Материал для родителей"Стили воспитания и их влияние на личность ребенка"
консультация по теме

Данный материал освещает различные типы воспитания детей: гиперопека и сверхконтроль, гипоопека, адекватный стиль воспитания. Автор показывает, как тот или иной тип воспитания формирует личностные черты ребенка и оказывает влияние на его характер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stili_vospitaniya.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стили воспитания и их влияние на личность ребенка.

Кто из вас, дорогие родители, не мечтает увидеть своего ребенка состоявшейся личностью. Сильным, добрым человеком, уверенно идущим по жизни, самостоятельно решающим свои проблемы?

Самостоятельность- это неотъемлемое качество взрослого человека, характеризующее его способность жить в окружающем мире. Теоретически мы все понимаем, что одной из главных задач воспитания является подготовка к будущей, самостоятельной жизни, взрослой жизни. Но многие родители не уделяют должного внимания воспитанию и формированию этого качества (самостоятельности).

Основным препятствием на пути развития у ребенка самостоятельности являются 2 типа детско-родительских отношений: гиперопека и сверхконтроль. Данные стили воспитания  препятствуют развитию самостоятельности и порождают у родителей и детей многочисленные проблемы.

 Гиперопека - при гиперопеке наблюдаются  близкие, теплые, доверительные отношения между ребенком и родителями. Ребенка любят, лелеют, опекают, за него тревожатся, уделяя ему много сил, времени и внимания.  Родители рассматривают его как слабое существо, которому трудно без их помощи приспособиться к жизни. Поэтому они  максимально оказывают помощь, ограждают его от малейших трудностей. Выполняют его дела, обязанности, действия.   В результате у ребенка формируется способ существования, ориентированный на внешнюю помощь. Это приводит к формированию у ребенка двух негативных черт личности: слабоволия и зависимости от других.

Слабоволие  выражается в несобранности, невнимательности, неусидчивости, зависимости поведения, от ситуационных факторов. Ребенок испытывает трудности  при организации своего жизненного порядка, расписания.

Зависимость поведения о других людей – повышенная чувствительность  к мнению  и оценкам окружающих, которые во многом определяют его самооценку. Ребенок занимает позицию ведомого: им управляют,  им командуют, а он подчиняется.

Сверхконтроль- это тип воспитания, который характеризуется   слабостью  эмоциональных отношений между детьми и родителями и, одновременно,  повышенным уровнем контроля со стороны родителей. Родители склонны рассматривать ребенка как материал,  из которого они хотят сделать полноценного человека. Они жестко предъявляют  ему требования и следят за их выполнением. В результате жизнь ребенка  характеризуется чрезвычайным  внешним контролем   на  соответствие его поведения  требованиям родителей и подавлением  интересов и потребностей ребенка.

В результате  нарушение развития самостоятельности при сверхконтроле проявляются  в формировании трех негативных качеств:

1) своеволия 2) ненормативности поведения 3)повышенной потребности в признании со стороны окружающих и самоутверждении.

Своеволие заключается в настойчивом стремлении ребенка освободиться от чрезмерного контроля со стороны родителей, желании поступить только по- своему: приходить  только тогда, когда захочет, дружить с тем, с кем захочет и т. д. Часто в этой борьбе  между родителями и детьми  ребенок проявляет агрессию, скандалы, истерики, убегает из дома.

Ненормативность  поведения – склонность к совершению таких поступков, как хулиганство, воровство, употребление алкоголя, наркотиков, курение, нецензурная брань.

Повышенная потребность в признании и самоутверждении – он много времени он проводит в компании своих сверстников, принимающих и признающих его, где он и совершает  свои так называемые «геройские» поступки.

Всего хорошо в меру.  Из моего подробного описания влияния типов воспитания  гиперопеки  и сверхконтроля на развитие самостоятельности ребенка может сложиться впечатление, что ребенка следует, как можно меньше опекать и контролировать. Конечно же, это не так.  В психологии является азбукой положение о том, что без опеки и контроля со стороны родителей  формирование полноценной и нормальной личности невозможно. Но и то и другое должно быть в разумной мере, что бы не препятствовать развитию самостоятельности. Эту меру нельзя выразить в цифрах или формулах, она очень индивидуальна  и зависит от возраста ребенка, условий жизни, характера и темперамента. Найти эту меру для каждого ребенка - достаточно непростая задача для родителей. Требования и условия должны быть разумными и учитывать интересы и родителей и детей.

Адекватный тип детско-родительских отношений.

Члены семьи принимают и любят друг друга. Занятость родителей на работе сочетается с увлечениями в разных формах: спорт, музыка, шахматы, кулинария, да что угодно.

Но родители не повторяют каждую минуту: «Учись!». Они своей жизнью дают пример. Их заинтересованность в развитии ребенка  проявляется естественно, в совместных занятиях, увлечениях, прогулках, играх, ведении хозяйства. Доминирующее чувство в общении - уважение.

Абсолютное большинство родителей хотят  только хорошего для своих детей. Но  они часто оказываются в плену  своих представлений  и не могут изменить свой стиль воспитания. Следует пронаблюдать и проанализировать: все ли меня устраивает  в моем собственном поведении и поведении моих детей? Если Вы обладаете таким  положительным психологическим качеством, как готовность к изменениям, то имеет смысл начать их. А может быть все в порядка и ваш стиль воспитания можно отнести к адекватному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание,как основа гармоничного развития личности ребенка.

Глубокие социально-экономические преобразования,происходящие в современном обществе,заставляют нас размышлять о будущем России,о её молодежи.В настоящее время смяты нравственные ориентиры,подрастающее...

Доклад "Воспитание патриотизма и формирование творческой личности ребенка на уроках кубановедения"

Описание работы по воспитанию патриотизма и формированию творческой личности....

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

        Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом....

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов...