Взаимодействие классного руководителя и родителей
материал по теме

 Основные формы работы с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_klassnogo_rukovoditelya_i_roditeley.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

   Взаимодействие классного руководителя и родителей.

    Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы  услышать и понять друг друга?

      Задача учителя - всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально – благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

     На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?  В.А. Сухомлинский писал: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения  об опасности «если и дальше так будет продолжаться…» - и как можно больше духовного общения с детьми и родителями». Именно оно приносит радость родителям. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения – это уродливое воспитание.  Считаю очень важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие дети, чтобы у матери не охладело сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим.

     Я думаю, учителя ждет успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверенны, что их ребенок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим такой, какой он есть. И высокая требовательность к детям должна сочетаться с любовью. Основой воспитательной работы должен быть союз учителя, родителей и ребенка.

    Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств.

    Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

    Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.

   Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.

    К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.

 Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы) нужно готовиться.

  Посещение семей, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, и сможет по возможности влиять на их улучшения. А с другой стороны, эту работы форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что ведет к осложнению взаимоотношений педагога с семьей.

 Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей ситуации. Если такая форма работы используется, желательно соблюдать следующие условия:

          ПРАВИЛА СОБЛЮДАЕМЫЕ ПРИ ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ:

  • Не приходить в семью без предупреждения!
  • Не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не было обременительным)
  • Не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»)!
  • Нельзя вести беседу в агрессивном тоне!
  • Не поучайте родителей, а советуйте!
  • Желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую  для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу)!

 

Групповые формы. Родительские собрания – одна из основных, эффективных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.  Собрания должны быть тематические, тематика может быть разной: «Мы – одна семья», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка », «Роль отца в воспитании детей», «Умеете ли вы любить своего ребенка?»…

  Активными формами взаимодействия с семьей могут быть тематические конференции по обмену опытом семейного воспитания (такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности).

 Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, врачей, юристов и других специалистов.

 Диспуты и дискуссии – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим  доверием.

Встречи родителей с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

Формы познавательной деятельности : ведение кружков (вязание, спортивный и др.), творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, выпуск предметных газет и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это  могут быть конкурсы: «Семейное увлечение», «Семья – эрудит», читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

             Хочу немного остановиться  на дне открытых уроков или открытых      

               дверей. Дни открытых дверей можно проводить раз в месяц  (Н:    

                последняя пятница месяца) или раз в четверть. Составляя план  

                воспитательной работы, наметить тематику открытых дней на год  

               (полугодие) и познакомить с ним родителей на первом собрании.  

               Обсудить и вместе с родителями утвердить. Приготовить правила

                для родителей в эти дни.     Например:

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ:

  • Запрещается входить в класс во время урока
  • Делать замечания или давать советы в присутствии учащихся
  • Уделять повышенное внимание своему ребенку, делать ему замечания во время урока
  • Вмешиваться в ход урока

                    В такие дни родители знакомятся с приемами, которые помогают    

                    сосредоточить внимание учащихся на главном, показать, как

                    активизирует учебный процесс включение в урок игровых

                    ситуаций. Ведь многие родители не представляют, что на уроках

                    можно играть и что этот прием помогает и в домашних условиях.

                    После наблюдения за работой детей обменяться мнениями с

                    родителями и дать советы и рекомендации, как использовать  

                    увиденное в семье. И, если ребенок какое-то время не посещает

                    школу, родители смогут помочь ему и объяснить материал.

                   Можно провести  урок-соревнование  (Н: «Знаете ли вы сказки  

                   Пушкина?» где одна команда родителей, вторая – детей).    

                   Благодаря проведению дней открытых дверей родители будут

                   в курсе дел класса и активно участвовать в педагогическом  

                   процессе.

    Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, благоустройство и озеленение школьного двора, создание классной библиотеки, ярмарка – распродажа семейных поделок, выставка «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День моего ребенка; итоговые семейные конкурсы «Праздник семьи», «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «Семья года», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины в «бою»»  (соревнования между отцами и сыновьями) и др.  Выходы в музей, библиотеку.

Содержания и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности классного руководителя, родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

 

     

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

Взаимодействие классного руководителя с родителями

В данной работе мною рассматриваются стили семейного воспитания,  дисгармония взаимоотношений родителей и ребенка в семье, способы  организации   работы классного руководителя с ро...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)

Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...

Взаимодействие классного руководителя и родителей

В материале изложена система работы классного руководителя с родителями...

Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"

Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...

Взаимодействие классного руководителя с родителями в воспитании учащихся

Успешное решение задач обучения, воспитания и развития возможны только при условии взаимодействия семьи ишколы. Сотрудничество семьи и школы....