Стили семейного воспитания. Как это отражается на ребенке?
статья по теме

Каждая историческая эпоха характеризуется стилями семейного воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересованно общество. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы  педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В данной статье рассматриваются характеристики стилей воспитания и то, как они проявляются в поведении ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_semeynogo_vospitaniya.docx27.08 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Стили семейного воспитания

Каждая историческая эпоха характеризуется стилями семейного воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересованно общество. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы  педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания :

попустительский,

состязательный,

рассудительный,

предупредительный,

контролирующий,

сочувствующий,

гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

Типы темпераментов родителей, из совместимость

Традиции семей, в которых воспитывались сами родители

Научно-педагогическая литература, которую читают родители

Уровень образования родителей.

Попустительский тип семейного воспитания

Родители

С самого раннего детства предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий.

Сами родители очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело используют методы наказания и поощрения. «Кнут и пряник»

Они могут наказать ребенка и тут же поощрить, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал им.

Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств как: угодничество, лесть, подхалимаж.

Постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. Обычно в таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка – вместе с ним. Следствием таких действий становится то , что в последствии дети начинают искать выгоду в том или ином случае.

РЕЗУЛЬТАТ: формируется конформный социально-психологический тип личности.

Дети

Дети конформного типа в детской среде часто являются ябедами, подхалимами, подлизами. Любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственной ни физической работы. Для таких учащихся нередко не существует запретов и нравственных норм.

Могут проявлять самоуверенность , граничащую с хамством. Очень ярко это проявляется в старшем возрасте. Так ребенка в старшем возрасте начинает хамить родителям, не обращая внимание на реакцию взрослых. Также таким детям характерно такое качество как :умение обещать, но не выполнить.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Их мало интересует процесс учения.

Они готовы требовать от учителя лучшую отметку любой ценой.

Плохо реагирую на критик, но при этом у них всегда кто-то виноват.

Не умеют бескорыстно дружить, им трудно вжиться коллектив, т.к им хочется всегда быть на виду, и если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Отсюда возникновение конфликтов, которые они же сами и провоцируют.

Родители

В совю очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку. Они стараются подчеркивать достоинства своего ребенка, а к недостаткам относятся с любовью и умилением.

Фраза: Я САМ ТАКИМ БЫЛ, ОДНАКО ВЫРОС ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ!

Состязательный стиль.

Родители:

С раннего возраста ребенка ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное.

Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда моральное поощрение заменяется материальным.

Постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают если это сравнение не в его пользу.

Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда , когда ребенок этого не хочет. И такое разностороннее развитие, однако связано не с интересами ребенка, а с родительским ЭГОИЗМОМ,

Очень часто родителям хочется при удобном случае заявить о том, что их ребенок увлекается тем или иным видом деятельности. И это зачастую приводит  к тому , что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Но если он терпит поражение, это может выбить его из колеи и даже привести к депрессии.

В воспитательном процессе родители применяют как методы поощрения, так и наказания. Но если поведение ребенка идет в разрезе с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть  не только суровым , но и жестоким.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимание на человеческие качества ребенка. Защиту ребенка от всех претензий они ставят на первое место. Не терпят обидчиков, не боятся вступаль в конфликтные ситуации с обидчиком, не обращая внимание на то взрослый он или нет. Ну и конечно же не обращают внимание на то, прав ли был их ребенок или нет

РЕЗУЛЬТАТ: формируется поисковой социально- психологический тип личности.

Обычно дети из таких семей начинают учиться с первого класса на отлично. Они стараются демонстрировать свою эрудицию и способности. В детском коллективе такие дети всегда претендуют на лидерство. Очень любят командовать над другими., и испытывают огромное удовольствие, если кто-то попадает под их зависимость.

Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных результатов, особенно в условиях конкуренции. В любой деятельности их прежде всего привлекает РЕЗУЛЬТАТ.  Но если результата деятельности они не достигают или оренка результат их деятельности оценена не по достоинству ( т.е они хотели победить, но заняли 3 место) в этом случае у таких детей проявляется агрессия.

Также учащиеся данного типа глубоко переживают свои ошибки и промахи.

Им характерны такие качества как :самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличесние всоих возможностей, безразличие к нитересам коллектива, сосредоточение на демонстрации своих возможностей.

В воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического осмысления своих поступков в различных ситуациях. Особого внимания требует формирование культуры общения со сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя , но и других.

Рассудительный стиль воспитания

Родители

Предоставляю ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок.

Из своего педагогического потенциала они исключают все упреки и крики.

В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерам и физическими наказаниями, считая , что ребенок может сам себе выбрать вид деятельности по душе, а они могут дать только рекомендацию или совет.

Обычно у таких родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения.

Родители с интузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива, в котором находится их ребенок.

Заботятся о том, чтобы достоинство их ребенка никогда не принижалось ни посторонними, ни родственниками.

Если такой ребенок совершил плохой поступок родители не спешат с его наказанием , а дают возможность ребенку обдумать совершенное им, осознать свой потупок. Помогают осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.

РЕЗЕЛЬТАТ сенсиативный социально-психологический тип личности

ДЕТИ

На равнее со взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации.

С раннего детства привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители.

Обычно дети в таких семьях вырастают любознательными и активными.

Предупредительный стиль воспитания.

Родители

РЕЗУЛЬТАТ: инфонтильный социально-психологический тип личности.

Одной из причин такого стиля воспитания является: 1.болезненность ребенка с раннего детства, 2.особенность характера родителей.

В результате того, что ребенок часто болеет, родители часто становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Родители сами определяют, что может быть интересно их ребенку, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

Такая деятельность родителей может объяснятся еще тем, что онибоятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяческих проявлений инициативы со стороны ребенка.

С раннего детства родители стараются оградить ребенка от каких либо наказаний со своей стороны, со стороны родственников, а также со стороны других людей и детей.

Обычно в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка.

В последствии когда ребенок становится уже более взрослым родители начинают использовать материальное стимулирование ребенка, лишь для того чтобы он никогда не выходил из их повиновения и был им послушан.

Они делают все возможное и невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали.

На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания.

Дети

У детей данного типа формируется ситуативная мораль. Другими словами попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо доверяя чужому мнению.

Также у детей данного типа наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью

В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушницать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.

Также если поддерживать таких детей в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, в плоть до беспрекословного подчинения.

Имея хорошие учебные  задатки, они совершенно не желают трудиться , что приводит к плохой успеваемости. Доходит до того , что родители порой сами начинают делать за своих детей уроки.

Такие дети легко вовлекаемые в различные компании. В детском коллективе такие дети на лидерство не претендуют. Они либо следуют за лидером, либо за большинством. Таким ребятам практически не свойственна самокритичность, они любят во всех своих неудачах обвинять других. Очень часто они безразличны к критике. В классных коллективах они ведут себя достойно и спокойно, если же нарушают дисциплину то за компанию.

Главным отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке других.

Контролирующий стиль воспитания.

Родители

Тревожный социально-психологический тип личности.

Этому способствуют следующие причины:

Ребенок воспитывается в семье где с ним жестоко обращаются

Ребенок длительное время находился без родителей.

Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.

Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен делать.  Младшие школьники относятся к этому спокойно, а старшие протестуют против такого отношения к себе.

Родители достаточно активно используют методы наказания. ( это и командный тон, крик, физические накмазания). Наказывая ребенка очень жестко, они оправдывают себя говоря то, что в их семьях их также точно наказывали и они выросли хрошими людьми.

Очень часто родители увидев и отметив положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое,что им не нравится.

Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Часто такие родители говорят «Яйцо курицу не учит».

Бывает они наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним.

Такие родители мечтают чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Их девиз воспитания в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой.

Дети

В таких семьях дети лишены ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны.

Поступая в школу они сталкиваются с трудностями в учебной деятельности. Их поступки под час становятся неадекватными и принимают форму защитных реакций.

Они боятся сделать ошибки, у них нет самостоятельности.

Внешне они также отличаются от своих сверстников: они угрюмы, подозрительны, склонны к конфликту, нерешительны, замкнуты, но очень ценят товарищество и дружбу. В силу того что дети дома чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людьми.

Критику в свой адрес такие дети просто не замечают . Как только взрослый начинает читать им нотацию, это нередко вызывает у них неадекватную реакцию в виде улыбки в место слез или на оборот.

Сочувствующий стиль

Родители

РЕЗУЛЬТАТ формируется интровертированный  социально-психологический тип личности.

Условия формирования такого стиля воспитания отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.

В подобных семья не нужды использовать методы поощрения и наказания.

Но как бы там не было родители в таких семья х любят своих детей, но никогда не балуют.

Они понимают что их главная задача – научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достугнутой своими силами победе.

В таких семьях ребенка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе, не пытаются обсуждать  и тем более осуждать людей, с которыми возникают трудности.

Родители в таких семьях стараются быть для ребенка примером нравственного поведения. Несмотря на те ошибки, которые ребенок может допускать, родители продолжают общаться сним доброжелательно.

Дети

С раннего детства ребенок предоставлен самому себе.

Очень рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям.

Такие дети очень жалеют сових родителей за то , что им приходится много и активно работать.

Такие дети сильно замыкаются на семье и ее жизни.

Поподая в коллектив такой ребенок ведет себя насторожено, долго присматривается к окружающим, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье.

У таких детей очень заниженная самооценка. Они очень часто боятся браться за какое-то понравившееся поручение или задание, только лишь по тому, что они боятся что у них это не получится.

Особенностью их характера является то, что поставив перед собой цель такие дети всегда ее достигают.

Такие дети уважительно относятся к окружающим, всегда думают о том,как может отразится на других их поступки. Одним из главных недостатков все-таки остается отсутствие инициативы, могут потерпеть поражение в конфликтной ситуации.

Гармоничный стиль

родители

РЕЗУЛЬТАТ формируется гармоничный тип личности.

Родители в таких семьях уделяют своим детям большое внимание по формированию традиций и обычаев своей семьи. Совместное времяпровождение и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Родители требуют от детей осознанность своих поступков и действий. Они и сами поступают с детьми осознанно и мотивированно.

Пример с конфетой

дети

Хорошо учатся, внимательны к просьбам взрослых и других детей.

Обычно говорят правду. Умеют верно дружить, в общении с другими всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств. Не пытаются решать конфликты с позиции силы, всегда готовы помочь. Если они нарушают дисциплину, на все замечания реагируют спокойно и разумно. Впредь пытаются больше не допускать подобных ошибок.

У них рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества

Безусловно нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик. Однако многое из того, что сегодня было сказано все таки поможет вам изменить какие то стороны вашего воспитания., чтобы избежать ошибок в дальнейшей воспитательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили семейного воспитания

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко опреде­лить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы ис­поль...

Стили семейного воспитания

В статье рассказано, какие стили семейного воспитания существуют в российских семьях....

Стили семейного воспитания

слайдовая презентация к родительскому собранию о стилях семейного воспитания, о результатах к которым могут привести перегибы в воспитании детей...

Стили семейного воспитания

материал для родительского собрания...

Личность ребенка как результат стиля семейного воспитания.

Личность ребенка формируется в зависимости от стиля семейного воспитания. В этой статье я рассмотрела наиболее часто встречаемые стили семейного воспитания....

Стили семейного воспитания

Презентация на тему: "Стили семейного воспитания" предназначена для проведения родительского собрания в школе....

Стили семейного воспитания

Презентация к родительскому собранию по теме "Стили семейного воспитания"...