, какие нужно развивать и т.д.

    Надо помнить, что в человеческих отношениях нет ничего окончатeльнoго,  они живут, изменяются с возрастом  людей, изменяются под влиянием опыта,     личностного роста, характера общения.

    Если отношения  дороги, нужно учиться сохранять и беречь их. Центральное звено любых отношений – эмоции и чувства. Эмоциональные способности заложены в природе человека. По новейшим данным, эмоциональный фактор способствует личному успеху человека, по крайней мере, на 80%, тогда как уровень интеллекта - вceгo лишь на 20%.

     «Боясь открыто выразить чувства, которые нас переполняют, - рассмеяться, когда весело, заплакать, когда мы потрясены или растроганы, - мы часто боимся лучшего в себе, и это лучшее, не находя выхода, умирает, как костер, наглухо заваленный валежником. Мужество в искренности».

     Иногда недостаточно просто сказать, чего же ты хочешь на самом деле, а нужно еще, чтобы тебя услышали. Помогите друг другу понять те ошибки, которые вы совершали в общении.

    5.   Составление памяток.

    В течение 5-7 минут составьте памятку своему ребенку (родителю), в которой содержались бы ваши  пожелания о взаимоотношениях.

    Например:

    Родителям

    Детям

    Родители! Доверяйте своему ребенку!

    Дети! Прислушивайтесь к советам родителей!

    Хвалите меня чаще!

    Говорите родителям комплименты!

    6.   Добрые слова.

    Интересные вещи можно обнаружить в специальном эксперименте, когда два человека садятся близко напротив друг друга, смотрят друг другу в глаза и прямо разговаривают друг с другом. Выясняется, что любые два человека независимо от того. какого они пола и были ли они до этого знакомы между собой, всегда начинают испытывать симпатию друг к другу. Это показывает, что неприязнь между людьми возникает из-за того, что они не видят друг друга и не разговаривают прямо друг с другом».

    Сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки. Посмотрите друг другу в глаза. Скажите добрые слова.

    7.   Заключение.

    Хочется наш разговор закончить мнением героя повести Г. Михасенко: « ... Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов ... Ясновидцами и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел!»

    Так будьте же пусть не волшебниками, но обязательно друзьями своих детей. А дети, в свою очередь, гордитесь своими родителями.

    В заключение, хотелось бы предложить родителям домашнее задание. Ответив на вопросы этого теста, вы узнаете, какой Вы родитель.

    Тест-игра «Какой вы родитель?»

    Выберите  из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми:

    1. Сколько раз тебе повторять!
    2. Посоветуй мне, пожалуйста.
    3. Не знаю, что бы я без тебя делала?!
    4. И в кого ты такой уродился?!
    5. Какие у тебя замечательные друзья!
    6. Ну, на кого ты похожа?!
    7. Я в твоё время!

    1. Ты моя опора и помощница (к).
    2. Ну, что за друзья у тебя?!
    3. О чём ты только думаешь?!
    4. Какая ты у меня умница!
    5. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
    6. У всех дети как дети, а ты?
    7. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

    После сделанного выбора подсчитайте  сумму баллов оценки избранных фраз:

    1 – 2

    2 –1

    3 –1

    4 –1

    5 –1

    6 –2

    7 –2

    8 –1

    9 –2

    10 –2

    11 –1

    12 –1

    13 –2

    14 –1

    5-8 баллов - вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;

    9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.

    11-12 баллов - вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

    13-14 баллов - вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.


    Список литературы

    1. М.А Алоева "Родительские собрания в 3 - 4 классах" Ростов-на-Дону 2005г.
    2. "Калейдоскоп родительских собраний" Выпуск 1 под редакцией Е.Н.Степанова М.2003г.
    3. Доктор Дж. Добсон "Не бойтесь быть строгими" М. 1997г.
    4. Д.Нельсон "1001 совет родителям по воспитанию детей" М. 1997г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как достичь взаимопонимание с ребенком?

    Как достичь взаимопонимания с ребенком? В  работе можно найти ответ на этот вопрос; также  родителям предлагаются различные   методы и средства воспитания собственных детей....

    Родительское собрание «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

    ü     способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;ü     способствовать формированию доверительных и доброжелательных от...

    Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"

    Разработка педагогического совета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Представлены примеры мониторинга по данной теме. Памятка для учителя "Какие факторы способствуют привле...

    Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"

    Разработка педсовета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Примеры мониторинга по теме педсовета.  Памятка  для учителей: «Какие факторы способствуют привлечению род...

    Родительское собрание «Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

    Данный материал предстовляет методическую разработку родительского собрания по теме «Как достичь взаимопонимания с ребенком?»Задачи:помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собствен...