Главные вкладки

    Родительское собрание «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?»
    методическая разработка (6 класс) на тему

    Беляева Маргарита Владимировна

     

    ü     способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;

    ü     способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми; педагогами и учащимися;

    ü     обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

    Слайд 1.

    Цели:

    1. способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми; 
    2. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми; педагогами и учащимися;
    3. обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

    Задачи:

    1. помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей;
    2. способствовать формированию культуры общения родителей и детей;
    1. тренировать коммуникативные умения родителей.
    2. повышение педагогической культуры родителей.
    3. освоение конкретных  приемов и методов семейного воспитания.
    4. выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей.
    5. содействие сплочению  родительского коллектива.
    1. Слайд 2.

    …Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно… …От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека…

    В.А.Сухомлинский

    Ход собрания

    Слайд 3.

    1. Практическая работа

    Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции.

    Попросите:

    1. согнуть лист пополам;
    2. еще раз пополам;
    3. оторвать верхний правый угол;
    4. оторвать нижний правый угол.
    5. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось.

            Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.

    Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные.

    Слайд 4. Мультфильм

    Слайд 5.

    2. Вступительное слово

    Уважаемые папы и мамы!

    Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни.

    Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства.

    Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребенок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать так, чтобы ребенок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любой ситуации?

    Как сделать так, чтобы его не тяготила родная семья, чтобы не была она для него «домокловым мечом», уничтожающим радость пребывания дома?

    Сегодня мы будем рассуждать о том, насколько мы с вами состоялись как родители, что нам нужно сделать, чтобы профессия быть родителем была в радость и нам, и детям.

    Слайд 6.

    Итак, тема нашего собрания «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

    Слайд 7.

    В быстром темпе современной жизни не находится времени и настроения, чтобы поговорить по душам, без формальной критики оценить поступки, ситуации и человеческие ценности. Давайте попробуем сегодня это сделать.  Подумайте и на бумаге, которая лежит на ваших столах, запишите хорошие, положительные качества вашего ребенка. К этим записям мы вернёмся в конце нашего собрания.

    Слайд 8.

    3. «Устами младенца».

    1. (Видеофрагменты в презентации)

    А сейчас я хотела бы вам предложить поиграть в игру «Устами ребёнка». Ваши ребята дали свои определения некоторым понятиям. Сейчас посмотрим, как вы понимаете своих детей, как вы их знаете.

    Слайд 9.

    - Это длинное, даже очень...

    - Иногда бывает лишка…

    - Бывает широкое и узкое, но широкое лучше…

    - Цвет значения не имеет...

    - Лучше старый, чем новый, он привычнее, роднее…

    - Главное, его надо вовремя спрятать…

    - Чтобы штаны не упали…

    - Учитель непослушных детей…

    РЕМЕНЬ

    Слайд 10.

    - Это имеют все…

    - У всех он одинаковый, но у кого-то он пустой, у кого-то занят…

    - Когда он пустой – это плохо для детей, его быстро начинают использовать в определенных целях…

    - Когда занят, приходится искать, обычно говорят «пятый»…

    -  Туда ставят того, кто не слушается…

    УГОЛ

    Слайд 11.

    - Существо, которое может ругать…

    - Похоже на роботов…

    - Это у всех есть…

    - Без них нельзя жить…

    - Они всем помогают…

    - Но могут и налупить…

    - Кто бьет ремнем…

    - Без них не появились бы на свет…

    РОДИТЕЛИ

    Слайд 12.

    - Каждый считает, что в этом деле знаток…

    - Взяться за него никогда не поздно…

    - Хотя доказано, что чем раньше, тем лучше…

    - Плоды пожинают в старости…

    - Лучше этим заниматься, когда лежит поперек лавки…

    ВОСПИТАНИЕ

    Слайд 13.

    4. Практикум.

    Как порой трудно нам понять наших детей. Много причин мешает взаимопониманию между детьми и родителями.

    Какие же причины мешают взаимопониманию между родителями и детьми? Стоит в них разобраться и устранить их, тогда между детьми и родителями сформируются доверительные, доброжелательные отношения.

    Задание № 1.

    Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой- ребенок.  «Родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.

    Щелчок.

    1 причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

    Задание № 2.

    Заранее подготовленные родители  показывают сценку (у женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой).

    Какой  будет ваша реакция? (родители высказываются).

    Щелчок.

    Итак, 2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное        состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

    Щелчок.

    3 причина  непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.

    Слайд 14.

    В.А.Сухомлинский писал: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг... Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку.

    Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

    Мы должны попробовать устранить те причины, которые мешают взаимопониманию между взрослыми и детьми.        

    Слайд 15.

    5. Освоение техники «я-высказывания» (теоретическая часть и практическая работа в группах).

    Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить.

    В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка. Чаще всего это случается, когда ребенок становится подростком. Ведь именно для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, психологические срывы, грубость, нежелание ничего слушать.

    Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Это просто эгоизм с твоей стороны! Ты совсем перестала что-либо делать по дому!» Это «ты - высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком (не забывайте, что дети в этом возрасте особенно обидчивы и ранимы). "Я-высказывание" - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. "Я-высказывание" всегда начинается с личных местоимений: "Я", "мне", "меня".

    Давайте попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание»: «Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделась на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала. Для удобства работы я приготовила вот такую небольшую методичку, которая поможет вам.

    Работа в группах.

    «Ты-высказывание»

    «Я-высказывание»

    Слайд 16.

    Почему   ты ничего не делаешь? (Обида.)

    Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.)

    Ты выполнил свои домашние задания?

    Меня беспокоит твоя алгебра. Может быть, ты устал в школе, и я могу тебе чем-то помочь?

    Разве трудно было придти домой пораньше?!

    Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было обидно, что ты мне не позвонил.

    Слайд 17.

    Ты никогда меня не слушаешь!

    Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.

    Тебе все равно, что я думаю по этому поводу!

    Когда я вижу, что тебя не интересует мое мнение, я огорчаюсь. Я надеюсь, что в следующий раз ты прислушаешься к моему совету.

    Ты всегда ужасно себя ведешь!

    В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

    Слайд 18.

    У тебя что, в голове — две извилины?

    Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.

    Ты всегда без спросу берешь мои вещи!

    Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.

    Ты никогда не спрашиваешь у меня совета.

    Я очень хочу чтобы ты советовался со мной.

    Слайд 19.

    6. Разбор проблемных ситуаций. Работа в группах.

    -        А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации. Каждая группа родителей вытягивает ситуацию. Минуты две вы ее обсуждаете в группе, а затем зачитываете и предлагаете свои варианты ее решения. Если кто-то из родителей другой группы не согласен с предлагаемым вариантом, он может предложить свой вариант решения проблемы.

    Слайд 20.

    Ситуация 1. Ваш ребенок несколько дней прогуливал уроки. Каждое утро вы с полным доверием провожали его в школу. Теперь же выяснилось, что он вас жестоко обманывал и вместо уроков гулял в парке, ходил в кино. Предполагаемое решение проблемы.

    Слайд 21.

    Ситуация 2. Ребёнок совершенно потерял интерес к учению, часами смотрит отрешённо в окно, беспричинно плачет, не желает идти в школу. Учителя жалуются, они отмечают перемены в поведении ребёнка. Как помочь ребёнку?

    Слайд 22.

    Ситуация 3. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора, и там вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребенок вас обманул. Как вы поступите в такой ситуации?

    Слайд 23.

    7 .«Острые вопросы»

    Уважаемые родители! А сейчас вам предстоит ещё одно задание. От каждой группы я приглашаю к доске по 2 человека. Вы должны выбрать какой-нибудь вопрос и ответить на него. (Родители выбирают вопросы, обмениваются мнениями)

    Вопросы:

    1. Какие совместные занятия с ребенком вы проводите вечером?
    2. Следует ли просить прощения у ребенка, если вы виноваты?
    3. Можно ли упоминать о проступке ребенка несколько раз или делать это в присутствии родственников или посторонних?
    4. Как бы вы закончили фразу: мой ребенок успешно учиться, если я…?
    5. Есть ли в вашей семье традиции, в которых дети являются активными участниками?
    6. Знаете ли вы друзей своего ребёнка?

    Слайд 24.

    8.        «Идеальный ребенок»

    1. Уважаемые родители, я надеюсь, что те ситуации, о которых мы с вами говорили сегодня, помогут вам выбрать правильную линию поведения со своими детьми, а самое главное, заставят вас задуматься о том, что нужно сделать для того, чтобы между вами и ребенком было понимание.
    2. В наших детях есть много хорошего. Давайте в этом убедимся. Попробуем определиться, каким должен быть идеальный ребёнок.

    На листе ватмана написано «Идеальный ребенок». Кл. рук. Просит родителей назвать качества идеального ребенка.

    1. А теперь вернёмся к тем листам, которые вы заполняли в начале собрания: есть ли какие-нибудь названные качества у ваших детей?
    2. Видите, оказывается, наши дети тоже обладают некоторыми идеальными качествами и наша задача эти качества в них поддерживать и развивать.

    Слайд 25.

    9.        Подведение итогов

    Увы, мы, родители, чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение  отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?». В этой фразе - напоминание всем: и детям, и взрослым. Именно непонимание приводить нас к конфликтам. В каждой семье бывают такие мгновения, когда вы разговариваете с детьми и чувствуете удивительное родство, близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Такие разговоры неожиданно начинаются и подчас неожиданно заканчиваются. Но эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда. Я надеюсь, что наша встреча была для вас полезной.( Учитель раздает буклеты с полезными советами на память)


    Полезные советы для родителей.

    1. Присмотритесь к детям,  прислушайтесь, и вы поймете, что ребенок- это личность, которая требует уважения, любви, принятия.

    1. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь - во власти языка».

    1. Вместе проводить время - это значит отдавать кому-то свое внимание.

    1. Следуя древней притче, чтобы помочь голодному, мало накормить его, надо научить его самому добывать пищу. В общении с ребенком не решайте его проблемы, учите его, как самому решить их.

    1. Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к ребенку - это значит прикоснуться к его душе.

    1. Нет награды более отрадной, чем знать, что вам удалось добиться стойких  изменений к лучшему в жизни ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему" Правильное питание-залог здоровья"

    Разговор с родителями о правилах питания школьников....

    Родительское собрание "ПОЙМИ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО"

    Родительское собрание "Пойми меня правильно".Цели:способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений ...

    Родительское собрание "ПОЙМИ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО"

    Цели:способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми;обозначить проблемы...

    Родительское собрание: «Родители меня не понимают или как услышать подростка»

    Цель: познакомить родителей с основными правилами построения конструктивного общения с подростками через активное слушание  и выражения собственных чувств через «Я - высказывания»....

    Родительское собрание. Тема: «Пойми меня правильно!» ( собрание-практикум)

    Родительское собрание.Тема: «Пойми меня правильно!»( собрание-практикум)Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения  родительского собрания в нетрадиционной форме, а...

    Психологический час "Пойми меня правильно"

    Занятие направлено на расширение представлений обучающихся о видах, средствах и особенностях коммуникации; ознакомление с характеристиками наиболее типичных поз, жестов, выражений взглядов человека....