Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
консультация на тему

Паутова Светлана Михайловна

Лекторий для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stil_semeynogo_vospitaniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Стиль семейного воспитания

                и его влияние на развитие ребенка

           Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

          Семья- малая ( первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных с двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

          Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные.

  Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

- функция воспроизводства;

- социальный контроль;

- экономическая поддержка детей;

- поддержка нетрудоспособных;

- защита права ребенка на полноценное развитие;

        Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

- удовлетворение потребности в любви;

- функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

- функция самоутверждения, самореализации и личностного роста;

- психотерапевтическая функция семьи;

- функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

- функция формирования позитивных отношений;

- функция формирования культурной общности.

       Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов и подготовка детей к жизни в обществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую культуру всех членов семьи и прежде всего, родителей.

        Высокоинтегрированная семья отличается тем, чтоее члены хорошо знают индивидуально- психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи.

       В эмпирическом исследовании Дж.Болдуина выделено 2 стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.

       Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим- верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

      Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

      Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем воспитания.

       Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но дети с трудом поддавались внешнему контролю.

     Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

     При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления.

                 ОПРОСНИК «Мера заботы»

                                   Баллы

 «Категорически не согласен» - 1 балл

 «Я не спешил бы с этим согласится» - 2 балла

 «Это, пожалуй, верно» - 3 балла

 «Совершенно верно, я считаю именно так» - 4 балла

                                 

                            Результаты

        Если Вы набрали свыше 40 баллов, то вероятнее всего, интересы ребенка – главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: « Воспитывать детей – значит учить их обходиться без нас».

       От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку Вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

       Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от Вас большого участия и заботы!

                            ОПРОСНИК « ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»

            С помощью этого теста попытаемся разобраться, какой стиль отношений преобладает в вашей семье. Выберите тот вариант реакции, который Вы предпочли бы в подобном случае.

   

1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к Вам с вопросом. Вы:

А) отошлете заниматься его другим делом, чтобы не мешал;

Б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;

В) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.

2.Ребенок стащим какую-то Вашу вещь и отказывается в этом признаваться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:

А) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;

Б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;

В) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.

3. ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы првести вместе с Вами за праздничным столом. Ваша реакция:

А) это абсолютно исключено: маленькие дети должны ночью спать;

Б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;

В) Вы постатаетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что  в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.

4. ребенок взялся помочь Вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы:

А) в сердцах дадите ему подзатыльника. И нечего плакать- сам виноват;

Б) в следующий раз обойдетесь без его помощи; пускай каждый занимается своим делом;

В) обрабатываете ранку, успокаиваете ребенка и вместе убираете осколки, хотя вазу, конечно, жалко и Вы даете помощнику понять, что следует быть аккуратнее.

5. Ребенок произнес ругательное слово, Выяснилось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция:

А) сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с грубиянами ребенка  впредь надо оградить;

Б) подумаешь: все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;

В) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно. Никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?

6. В детских играх Ваш ребенок часто проигрывает сверстникам. Вы решаете:

А) необходимы интенсивные развивающие занятия. Иначе ребенок рискует отставать от товарищей и ни в чем не преуспеть;

Б) все равно он - самый хороший! А других еще обгонит в свое время;

В) у Вашего ребенка есть свои преимущества. Надо постараться их развивать.

7. Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребенка доставляют им беспокойство. Вы:

А) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться. Виновник будет наказан;

Б) разве можно ожидать от малыша полной тишины? Эти соседи слишком требовательны;

В) обещаете соседям соблюдать тишину.  А в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нравится его активность.

8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкраном. Ваша реакция:

А) ознакомившись с телепрограммой, Вы сами выбираете передачи, которые позволено будет смотреть;

Б) когда малыш сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если Вы заметите, что показывают что- то неподходящее - выключите телевизор;

В) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблюдать меру. Если малыш склонен не превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.

9. Сын Ваших знакомых по неосторожности попал под машину. Ваша реакция:

А) очень поучительный пример! За детьми надо следить, сами Вы ни на секунду не ослабите внимания и не ослабите внимания и не  допустите несчастия;

Б) мальчишку, конечно, жалко. Но, слава богу, это не Ваш ребенок;

В) Вы не упустите случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице.

10. Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду. Вы:

А) стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно и лучше выбрать другую профессию;

Б) никак не реагируете: ведь эти детские желания так переменчивы;

В) затеваете игру в детский сад, причем малыш может взять на себя роль воспитателя, вы же согласны  и на роль ребенка;

11.Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка. Вы:

А) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти;

Б) зато Вы своему купили модную обновку;

В) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов: на положительных примерах полезно поучиться

12.Телесные наказания недопустимы. Вы считаете:

А) шлепок или подзатыльник - это не телесные наказания; иногда даже такая мера полезна;

Б) если сильно рассердитесь, то можете дать волю рукам; но чаще ограничиваетесь иными методами;

В) ударить слабого – это унижение для сильного. Вы никогда не станете так унижаться.

   

 

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....

Материал для родителей"Стили воспитания и их влияние на личность ребенка"

Данный материал освещает различные типы воспитания детей: гиперопека и сверхконтроль, гипоопека, адекватный стиль воспитания. Автор показывает, как тот или иной тип воспитания формирует личностные чер...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

        Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом....

Стили семейного воспитания. Как это отражается на ребенке?

Каждая историческая эпоха характеризуется стилями семейного воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересованно общество. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее х...

Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

В материалах представлена классификация стилей семейного воспитания по Г.Крайгу. Дана их характеристика, информация о том, как влияет стиль воспитания на формирование личности ребенка. Каждый из стиле...

Родительское собрание "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"

Родительское собрание - тренинг "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"...