Стили семейного воспитания
материал (5 класс) по теме

материал для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_uchitsya_tomu_chto_vidit_u_sebya.pptx2.97 МБ
Файл roditelyam.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 5 А класс Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому Гимназия №1, 2009 г.

Слайд 2

Как складываются Ваши отношения с детьми? Фразы Баллы 1. Сколько раз тебе повторять! 2 2. Посоветуй мне, пожалуйста 2 3. Не знаю, что бы я без тебя делала 1 4. И в кого ты такой уродился? 2 5. Какие у тебя замечательные друзья 1 6. Ну на кого ты похож! 2 7. Я в твое время!.. 2 8. Ты моя опора и помощник. 1 9. Ну что за друзья у тебя! 2 10. О чем ты только думаешь! 2 11. Какая ты у меня умница! 1 12. А как ты считаешь, сынок? 1 13. У всех дети, как дети, а ты? 2 14. Какой ты у меня сообразительный 1

Слайд 3

Итоги 7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности. 10 – 12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Слайд 4

Авторитарный тип Воспитание по типу Золушки Контролёр «Ежовые рукавицы» Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Слайд 5

Воспитание по типу Золушки Высокая требовательность + Душевный холод __________________Недоверчивый , жестокий ребёнок

Слайд 6

Контролёр «Ты сделаешь так, как я сказала!» Итог: Виртуозное враньё, двойная жизнь Протест, делает всё, что запрещали Плохие компании, наркотики, беспорядочный секс

Слайд 7

«Ежовые рукавицы» Подневольное существо вырастает чёрствым, суровым к близким.

Слайд 8

Гиперопека КУМИР СЕМЬИ ПОСТОЯННАЯ ОПЕКА КРИТИК ВЫСОКАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Слайд 9

ПОСТОЯННАЯ ОПЕКА Привык повиноваться. Л ишён индивидуальности. Вырастет – может стать неудачником.

Слайд 10

КУМИР СЕМЬИ Своевольный эгоист, потребитель, Иногда воспитывается в «культе болезни» Опережает сверстников в запросах, но отстаёт в навыках развития

Слайд 11

КРИТИК Что бы ни делал ребёнок – похвалы не будет! « Мы жизнь прожили, нам лучше знать» (+) в чем-то критиканство помогает ребенку достичь больших высот. (-) Недохваленный ребенок рискует вырасти злым или не верящим в любовь. Любой успех привыкшего к сверхкритике человека отравлен страхом.

Слайд 12

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Свои не оправдавшиеся надежды взрослые мечтают реализовать в детях . Или нагружают тяжёлыми «взрослыми» обязанностями. Этот груз часто непосилен. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

Слайд 13

Попустительство Потакание Гипоопека Воспитание подарками Попустительствующие родители – импульсивные , агрессивные дети.

Слайд 14

ГИПООПЕКА Вседозволенность, отсутствие интереса. Это педагогически запущенные дети!

Слайд 15

ПОТАКАНИЕ О т детей не требуют серьёзного поведения. Не наделяют их должным уровнем самостоятельности. П остоянно стараются избежать всевозможных конфликтов

Слайд 16

ВОСПИТАНИЕ ПОДАРКАМИ Дети получают суррогаты любви. Такие дети, как правило, сдают родителей в дома престарелых .

Слайд 17

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Формируют ответственное общественное поведение. Наиболее оптимальный стиль для воспитания подростка в семье .

Слайд 18

Как найти «золотую середину»? Принимать ребёнка таким, какой он есть не только сердцем, но и умом. Критично относиться к своим ошибкам.

Слайд 19

Как найти «золотую середину»? Не подавляющий, а инструктивный контроль (может быть ты сделаешь так, как я предложу?) Грамотная оценка обстоятельств и мотивов принятия решений.

Слайд 20

…Ребёнок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя… Ш.Л. Амонашвили

Слайд 21

Я...свяжу тебе жизнь... Из пушистых мохеровых ниток... Я...свяжу тебе жизнь... Не солгу ни единой петли... Где...узором по полю молитвы... Пожелания счастья... В лучах...настоящей любви...

Слайд 22

Я...свяжу тебе жизнь... Из веселой меланжевой пряжи... Я...свяжу тебе жизнь... И потом...от души подарю... Где...я нитки беру? Никому... никогда...не признаюсь...

Слайд 23

Чтоб... связать...тебе жизнь... Я...тайком распускаю...свою .

Слайд 25

НАШИ ДЕТИ

Слайд 26

НАШИ ДЕТИ



Предварительный просмотр:

  1. В наши дни родителями быть дорого и трудно. Это подтверждается:
  1. Значительным сокращением среднего размера российской семьи;
  2. Увеличение количества однодетных и неполных семей;
  3. Резко сократилась рождаемость.

Объясняется такое положение материальными проблемами семьи в нашем современном обществе.

Главный вопрос, стоящий перед родителями:

  1. Как прожить?
  2. Во что обуть и одеть детей?
  3. Как их выучить и оздоровить?

Но всё-тки, мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей.

  Представление о счастье каждый человек связывает с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. 

  Более того, ученые считают, что неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на развитие депрессивного состояния, а порой и толкает на необдуманные поступки.

   Действительно, семья – это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.   Семья дает первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

   Родительская любовь, с одной стороны, доверие ребенка к родителям – с другой, родители создают совершенные условия для познания мира, человеческих отношений, прав и обязанностей.

  1. СЛАЙД 2. Как складываются ваши отношения с детьми? Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос! Известный российский психолог Р. Овчарова для получения ответа тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми:

Фразы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять!

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста

2

3. Не знаю, что бы я без тебя делала

1

4. И в кого ты такой уродился?

2

5. Какие у тебя замечательные друзья

1

6. Ну на кого ты похож!

2

7. Я в твое время!..

2

8. Ты моя опора и помощник.

1

9. Ну что за друзья у тебя!

2

10. О чем ты только думаешь!

2

11. Какая ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок?

1

13. У всех дети, как дети, а ты?

2

14. Какой ты у меня сообразительный

1

СЛАЙД 3. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности.

10 – 12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, эта игра – лишь намек на реальное положение дел, и вместе с тем - информация к размышлению.

  1. Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

 Естественно, что родители занимаются воспитанием своих детей, поощряя поведение, которое считают правильным, прививая ребенку определенную систему норм.

     Понятно, что воспитание является приоритетной задачей семьи и, безусловно, необходимо. Однако, в различных семьях, родители используют различные подходы к воспитанию, ищут свой стиль. Какие же бывают стили воспитания?

  1. СЛАЙД 4. Авторитарный тип. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. В условиях жесткого контроля, высокой требовательности, властности формируется либо протест, желание высвободиться, либо дети адаптируются к требованиям и у них формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе, низкая самостоятельность, социальная незрелость. Если же высокая требовательность сочетается с эмоционально холодным, отвергающим отношением (воспитание по типу Золушки), то дети из таких семей испытывают трудности в общении, относятся к людям с недоверием, часто проявляют жестокость.

Контролёр-воспитатель

При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль, если он вообще проявляется.

В подростковом возрасте воспитанный таким образом послушный ребенок может сильно измениться и стать неуправляемым. Воспитанная у него привычка принимать и подчиняться чужим взглядам поменяла объект: если раньше он ориентировался на взрослых, то, подрастая, некритично принимает нормы подростковой группы. Результаты научных исследований, опыт психологов-практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Контролер

Такую мать еще можно назвать диктатором или надзирателем, ведь с самыми добрыми намерениями она превращает дом в тюрьму для маленького человека. Визитная карточка контролера – слова «Ты сделаешь так, как сказала я» и установка на то, что ребенок не имеет права на личную жизнь и его слово не значит ничего. При этом мать-контролер стремиться знать о нем все из соображений «как бы чего не вышло», собирает информацию и временами устраивает перекрестные допросы приятелям своей дитяти и даже их родителям. Естественно, другие дети стараются держаться от неприятной тети подальше, что автоматически переносится и на ребенка. Корни такого поведения могут быть различны: собственное трудное детство, сокрытие неуверенности в себе, стремление реализовать собственные подавленные желания, привычка командовать на работе и многое другое. При этом естественное направление жизни ребенка подменяется слепым следованием родительским прихотям.

Плюсы: Если вы не стремитесь воспитать составителя легенд для разведчиков (при матери-диктаторе приходится учиться врать так, чтобы комар носа не подточил), то никаких плюсов в столь суровом подавлении личности нет.

Минусы: Часто дети родителей-контролеров вырастают слабыми людьми, выбирающими путь наименьшего сопротивления, или ведут двойную жизнь. В этом случае в собственной семье их ждет разочарование и стремление к выбору партнера, который будет обижать и наказывать так как, как это делали родители. Второй вариант развития ситуации — протест, когда подросший ребенок отрицает авторитет родителей, отказывается иметь с ними дело и стремиться сделать все, что ему запрещали. Отсюда плохие компании, наркотики, беспорядочный секс и попытка выбрать наиболее нестандартную и шокирующую модель поведения.

«Ежовые рукавицы».

Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.