Гиперактивные дети
консультация по теме

Цапенко ольга Евгеньевна

для работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnye.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Младшие школьники. «Группы риска»

     Среди детей школы, вызывающих проблемы, трудности. Повышенное внимание педагогов, часто оказываются даже не дети с задержкой умственного и психического развития, а шумные, беспокойные, гиперактивные дети.

Гиперактивность.

     Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость. Невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

     В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания» (Н.Я.Заваденко. Т.Ю.Успенская).

     Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди младшего школьного возраста. Причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.

     Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания. Так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию

этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

     Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

     Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

     Большинство таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство. Лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

     Причины гиперактивности многообразны:

 - органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

 - перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);

 - генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может

 носить семейный характер);

 - особенность нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);  -                                          пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

 - социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).

      Важное место в преодаливание синдрома дефицита внимание принадлежит медицинской терапии. Поэтому необходимо убедится в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

       Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы «Психогигиена детей и подростов»,1985.

        В воспитании ребенка с гиперактивности родителям и педагогов необходимо избегать двух крайностей: проявление чрезмерной жалости и вседозволенности - с одной стороны, а с другой -постановки перед ним повышенный требований, которые он не в состоянии выполнять, в сочетаниях выполнять, в сочетание с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.

        Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от педагога и родителей больших усилий и огромного терпения.

       При работе с гиперактивными детьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

     1.В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

     2.Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

     3.Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

     4.Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

     5.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

     6.Поощеряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение).

     7.Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

     8.Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивностью.

     9.Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

       Учителям рекомендуется:

   - работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

   - по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

- во время урока ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гипероктивного ребенка - в центре класса

 напротив доски;

- предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случи

 затруднения;

- учебные занятия стоит проводить по четко расплонираванному, стеногипкому распоряту;

- научить гипероктивного ученика пользовать специальным дневником или календарем;

- занятие, предполагаемые на уроке, писать на доске;

- на определенный отрезок времени давать только одно задание;

- дозировать ученику как можно больше заданий, предполагать его в виде последственый частей и контролировать ход работы над каждой из частей, вынося необходимые коррективы;

- во время учебного дня предусматривать возможности для «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

     Гиперактивные дети – «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей. Так и учителей» (М.Раттер). В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе необходимо наладить совместную работу педагога с родителями и психологом.

Тест на Гиперактивность

(похоже на детскую игру из серии «Найди 5 отличий»…)

Итак, активный ребенок:

   - большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать;

   - быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов;

   - для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение;

   - он активный не везде (к примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей;

   - он неагрессивный, то есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», носам редко провоцирует скандал.

Так гиперактивный ребенок:

   - он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а, выбившись из сил окончательно, плачет и истерит;

   - быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает; у него часто кишечные расстройства; для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость;

   - ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения; и в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно;

   - часто провоцирует конфликты; не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

     Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что-то с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и «перебором»?

     Активный ребенок – это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует. Поет, кричит – и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: «Какой же ты хороший, когда спишь!»

     Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивностью патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между активностью и навязчивой перевозбудимостью.

     Откуда ноги растут?

     Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость. А скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, а если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

          Спокойствие, только спокойствие!

     Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности? Создать ему  определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами – очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе «четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными. А также воспользуйтесь советами:

   - малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой;

   - научить ребенка управлять собой – ваша первоначальная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «Хочешь бить – бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросать камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать;  

   - в воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму;

   - ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы;

   - необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр.);

   - в некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований. Которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку;

   - «движение – это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать;

   - иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями

   - обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором небудет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу  больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть – не заставляйте его!

   - подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него – просто панацея;

   - приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца;

   - научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии – это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация;

   - и не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

     И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность – это не болезнь, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

  Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде критериев.

     Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков:

  1. Нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.
  2. Часто переспрашивает.
  3. Легко отвлекается на внешние раздражители.
  4. Путает детали.
  5. Не заканчивает то, что не слышит.
  6. Слушает, но кажется, что не слышит.
  7. Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один».

     Импульсивность диагностируется, когда присутствует 3 признака из5:

  1. Выкрикивает в классе, шумит в классе во время урока.
  2. Чрезвычайно возбудим.
  3. Трудно переносит время, когда ждет свою очередь.
  4. Чрезмерно разговорчив.
  5. Задевает других детей.

    Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:

  1. Карабкается на шкафы и мебель.
  2. Всегда готов идти, чаще бегает. Чем ходит.
  3. Суетлив. Извивается и корчится.
  4. Если что-нибудь делает, то с шумом.
  5. Должен всегда что-нибудь делать.

    Другие диагностические критерии включают:

  1. Проявление симптомов до 7 лет.
  2. Продолжительность симптоматики, по крайней мере 6 месяцев.

     Кроме того. Для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо использовать критерии Американской Психиатрической Ассоциации (1987), представленные. По крайней мера 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательно.

      1.Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).

   2.С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.

   3.Легко отвлекается на посторонние стимулы.

   4.С трудом ожидает очереди для вступления в игру.

   5.Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен.

   6.С трудом исполняет инструкции других.

   7.С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

   8.Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.

   9.Во время игр беспокоен.

   10.Часто чрезмерно разговорчив.

   11.В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью».

   12.Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ.

   13.Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.)

      14.Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»)

     Использование апробированных нами анкет и соответствующих критериев позволяет диагностировать наличие у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка

 

        Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

        1.Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложить сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.

        2.Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребенок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или  пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идет!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется».

        3.Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» - это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.

        4.Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовать пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребенок выполняет команды.

        5.Предложить ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.

        6.Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

        7.Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).

        8.Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.

        9.Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).

       10.Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

       11.Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша». Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его в руки, покачать, спеть песенку.

       12.Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

       13. Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годом привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

       14.Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.

       15.Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).

         16.Предложите игру «Капитан и корабль». Капитан должен отдавать команды («Направо», «Налево», «Прямо»), а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей.

         17.Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву «А»).

         18.Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке, и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу.

         19.Попросите малыша, носящегося по квартире выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухне и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.

         20.Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.

     Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет пример и чувствует и отражает ваше собственное состояние.

 

 

   

-  

 

                               

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правила для родителей по воспитанию гиперактивных детей

статья для родителей по воспитаню гиперактивных детей...

Семинар для родителей гиперактивных детей

При воспитании в семье гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей: ...

педагогическое сопровождение гиперактивных детей

Педагогическое сопровождение школьников с гиперактивностью в рамках профилактики дезатоптации....

Особенности воспитания гиперактивных детей

Статья повествует о работе с гиперактивными детьми...

программа для гиперактивных детей

очень полезный материал, как для учителей, психологов, так и родителей...

Гиперактивные дети

Памятка родителям гиперактивных детей...